window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
18 мая 2025, 10:00

Место смерти изменить нельзя: где в мире полощут рты мертвецам

Жители Непала, США и ОАЭ отвозят умерших в храм на окраине Катманду

06:38
Фото: © www.globallookpress.com/Sulav Shrestha/XinHua

Почему жители Непала, США и ОАЭ специально везут умерших родственников в храм на окраине Катманду? Зачем местные жители и туристы наблюдают за погребальными ритуалами? Об этом рассказывает программа "Невероятно интересные истории" с Алексеем Корзиным и Владиславом Рябовым на РЕН ТВ.

Место, где хочется умереть… каждому индуисту

Пашупатинатх – одна из главных святынь Непала. И это не обычный храм, а гигантский храмовый комплекс из 518 храмов, ашрамов и гетто. Так называют специальные места для кремации на берегу священной реки Багмати.

Пашупатинатх многие называют непальским Варанаси. Днем и ночью тут горят погребальные костры. По сути, это огромный крематорий под открытым небом.

"Часто для кремации сюда привозят тела индуистов из США или Объединенных Арабских Эмиратов", – отметил местный гид Хари Макеш.

Казалось бы, к чему такие хлопоты? Почему бы родственникам почивших не подыскать крематорий поближе?

Место, где хочется умереть… каждому индуисту. Фото: © Кадр из программы "Невероятно интересные истории", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Невероятно интересные истории", РЕН ТВ
Все дело в том, что индуисты считают Пашупатинатх местом священным. И верят: только будучи сожженным здесь, человек достигнет мокши.

"Мокша – это, по сути, выход из колеса перерождения, из колеса сансары, когда сознание полностью растворяется во Вселенной, соединяясь с Божественным сознанием", – объяснила культуролог Клавдия Болонина.

В последний путь покойников провожают не только скорбящие родственники. Паломники, простые зеваки и туристы – кого тут только нет.

  • На западном берегу реки находится храмовый комплекс. Если вы не индуист, вход туда вам запрещен, можно только любоваться им с моста.
  • А на левой стороне – специальные дома, в которых люди доживают последние дни своей жизни.
Астрологи точно определяют дату смерти, и человек под их присмотром живет в этом доме, а потом здесь же отправляется на погребальный костер.

Ожидающие своей участи готовятся к уходу в мир иной не только духовно, но и буквально. Они собирают деньги себе на похороны.

Место, где хочется умереть… каждому индуисту. Фото: © www.globallookpress.com/Egmont Strigl/http://imagebroker.com
Фото: © www.globallookpress.com/Egmont Strigl/http://imagebroker.com
Кремация – удовольствие не из дешевых. Самая скромная церемония обойдется примерно в 16 тысяч в пересчете на наши деньги. Для большинства непальцев – сумма неподъемная.

Священный огонь и последний путь по водам Багмати

К северу от моста сжигают представителей высших каст, к югу от моста – низших.

В целом погребальный ритуал довольно сложный, и правильное его исполнение способствует хорошему перерождению и последующей реинкарнации.

  • Первым делом с покойника срезают одежду, в которой он умер. Именно срезают, а не просто снимают.
  • А затем тело омывают водой из реки Багмати.

"И вода из реки Багмати также наливается ему в рот. Дальше его заворачивают в саван, в специальную ткань", – добавила Клавдия Болонина.

  • По традиции поджигать костер должен старший сын умершего. Если же первенца у усопшего нет или он, например, не смог приехать на похороны, эту задачу поручают специальным людям – неприкасаемым, которые работают тут же, при храме.

"Прах сожженных спускают ниже по реке. Вообще Багмати, как и Ганг, это священная река. В ней омывают покойников перед сожжением, по ней же спускают после сожжения их вещи. А ниже по течению эти вещи вылавливают местные йоги. Кстати, здесь это мародерством не считается. И родственники насчет этого не возражают", – поделился ведущий Владислав Рябов.

Священный огонь и последний путь по водам Багмати. Фото: © www.globallookpress.com/Stefan Espenhahn/imageBROKER.com
Фото: © www.globallookpress.com/Stefan Espenhahn/imageBROKER.com

Каждую ночь на берегах Багмати монахи проводят ритуал очищения реки – аарати. Но заключается он отнюдь не в том, что из воды вылавливают несгоревшие останки. Священнослужители просто расставляют лампы с топленым маслом, подношения, цветы и поют мантры.

  • Тем же, что осталось от кремированных покойников, занимаются дети из близлежащих деревень. Каждый день они процеживают речную воду и ил через сито в надежде найти украшения или другие ценные предметы, которые были на усопших во время сожжения. Ведь снимать с почивших украшения строго запрещено.

Почему Пашупатинатх считается важнейшим и самым почитаемым храмом индуистов

Пашупатинатх – это не просто конвейер по сжиганию покойников, как может показаться на первый взгляд. Это главная святыня Непала и по совместительству самое знаменитое святилище Шивы в мире, которое ко всему прочему имеет невероятно интересную историю.

Первые упоминания о Пашупатинатхе датируют еще V веком нашей эры.

"В индуизме считается, что все храмы, посвященные Шиве, они образуют тело Шивы, и Пашупатинатх символизирует голову, то есть головной храм. И все индуисты обязательно в своей жизни должны посетить именно этот храм", – рассказала культуролог Болонина.

Почему Пашупатинатх считается важнейшим и самым почитаемым храмом индуистов. Фото: © www.globallookpress.com/Harry Laub/imageBROKER.com
Фото: © www.globallookpress.com/Harry Laub/imageBROKER.com
Пашупати (эпитет Шивы в индуизме) – покровитель животных. Именно поэтому на территории храма по обеим сторонам реки Багмати беспрепятственно бродят олени и обезьяны. Если первые довольно безобидны, то вот к приматам лучше близко не подходить. Как минимум обворуют, но могут и укусить.

А еще, как бы парадоксально это ни звучало, в храме, в котором круглосуточно сжигают покойников, бездетные пары молятся о рождении ребенка.

Кроме того, индуисты верят: в Пашупатинатхе женщины могут попросить у супругов-небожителей о семейном счастье.

Каждый год в конце августа – начале сентября здесь собираются дамы со всей страны. И замужние, и те, кто еще не нашел своего избранника. Надев свои лучшие сари, три дня они только и делают, что постятся, молятся и веселятся – в надежде на то, что богиня Парвати, верная спутница Шивы, дарует им свое благословение.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1325741 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1325741' : 'adfox_151870620891737873_1325741' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1325741(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1325741(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })