В марте российская армия установила рекорд по запуску "Гераней". По военным объектам было запущено 4200 дронов. Причем выросло не только количество беспилотников, но и их эффективность. Наша армия начала применять новую тактику массированных ударов.
В чем она заключается? Какие новые приемы наши операторы используют против боевиков на фронте? Какие объекты становятся приоритетными целями для атак? Насколько эффективны современные системы ПВО против роя беспилотников? И зачем штурмовики теперь берут на боевые задания дроны-камикадзе? Об этом рассказывает программа "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.
Тактика концентрированной атаки
Если раньше сотни беспилотников атаковали военные объекты по всей территории Украины, то теперь идут концентрированные удары по одному-двум городам.
"Если мы говорим о тактике применения "Гераней", это закрытая информация. Но она опубликована в зарубежных СМИ, в частности, в немецком журнале Bild. Раньше российские "Герани" осуществляли атаки постепенно, то есть один беспилотник за другим. Сейчас тактика полностью поменялась: "Герани" кружат в каком-то месте, собираются в стаю и потом рой "Гераней" атакует цель", – объяснил военный эксперт Юрий Кнутов.
В Кировограде были поражены производственные цеха местного завода, а также железнодорожная инфраструктура рядом с предприятием. По объектам ударили сразу 40 беспилотников. То есть стояла задача полностью вывести завод из строя.
"Использование новой тактики привело к тому, что практически все объекты, которые должны быть атакованы, поражаются на 100%. Мы понимаем, что сила взрыва возрастает в разы, и даже если цель была поражена не полностью, то остальные беспилотники эту цель фактически добивают", – рассказал Кнутов.
Как ВСУ ведут охоту на российские дроны
Тактика концентрированной атаки значительно снижает эффективность противовоздушной обороны. Для охоты на российские камикадзе в ВСУ сформированы мобильные группы. Зенитчики на пикапах сбивают "Герани" из стрелкового оружия. Но, по словам украинских экспертов, российские беспилотники собираются в стаи на большой высоте, где из пулеметов их не достать.

"Они неэффективны на высотах более километра, а дроны заходят сейчас на цель на высоте 2–2,5 километра и пикируют на больших скоростях", – рассказал украинский военный обозреватель Александр Коваленко.
Еще один вариант – зенитные пушечные установки. Теоретически они поражают цели на высоте до трех километров. В основном, украинский глубокий тыл прикрывают немецкие самоходки Gepard ("Гепард"). Но их слишком мало.
"В Одессе у нас даже батареи "Гепардов" нет. Эффективны еще зенитно-ракетные комплексы малого радиуса. У нас их также немного. Подчеркиваю, это касается не только Одессы, это касается почти всех городов", – отметил украинский военный обозреватель.
Чтобы прикрыть один объект, нужно несколько установок. Да и сбивать беспилотники из натовских комплексов – дорогое удовольствие, которое Украина себе позволить не может. Запасы зенитных боеприпасов ограничены. И предназначены они, в первую очередь, для перехвата наших ракет.
"Зенитный ракетный комплекс может одновременно работать по восьми целям. Если прилетает 20 целей, соответственно, 10–12 могут прорваться", – уточнил украинский авиационный эксперт Валерий Романенко.

Чтобы как-то компенсировать дефицит западных комплексов и противоракет, ВСУ модернизируют старые советские системы ПВО.
"Советский зенитно-ракетный комплекс "Оса" украинские инженеры переделали под ракеты класса "воздух – воздух". Это боеприпасы с тепловой головкой самонаведения. Они могут перехватывать как самолеты, так и крылатые ракеты. И с помощью такого комплекса ВСУ пытаются сбивать наши "Герани". Но когда российские беспилотники летят на предельно малых высотах, "Оса" просто не успевает захватить цель и, соответственно, уничтожить", – рассказал ведущий программы Игорь Шевчук.
Устойчивы наши "Герани" и к подавлению системами радиоэлектронной борьбы. Беспилотники оснащены антеннами, которым не страшны никакие помехи.
"Беспилотники "Герань-2" и "Герань-3" оснащаются инерциальной системой наведения, также есть еще вариант пассивной радиолокационной системы наведения. Данные системы не требуют постоянной связи с внешним источником целеуказания, и из-за этого системы радиоэлектронной борьбы против них практически бесполезны", – поделился подробностями военный эксперт Михаил Семин.
На какую хитрость идут бойцы российский армии
Во время массированных атак российская армия идет на хитрость. Сначала запускают примитивные дроны-обманки "Гербера", которые отвлекают на себя зенитные комплексы. Разобрать при помощи радаров, какой именно беспилотник летит, невозможно. Средства ПВО вынуждены реагировать и тратить боезапас.

"Герберы" изготавливаются из более простых материалов. Это не композитные материалы, которые меньше заметны на радиолокаторах. А противник, когда видит более яркую, более заметную цель, естественно начинает работать в первую очередь по ней. И таким образом противовоздушная оборона Украины оказывается перегруженной. Она ведет бой с дронами-обманками, а реальные дроны успешно поражают цели", – объяснил военный эксперт Кнутов.
Отличить настоящую "Герань" от обманки можно только визуально. Кроме того, при новой тактике налет происходит очень быстро. Раньше атака могла длиться несколько часов, и ВСУ успевали перебрасывать силы ПВО и авиацию в нужные районы. Теперь же на все уходит не больше 10 минут. И если про взлет нашей авиации и пуски ракет Киеву сообщает западная разведка, то беспилотники налетают неожиданно.
"Когда западные спецслужбы следят за нашими самолетами, за взлетами, они знают, с каких аэродромов они взлетают. А запуск "Гераней" может производиться из любой местности, с любого поля. Поэтому отследить этот пуск, если он производится сразу, практически невозможно", – указал военный эксперт Семин.
В программе показали кадры города Сумы с высоты птичьего полета. Они сняты бортовой камерой "Герани". Видно, что по беспилотнику стреляют из всех орудий, но он уворачивается от огня, достигает цели и бьет по железнодорожному составу. Судя по всему, оператор не просто получает изображение, но и управляет аппаратом. Каким образом обеспечивается передача видеосигнала на сотни километров, пока секрет наших инженеров.

"Это, по сути, объективный контроль. И он подтверждает, есть попадание, либо нет попадания, либо необходимо нанести дополнительный удар в связи с тем, что повреждения, которые нанесены объекту, не критические", – подчеркнул Юрий Кнутов.
Как противостоять рою дронов
По мнению специалистов, пока единственный способ противостоять рою дронов – это создать эшелонированную оборону с большим количеством зенитных систем средней и малой дальности. Но в этом вопросе Украина слишком зависима от зарубежных поставок.
"Большинство современных систем ПВО неэффективны против беспилотников. Если происходит массированная атака, то ПВО зачастую не хватает банального боекомплекта на то, чтобы уничтожить все беспилотники. Летят они обычно на каком-то относительно небольшом удалении, но достаточном для того, чтобы одна ракета не могла уничтожить сразу все беспилотники", – указал Михаил Семин.

Где начали использовать "Герани"
Российская армия соблюдает условия "энергетического перемирия" и больше не бьет ракетами и беспилотниками по энергообъектам. Но для ВСУ это не сулит ничего хорошего.
"Тот процент "Гераней", который у нас раньше выделялся для поражения объектов энергетики, мы теперь имеем возможность использовать для того, чтобы усилить наши атаки на военные объекты. Это в первую очередь склады, места дислокации личного состава, места производства беспилотников, непосредственно военные предприятия", – рассказал Юрий Кнутов.
"Герани" начали чаще использовать для атак на ВСУ в прифронтовых районах. Так, в Сумской области беспилотники ударили по пункту дислокации 80-й десантной бригады, атакующей наше приграничье.
"Если мы говорим о налете беспилотника, беспилотной авиации, то, как правило, мы его применяем по заранее разведанным целям. А вот, например, если идет пункт временной дислокации противника, идет построение личного состава, – тут пока "Герани" долетят, уже все закончится. Здесь необходимо нанести удар, конечно, с помощью "Искандеров", – обратил внимание военный эксперт Кнутов.
Новая тактика применения беспилотников на передовой
Наши бойцы создают новые тактики применения беспилотников и на передовой. Теперь штурмовики вместе с автоматами берут с собой на боевое задание дроны-камикадзе. Вынос беспилотников на линию боевого соприкосновения позволяет операторам гораздо быстрее поражать цели.

"Также наши штурмовики зачастую используют и более продвинутые беспилотники, более крупные, которые способны нести на себе различные боеприпасы – гранаты, мины, либо небольшие заряды взрывчатки", – отметил военный эксперт Семин.
На эксклюзивных кадрах с кураховского направления операторы беспилотников проводят финальные тренировки недалеко от линии фронта. Учения максимально приближены к реальным боевым действиям. Бойцы тут же бегут в ближайшие укрытия. Беспилотники возвращаются к операторам. Инструктор объясняет, как правильно забрать дрон, чтобы не попасть под вражеский огонь:
"Дроны все подводим к себе, мы на открытые пространства не выходим. Человек не выходит, пока дрон не сел".
После чего боец должен вернуться в укрытие. Воздушные разведчики противника круглосуточно дежурят в небе и корректируют удары.
"Каждый выход на боевую задачу – это риск. Самое опасное, как по мне, выполняя боевую задачу, – это непосредственно маршрут от нулевой точки до места, откуда ты будешь работать, и обратно. Это самый опасный период, когда ты можешь получить ранение", – поделился подробностями военнослужащий спецназа "Ахмат" с позывным Вектор.
Зачем бойцы перепрошивают дроны
Операторы не только поражают противника, но и совершенствуют дроны прямо на передовой. Нередко беспилотники, которые поставляют на фронт, работают на стандартных частотах. Такие легко подавить системами РЭБ. Бойцы перепрошивают их таким образом, чтобы дроны не теряли управление под воздействием вражеских глушилок.

"Мы делаем разбор трофейных дронов-камикадзе, которые не взорвались по каким-либо причинам – либо их посадили, либо что-то пошло не так. Мы их либо бодрим, пересобираем, восстанавливаем, что можем восстановить. Если его проще пустить на запчасти, мы его пускаем на запчасти", – рассказал военный с позывным Вектор.
А вот еще одна новая тактика от наших дроноводов. Бойцы применяют камикадзе для засад на вражескую технику. "Птички" выжидают цели, сидя у транспортных артерий ВСУ. При приближении машин тут же поднимаются в воздух. Противник застигнут врасплох и не успевает скрыться от удара.