window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
29 июня 2025, 18:30

Передвинуть дом: как в древности строили монументы из гигантских глыб

Археолог Экоут заявил, что храм Юпитера построили усилиями 25 тысяч рабов

08:59
Фото / Видео: © РЕН ТВ / РЕН ТВ

Существуют различные версии, как в древности перемещали мегалиты. Ученые, энтузиасты-любители, даже блогеры выдвигают различные гипотезы, проводят эксперименты, изучают старинные чертежи и записи. Но точного ответа найти не могут. Ведь универсального объяснения просто не может быть.

Вот вам пример. Китайские специалисты выяснили, что много веков назад огромные валуны перемещали из города в город при помощи саней. В холодное время года рабочие через каждые 500 метров рыли колодцы и добывали воду, которой затем поливали уже имеющийся лед. Это делало поверхность дороги еще более скользкой и упрощало движение саней с грузом. Но такой способ однозначно не подходил для строительства храма Юпитера. Он находится на территории современного Ливана. Климат не тот. А между тем самую большую из известных обработанных человеком каменных глыб обнаружили именно там.

Как древним инженерам удалось справиться с этой непосильной в прямом смысле слова задачей? И можно ли передвигать огромные глыбы с помощью звука? Рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Как сдвинуть здание, не разрушив его

Как передвинуть трехэтажку массой шесть с лишним тысяч тонн? Как по маслу – ответят швейцарские инженеры. Перед специалистами поставили задачу: расширить железнодорожные пути и при этом сохранить здание. Так что его превратили в дом на колесах:

  • постройку "отрезали" от фундамента;
  • поставили на массивную металлическую раму с роликами;
  • переместили по рельсам с помощью специальных гидравлических устройств.

"Все-таки здание – это конструкция массивная и хрупкая одновременно. Нужна, во-первых, значительной величины сила, которая способна отделить здание от фундамента. Либо поднять его вместе с фундаментом. Во-вторых, значительное поступательное движение, чтобы его передвинуть, то есть сила. И самое главное, двигать его нужно равномерно", – пояснил физик, кандидат технических наук Антон Рыженков.

Как сдвинуть здание, не разрушив его. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

На санях по льду: как Китай строил Запретный город

Сегодня в распоряжении инженеров – самая разнообразная техника. А ведь различные способы перемещения тяжелых объектов на дальние расстояния придумали еще на заре древних цивилизаций! И каким образом строители тогда работали с многотонными весами – ученые спорят по сей день.

Доподлинно известно, как появились каменные махины для строительства Запретного города – бывшей китайской столицы, которая сегодня входит в состав Пекина. Монолиты доставляли с каменоломен на санях по намороженному льду. И даже монолит, который называют "большим резным", перемещали вручную, а ведь масса глыбы 200 тонн.

"Понятно было, что с помощью лошадок, мулов и прочего на гигантской повозке было бы сделано гораздо быстрее, и меньше бы людей потребовалось. Но в этом случае, если бы камень увяз в грязи или бы лошадки его опрокинули, скорее всего, он был бы потерян. Его пришлось бы раскалывать, разрезать, а этого делать было недопустимо. Нужно было целиком, без потерь, его перевезти. И поэтому они использовали медленные движения с помощью салазок", – добавил Антон Рыженков.

На санях по льду: как Китай строил Запретный город. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

Как строили храм Юпитера

Рабов превратили в тяговую силу

В похожей ситуации оказались и строители храма Юпитера в ныне ливанском Баальбеке. Только тогда перед финикийскими строителями поставили задачу переместить целыми и невредимыми тысячетонные монолиты. Причем такое указание в середине первого века отдал деспотичный и жестокий император Нерон. Ослушаться римского правителя было смерти подобно. А вот климатические условия никак не позволяли использовать китайскую методику. И потому местные историки на вопрос – как же это удалось сделать – в шутку отвечают: "Чудом".

"На самом деле они использовали стволы деревьев. Бревна складывали одно за другим, получалось что-то вроде катка. Более двадцати пяти тысяч рабов ежедневно веревками катили монолиты – очень медленно и осторожно. Именно из этих камней построили основание храма Юпитера. Все сделали буквально за счет грубой физической силы и выносливости рабов", – рассказал археолог Питер Экоут.

Так, из пригородной каменоломни на площадку доставили три гигантских блока. Их называют "трилитоном" или "чудом трех камней".
Как строили храм Юпитера. Фото: © РЕН ТВ
Фото: © РЕН ТВ

Забавно – рассуждают историки, что самым знаменитым валуном ливанской каменоломни в итоге стал тот, который вытащить так и не смогли. Его масса значительно превышает тысячу тонн, и, вероятно, даже под страхом смертной казни ни один инженер древности так и не придумал, как выкопать этого "монстра". Уж не говоря о том, каким образом доставить его на стройплощадку.

Изначально валун назвали "камнем Юга", но в дальнейшем арабы переименовали его в "камень беременной женщины". Согласно легенде, его, будучи на сносях, создала волшебница-джинн. И, по местным поверьям, каждая женщина, которая прикоснется к нему – станет необычайно плодовита.

Отставной солдат спас камень "беременной женщины"

"В 93-м году я служил в армии, в Бейруте. И уже тогда сказал себе: "Когда вернусь домой – я наведу здесь порядок". Тут была огромная свалка. В 96-м я уволился и почти три года потратил на то, чтобы вывезти мусор. Прошло 30 лет – а я по-прежнему люблю это место и забочусь о нем", – поделился отставной солдат ливанской армии Абдул Наби аль-Афи.

Абдул Наби аль-Афи скромно говорит про себя: "Я хозяин одного из самых больших в мире камней". Действительно, если даже в самые тяжелые для страны времена за сохранностью храма Юпитера следили, то на саму каменоломню давно махнули рукой. Монолит перестал представлять маломальский интерес и для чиновников, и для туристов. Но отставной военнослужащий Абдул Афи решил – как шутит он сам – "выходить беременную женщину".

"Я взял кредит в банке. Миллион ливанских лир, около тысячи долларов по тому курсу. Этих денег мне хватило, чтобы арендовать бульдозер, вычистить мусор, облагородить территорию и даже поставить небольшой киоск – я начал торговать здесь лимонадом. Потом лично обошел каждый дом и попросил не воспринимать это место как мусорный контейнер. И люди отнеслись к моей идее с пониманием", – рассказал Наби аль-Афи.

Именно благодаря энтузиазму Абдула Наби аль-Афи на древний камень наконец вновь обратили внимание. Европейские археологи приезжали, чтобы сделать замеры монолита и выяснить его точную массу.

Как строили храм Юпитера. Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

Оказалось, "беременная женщина" все же немногим но легче другого известного валуна: гром-камня – основания памятника Петру Первому – Медного всадника. Как шутят петербуржцы, его французский скульптор Этьен Фальконе купил у простого мужика за сто рублей.

Валун под Медного всадника нашел крестьянин

"Фальконе дает объявление в "Санкт-Петербургские ведомости" с призывом найти большой камень в качестве постамента под Медного всадника. И крестьянин Семен Вишняков, который занимался поставками гранита для Петербурга, он знал всю окрестность и знал, что есть такой камень. Ему поклонялись веками местное население, это был жертвенный алтарный камень, а вот Семен Вишняков предложил его, получил сто рублей за его местоположение", – отметил журналист Павел Глазков.

Ответственным за перевозку гром-камня назначили академика Ивана Белецкого. Он изучил валун вдоль и поперек и спроектировал специальную деревянную платформу с желобами, которые вращались на тридцати оловянных шарах.

"Доставляли это камень более полугода. Надо было дождаться, чтоб земля замерзла. В то время как камень тащили, на нем сидела куча веселых камнетесов. Что-то они выдалбливали. И так происходило, пока государыня Екатерина не встретила этот торжественный поезд и не сказала: "Все. Баста. Больше мы не будем его обрабатывать, а то он уже будет слишком маленький". Дотащили до залива. Погрузили на огромную барку. И на ней он прибыл сюда", – рассказала историк Ася Суворова.

Валун под Медного всадника нашел крестьянин. Фото: © ИЗВЕСТИЯ/Телеканал «78»
Фото: © ИЗВЕСТИЯ/Телеканал «78»

Можно ли заставить предметы парить

Столько физического труда, времени, усилий – и это при том, что любую глыбу можно заставить… перемещаться по воздуху. По крайней мере, в этом не сомневаются специалисты Токийского университета. Они занимаются разработкой звуковых излучателей, которые заставляют предметы парить. Исследователей вдохновила история шведских инженеров. В 30-х корреспонденты стали свидетелями того, как тибетские монахи передвигают большие камни силой звука.

"Целый оркестр с огромными бубнами, барабанами, трубами и их национальными инструментами. Когда одновременно несколько сотен человек просто стучали, пели, кричали, и камень, находящийся в яме, в низине, в которой, возможно, было возникновение стоячей звуковой волны, под действием вибрации резонансной частоты начинал медленно перемещаться относительно одной, скажем так, другого камня или поверхности земли", – объяснил физик Антон Рыженков.

Сегодня японские ученые полагают, что при помощи стоячей звуковой волны можно будет манипулировать предметами любой массы. Осталось лишь научиться подбирать определенную частоту и мощность. И, возможно, так называемая акустическая левитация в будущем полностью преодолеет земное притяжение.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1334238 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1334238' : 'adfox_151870620891737873_1334238' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1334238(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1334238(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window?.msCounterExampleCom?.hit?.(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })