window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
16 августа 2025, 09:45

Киберразвод по-новому: как фальшивые университеты обманывают студентов

Мошенники оформляют микрокредиты под видом обучения в онлайн-университетах

09:07
Фото / Видео: © РЕН ТВ / РЕН ТВ

Магические перевоплощения и другие невероятные фокусы виртуальных мошенников во всех смартфонах страны. Правда, участие в таком представлении может дорого обойтись. Москвич Рабадан Байрамов едва не лишился 120 тысяч рублей. Деньги в займы у него попросил, как он думал, двоюродный брат.

"Ну, вызвало, конечно, сомнения, но тут родственник прислал голосовое сообщение, в котором, соответственно, не возникало никаких сомнений, что я общаюсь именно с этим человеком", – рассказал нарвавшийся на мошенников Рабадан Байрамов.

Молодого человека спасло одно: реквизиты банка показались ему подозрительными, и он отказался от перевода. А позже созвонился с братом и убедился, что едва не попался на удочку мошенников. Но гораздо чаще аферистам, которые искусно маскируются под друзей, родственников, сотрудников банка и правоохранителей, удается довести начатое до конца. 

Но на каждую такую уловку программисты и инженеры по всему миру разрабатывают не менее продвинутые методы защиты. Какие инновационные средства спасут нас от жуликов и аферистов? Подробнее – в программе "Наука и техника" с Михаилом Борзенковым на РЕН ТВ.

Как использовать нейросети против кибермошенников

Российские IT-специалисты решили отрезать мошенникам доступ в интернет. А точнее, ограничить вход на сайты и в приложения, где аферисты чаще всего выдают себя за других. Например, в банковские и кредитные сервисы, социальные сети и сайты для аренды машин. Чтобы зарегистрироваться в этих системах, как правило, нужно предоставить фото или видео с паспортом. Новая разработка подключается на этом этапе. Она сравнивает лицо и снимок на документе. Задача трудная, ведь на фотографиях в удостоверении личности нас порой родная мать не узнает.

Как использовать нейросети против кибермошенников. Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ

"Задача, когда у вас паспорт-селфи, – это такая задача… там очень сложная геометрия сцены, очень сложная геометрия самого документа, это книжечка обычно. И мы, соответственно, эту нейросеть настроили таким образом, что она знает законы перспективы и законы геометрии, связанные с линиями", – поделился доктор технических наук, генеральный директор IT-компании Владимир Арлазаров.

Нейросеть использует не один единственный снимок. Она анализирует целый видеопоток в реальном времени: сравнивает межкадровые векторы, сглаживает искажения картинки, борется с низким разрешением. Отсюда и высочайшая точность работы: секунды не прошло, а человек уже опознан! Воспользоваться такой цифровой защитой смогут и клиент на своем смартфоне, и представитель банка. А мошеннику в регистрации по чужому паспорту будет отказано.

Перевод заблокируют: программа вычислит шарлатанов

В сезон отпусков от вас может улететь не только самолет, но и все ваши денежки. В России растет число махинаций с фальшивыми авиабилетами. Также мошенники подделывают сайты по продаже путевок и туров. Они публикуют заманчивые предложения, соблазняют акциями и низкими ценами. Делая покупку на липовой интернет-странице, клиент сам дарит злоумышленникам всю информацию о себе: и паспортные данные, и доступ к банковским счетам. В итоге человек прощается и с отпуском, и с деньгами, до которых кибержулики успеют дотянуться.

Перевод заблокируют: программа вычислит шарлатанов. Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ

Помешать этому призван инновационный метод ученых Пермского политеха. Они придумали программу, которая сразу распознает, кто переводит деньги онлайн – хозяин банковского счета или какой-то сомнительный персонаж. Алгоритм вычисляет шарлатанов с точностью до 95%. Система анализирует все особенности цифрового платежа: с какого устройства человек зашел на сайт и каким IP-адресом он пользуется. А еще сколько секунд у него уходит на оплату и какие суммы клиент привык тратить в интернете. Если действия не укладываются в привычную схему, перевод просто заблокируют.

"Сейчас мы систему адаптируем под маркетплейсы, то есть обучаем на основе данных с маркетплейсов. В дальнейшем мы будем обучать и по другим услугам, таким как такси, как медицинские услуги", – отметил аспирант кафедры "Информационные технологии и автоматизированные системы" Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) Александр Субботин.

Проанализирует все: алгоритм на основе ИИ проверит репутацию организаций

Иногда аферистом оказывается не просто человек, а целая организация. Причем солидная, на первый взгляд. Онлайн-университет из Казани испарился на глазах собственных студентов. Среди обманутых клиентов оказался и Владимир Рыжков. На курсах дополнительного образования он мечтал обрести полезную современную специальность в области IT. В итоге ему навязали кредит на оплату курсов. И научили одному – не верить проходимцам.

"Оказалось, что на меня оформлен кредит микрофинансовой организации. Но меня ежемесячные платежи устраивали, все было вроде более-менее нормально. Я начал учиться. Обучение продолжалось три недели, после чего все исчезло. На связь никто из представителей университета больше не выходил. И таким образом я понял, что я стал жертвой мошенников", – рассказал потерпевший Владимир Рыжков.

Прежде чем платить деньги любой организации, проверьте ее репутацию. Поможет в этом новый алгоритм от специалистов Бауманки. Он создан на основе искусственного интеллекта и может находить аномалии финансовых данных.
Проанализирует все: алгоритм на основе ИИ проверит репутацию организаций. Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ

"Например, указание несуществующего или подставного директора. По учредителю это фиктивные и номинальные владельцы. Такие могут использоваться для создания фейковых организаций с целью мошенничества, уклонения от уплаты налогов или отмывания денежных средств", – отметил директор НОЦ ФНС России и МГТУ им. Н.Э. Баумана Алексей Бородулин.

Для опознания мошенников программа анализирует три важных момента: адрес регистрации юрлица, данные о руководителе и учредителе. И сравнивает все это с данными налоговиков. Алгоритм способен обрабатывать информацию о сотнях тысяч компаний в час.

"Пишется код модели, которая производит предсказание наличия или отсутствия недостоверности в данных. И затем этот код разворачивается на серверах, которые мы можем видеть здесь", – подчеркнул разработчик НОЦ ФНС России и МГТУ им. Н.Э. Баумана Андрей Оськин.

Никаких больше шпионов: как защитить свои облачные данные

Жертвами мошенников становятся не только доверчивые граждане, но и огромные транснациональные компании. Одна из самых крупных кибератак – взлом хакерами облачного хранилища японской компании – известного бренда в фотоиндустрии. Преступники похитили 10 терабайт данных, в том числе личные снимки и видеозаписи пользователей, чтобы шантажировать людей и вымогать деньги.

Миллионы россиян тоже хранят данные на виртуальных сервисах. Их трафик только в прошлом году увеличился на треть. Не удивительно, что хакеры не дремлют. По данным Роскомнадзора, количество атак на облачные хранилища выросло в пять раз. 

"Как правило, оставляют простые пароли, не настраивая двухфакторную аутентификацию, авторизацию для использования этих данных. Злоумышленники могут подобрать пароль, получить доступ к аккаунту", – рассказал директор департамента мониторинга кибербезопасности Николай Гончаров.

Никаких больше шпионов: как защитить свои облачные данные. Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Наука и техника", РЕН ТВ
Как уберечь фото и видео от посторонних глаз? В Санкт-Петербурге создали программу, которая легко вычисляет шпионский трафик на вашем компьютере.

"Тот сервис, который мы сделали, он детектирует программы шпионские под названием кейлоггеры. Это такие программы, которые работают с пользовательским вводом, например, нажатие клавиш клавиатуры или мыши, и позволяют их отправлять злоумышленнику. Соответственно, такие программы могут перехватывать в зависимости от контекста и ваши учетные данные, пароли, и, если они их перехватят, злоумышленник получит доступ к вашему облачному хранилищу", – поделился старший научный сотрудник лаборатории проблем компьютерной безопасности Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра РАН Дмитрий Левшун.

Владелец виртуального диска тут же получит от защитной программы оповещение о подозрительной активности. После этого нужно проверить свои гаджеты – нет ли в них шпионских программ? И обязательно сменить логин и пароль от вашего облачного хранилища.

Знаменитый литературный мошенник Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег. Но ему приходилось обманывать своих жертв персонально, лицом к лицу. Современные кибержулики используют дипфейки – личности с поддельными внешностью и голосом. Им нет числа, как и способов надувательства в цифровой вселенной. Одно радует: технологий защиты тоже становится все больше.
Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1347700 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1347700' : 'adfox_151870620891737873_1347700' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1347700(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1347700(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window?.msCounterExampleCom?.hit?.(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })