window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
12 мая 2025, 07:00

Завязал в узел кочергу: какой русский император мог бы стать богатырем

Писатель Добров рассказал, что Александр III гнул подковы голыми руками
Император Александр III
Фото: © Кадр из программы "Неизвестная история", РЕН ТВ

В 1881 году только что взошедший на престол император Александр III обедал с австрийским дипломатом. Разговор зашел о ситуации на Балканах. Посол перешел к угрозам и высокомерно заявил о возможной мобилизации "двух или трех корпусов" для защиты интересов Австро-Венгрии. Александр III выдержал паузу, а затем взял вилку, согнул ее в петлю и спокойно сказал: "Вот что я сделаю с вашими корпусами!" О богатырской силе императора-миротворца ходили легенды.

Как он спас свою семью во время крушения поезда? И какие еще знаменитые русские силачи заставляли удивляться весь мир? Рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Завязал в узел кочергу: кто из русских императоров мог стать богатырем

За что Александра III звали "Сашка-Геркулес"

"Сашка – наш Геркулес" – так Александра III называли его братья. Император пальцами гнул монеты, мог завязать в узел кочергу и одним махом разрывал колоду карт. А светским приемам и балам предпочитал охоту, рыбалку и верховую езду.

"У Александра Третьего, как и у Петра Первого, тоже была любимая лошадь. Он сам проверял качество подков. Он сам их мог погнуть, если они не подходили", – рассказывает литературный редактор, писатель, переводчик Евгений Добров.

О недюжинной силе монарха-богатыря ходили легенды. Самая известная связана с крушением императорского поезда. В октябре 1888-го, когда царская семья ехала из Крыма в Санкт-Петербург, состав неожиданно сошел с рельсов. Супруга Александра III Мария Федоровна так описывала ту страшную трагедию:

"Все падало и трещало, как в Судный день. В последнюю секунду я видела еще Сашу, который находился напротив меня за узким столом и который потом рухнул вниз. Все грохотало и скрежетало, и потом вдруг воцарилась такая мертвая тишина, как будто в живых никого не осталось".

Фото: © Кадр из программы "Неизвестная история", РЕН ТВ

Императорский вагон сильно пострадал – колеса разлетелись в разные стороны, стены разрушились, крыша провалилась, но царь и его семья остались целы и невредимы. Говорят, в этом заслуга самого Александра III.

"Он как настоящий русский герой, как настоящий русский богатырь встал и своей спиной принял удар крыши. Благо никто не пострадал в инциденте, но здоровье царя было подорвано", – делится Добров.

Русский силач Иван Заикин

Чемпион Российской империи по тяжелой атлетике и двукратный обладатель золота в мировых первенствах по греко-римской борьбе. Имя русского силача Ивана Заикина гремело в начале прошлого века на весь мир. За свою 30-летнюю карьеру он не проигрывал никому, кроме своего учителя – легендарного Ивана Поддубного.

"Они боролись 15 раз, это, так сказать, зафиксировано. Из них 10 раз безоговорочно победил Поддубный и 5 ничьих", – говорит советник Ассоциации Сохранения Цирковой Культуры Григорий Островский.

Фото: © Кадр из программы "Неизвестная история", РЕН ТВ

Знали Заикина и как циркового артиста. Он разрывал толстые цепи, носил на спине бочку на 40 ведер воды и поднимал на плечах гриф с десятком зрителей. А еще ложился на арену и по доскам на его груди проезжал автомобиль. С этими опасными номерами Король Железа объездил Европу, Африку, Америку и даже Австралию.

"Заикин прославился тем, что на него взваливали морской якорь, который весил 409 килограммов, и он ходил с этим якорем по диаметру манежа, по кругу. И любой зритель мог подойти, потрогать этот якорь, проверить, что он действительно настоящий", – вспоминает Островский.

А еще волжский богатырь стал одним из первых русских авиаторов. Он отучился во Франции и в 1910 году совершил серию показательных полетов по городам Российской империи. Во время одного из них в Одессе аэроплан Заикина разбился. Пилот и его пассажир, писатель Александр Куприн, выжили, но с небом силач попрощался навсегда.

"В результате того, что авиатор из него не получился, он стал бороться, вернулся в цирк. Когда в России началась Первая мировая война, он уехал гастролировать. А потом узнал, что в России произошла революция, не вернулся в Россию, а купил дом в Румынии и там поселился", – объясняет Григорий Островский.

Чемпион мира Иван Поддубный

Учитель Заикина, шестикратный чемпион мира по греко-римской борьбе Иван Поддубный свою карьеру начал с поражения. Однажды в Феодосию, где Иван работал грузчиком, приехал цирк. В финале представления артист-силач предложил желающим сойтись с ним в поединке. Поддубный принял вызов и проиграл.

Фото: © РИА Новости/Н. Волков, STR

"Потому что более легкие атлеты, более слабые атлеты побеждали техникой, которой у Поддубного не было. Этот бой, когда он проиграл, замотивировал Ивана Поддубного, тот начал тренироваться со штангой, с чугунной тростью. И в итоге спустя очень короткое время перестал проигрывать совсем", – разъясняет Добров.

После нескольких удачных поединков в 1899 году Поддубного пригласили в цирк. Вскоре о его невероятных способностях заговорила вся страна, а затем и весь мир.

"Одним из самых зрелищных трюков Ивана Поддубного был трюк с телеграфным столбом. На арену цирка он выносил тяжелый деревянный телеграфный столб, на который также садились люди, и он поднимал этот столб. Столб весил совместно где-то полтонны. И что приводило в экстаз публику больше всего здесь, так это то, что иногда эти столбы не выдерживали, а Поддубный выдерживал. И публика рукоплескала", – делится Евгений Добров.

Поддубный мечтал быть не только силачом, но и профессиональным борцом. 

  • Для этого он освоил греко-римскую и русскую борьбу на поясах. 
  • Гастролировал во Франции, Бельгии, Италии. Какое-то время жил в США, а в 1927-м вернулся в Советский Союз и поселился в Ейске. 
  • Когда во время войны в город вошли немцы, Поддубный спокойно расхаживал по улицам с орденом Трудового Красного Знамени на груди. Слава силача была настолько велика, что гитлеровцы не тронули ни его, ни награду.
Фото: © РИА Новости/Виталий Тимкив

"Поддубный выступал до рекордных 70 лет в греко-римской борьбе. И случалось, что укладывал тех, кто годился ему во внуки, на лопатки", – вспоминает писатель.

Циркач Александр Засс

Современник Поддубного – циркач Александр Засс по прозвищу Удивительный Самсон. Он разрывал железную цепь одним усилием мышц грудной клетки, ладонью забивал гвозди и зубами держал канат, на котором в воздухе качался рояль. А еще Удивительный Самсон ловил руками ядро весом 90 килограммов, которое выпускали из цирковой пушки.

"Известен случай, когда в Шеффилде в 1938 году Александр Засс выполнял невероятный трюк. Груженный углем грузовик проехал по нему, и Засс пережил, выдержал этот вес", – рассказывает эксперт.

Еще в юные годы Александр Засс разработал собственную систему тренировок. 

  • Он так укрепил сухожилия, что при своем небольшом весе – около 80 килограммов – умудрялся ставить рекорды. 
  • Силач гастролировал по Европе, а с 1924 года постоянно жил в Англии, где получил титул самого сильного человека Земли. 
  • В общей сложности на цирковой арене Удивительный Самсон провел больше 50 лет.
Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1321963 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1321963' : 'adfox_151870620891737873_1321963' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1321963(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1321963(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })