18 мая 1958 года военная драма "Летят журавли" Михаила Калатозова получила "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля. Почему во французском прокате на экране кинотеатров в легендарном фильме Калатозова "летели" не журавли, а аисты? Об этом рассказывает программа "Момент в истории" на РЕН ТВ.
"Когда пролетают аисты": как появилось французское название легендарного фильма
18 мая 1958 года во французских Каннах в разгар холодной войны впервые в истории "Золотую пальмовую ветвь" получил фильм из СССР. Это был триумф советского кинематографа. Лента "Летят журавли" Михаила Калатозова показала пример, как искусство может объединять даже в условиях политической напряженности. Картина сразу ушла в прокат. И вот тут начались проблемы.
"Выяснилось, что название фильма "Летят журавли" в переводе на французский звучит весьма скабрезно. Дословно получилось "Проститутки воруют". Все потому, что слова "летят" и "журавли" имели еще и другое значение. Тогда было решено заменить журавлей на аистов, и в такой версии фильм шел на афишах под названием "Когда пролетают аисты". Вот такой вот компромисс", – рассказала публицист Екатерина Молния.
Без единой склейки: новаторский метод оператора Сергея Урусевского
Революционной кинолента стала и для советского кино. В ней впервые поднималась тема личной трагедии простого человека на войне.
Новаторской была и операторская работа Сергея Урусевского. Он показал, что камера может быть "живой", вовлекая зрителя в происходящее на экране. Камера Урусевского постоянно движется, ведет наш взгляд и обращает внимание на то, что важно.

Кинокритики разбирали фильм по секундам. Чего только стоит кадр, когда оператор сначала снимает главную героиню в тесном автобусе, потом выходит вместе с ней и ныряет в толпу. А следом без единой склейки взлетает в небо над колонной проезжающих танков. Для 1950-х годов эта манера съемки была революционной.
А в еще одной сцене камеру дали в руки исполнительнице главной женской роли актрисе Татьяне Самойловой. Получилось очень искренне.
Специальный лифт и круговые рельсы для уникальных кадров
Урусевский изобретал технические конструкции прямо на съемочной площадке. Для эпизода прощания героев на лестнице он придумал и сам соорудил специальный лифт. Люльку со вторым оператором ассистенты Урусевского тянули вверх по железному столбу, а он сам вместе с камерой поднимался параллельно несущемуся по ступеням герою Алексея Баталова.
"Снимая гибель главного героя, Урусевский впервые в отечественном кино применил круговые рельсы. Именно так было снято легендарное кружение берез на фоне бездонного неба", – отметила историк Олеся Ковалевич.

Как аниматоры помогли показать идеальный журавлиный клин
Урусевский оказался бессилен перед обстоятельствами лишь однажды. В финальной сцене фильма ему предстояло снять полет журавлей над Москвой. Нужен был красивый клин правильной формы, символизирующий надежду на новую счастливую жизнь Вероники. Но журавли, которых запускали в полет для съемок, летали хаотично, сбиваться в ряд не собирались.
Компьютерной графики тогда не было. На помощь пришли художники-аниматоры. Кадр за кадром, как в мультипликации, они нарисовали идеальный журавлиный клин. Таким мы его и знаем.