window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
03 апреля 2025, 19:55

Геракл и коровы: какая любопытная реальная история скрывается за мифом

Писатель Георги заявил, что коровы из мифа о Геракле в реальности были кораблями

Геракл держит быков за рога
Фото: © РЕН ТВ

Почему кража коров в мифе о Геракле превратилась в подвиг? Что на самом деле похитил Геракл у Гериона? И как это изменило расстановку сил в античном мире? Рассказывает программа "Легенды и мифы" с Александром Ингилевичем на РЕН ТВ.

10:33

Добыть красных коров: очередной подвиг Геракла

В 1975 году во время раскопок склепа древнего города Горгиппии археологи нашли фрагмент фрески: Геракл удерживает за рога коров.

Что это за таинственная Горгиппия? Это наша Анапа. В античные времена – один из городов Боспорского царства. И местная знать утверждала, что они – потомки Геракла. А коровы, изображенные на фреске, – это те самые, которых он добыл, когда совершал один из своих подвигов.

Чтобы добыть красных коров, Геракл прошел Африку, пересек бесплодные пустыни Ливии. Но в чем, собственно, подвиг – привести стадо коров? Геракл ведь герой, а не пастух.

Как, по легенде, появился Гибралтарский пролив

В мифе говорится, что красные коровы Гериона обитают на острове Эритея, от греческого "эритрос" – "красный". Согласитесь, довольно странно держать стадо на острове, где корма ничтожно мало. Но, допустим, так ценных буренок было легче охранять.

Где находился этот остров? Древние греки помещали его у побережья нынешней Испании, в Атлантическом океане. Для греков это было недосягаемой территорией. Они считали, что за Атласскими горами, разделяющими Средиземное море и Атлантический океан, мир заканчивается.

И только герой Геракл, он же Геркулес, смог прорубить в горах проход и пробраться на другую сторону. Так, кстати сказать, по легенде, появился Гибралтарский пролив.

Как, по легенде, появился Гибралтарский пролив. Фото: © www.globallookpress.com/Thomas Dressler/imageBROKER.com
Фото: © www.globallookpress.com/Thomas Dressler/imageBROKER.com

"Скалы по обе стороны Гибралтарского пролива стали называть Геркулесовыми столбами и символически изображать в виде двух колонн. Их мы можем увидеть на гербе Испании. Столбы увиты лентой с надписью на латыни "Плюс ультра", что означает "переступив предел", – рассказал Александр Ингилевич.

Как Тур Хейердал доказал, что финикийцы могли переплыть Атлантику

Европейцы только в XV веке открыли для себя территории за Гибралтарским проливом. А древний народ – финикийцы – уже в VI веке до нашей эры исследовали земли в Атлантике. Они были настолько искусными мореплавателями, что, по некоторым данным, вполне могли доплыть и до Америки.

Путешественник Тур Хейердал даже определил порт, из которого отправлялись в путь через Атлантику финикийские корабли, – Ликсус. Он находится на территории современного Марокко.

"Именно здесь, у развалин древнего финикийского города Ликсуса, в 1970 году начинал свое путешествие Тур Хейердал. Он собирался пересечь Атлантику на судне, построенном по древним технологиям, чтобы доказать, что финикийцы действительно на своих кораблях могли достичь Америки", – сообщил Александр Ингилевич.

В итоге он доказал, что финикийские моряки могли переплыть Атлантический океан. Ну а Средиземное море они и вовсе считали своим.

"Соединить берега Средиземноморья не так просто. То есть надо было выработать свой тип корабля, который способен пересекать это море, и пересекать в нужном направлении. А для этого нужен был очень большой опыт. Опыт не одного, может быть, и не десяти поколений мореплавателей", – отметил писатель, участник морских экспедиций Виктор Георги.

Секреты финикийских судостроителей

Зачем покрывали свои корабли багряной краской

На том самом острове в океане, который греки называли "Эритея", жили финикийцы. И они называли его "Гадейра", что означало "укрепленная цитадель". Выходит, Геракл отправился к финикийцам за красными коровами, которые жили на острове-крепости. Странно, не находите?

Секреты финикийских судостроителей. Фото: © www.globallookpress.com/Matthias Bein/dpa
Фото: © www.globallookpress.com/Matthias Bein/dpa
А вот почему они красные, уже не секрет. Слово "финикийцы" означало в переводе с греческого "красящие в багряный цвет". Название это они получили потому, что умели добывать краску красного цвета, которая очень высоко ценилась во всем мире.

За небольшой сосуд с багряной жидкостью хозяева ткацких мастерских готовы были отдать целый слиток серебра. Этой же краской финикийцы покрывали свои корабли. И вовсе не для красоты.

"Защита дерева, все-таки модификация так называемая древесины, она необходима. И она помогает для защиты от дождей, от растрескивания от солнца. И поэтому краска в большом количестве использовалась на судах для защиты", – пояснил писатель, кораблестроитель Юрий Наумов.

Уникальный атласский кедр

Купцы на красных кораблях под алыми парусами торговали по всему побережью Средиземного моря, а воинам на судах пурпурного цвета не было равных – потому что такого высокого уровня в морском деле в те времена не мог достичь ни один народ, даже греки. В чем секрет?

  • Во-первых, финикийцы использовали для строительства своих кораблей уникальный материал – атласский кедр. Смолистое дерево не точили жучки, не разъедала морская вода, а исполинский размер позволял создавать из него цельные детали судна.
Секреты финикийских судостроителей. Фото: © РЕН ТВ
Фото: © РЕН ТВ

"Древесина кедра действительно очень хороша для разнообразного строительства, поскольку это дерево очень сильно пропитано смолой, и оно практически не гниет. Соответственно, корабли были, видимо, долговечными. Надо сказать, что после финикийцев кедры были так здорово уничтожены, что дальше из них корабли не делали из-за редкости растения. И сейчас их в природе совсем мало осталось", – уточнила научный сотрудник Ботанического сада МГУ Надежда Лазарева.

  • А во-вторых, они применяли самые лучшие технологии судостроения.

Современные технологии судостроения

Уникальные экспонаты музея в Петрозаводске – это корабли, построенные по древним чертежам. Например, систему подъема и опускания парусов, которую показали в программе, придумали более трех тысяч лет назад. Ее использовали и финикийцы. А система блоков и полиспастов облегчала жизнь морякам.

Без некоторых изобретений финикийцев даже сейчас сложно представить судно. Так, и киль и шпангоуты – важные элементы, которые придают кораблю прочность, – изобрели именно финикийцы. Конечно, делиться своими открытиями они ни с кем не желали.

"Обычно это держалось в секрете даже от собственного народа. Это был хлеб судостроителей, никто не собирался делиться, это передавалось по наследству", – отметил судомоделист Александр Зайцев.

Можно ли было перегнать стадо коров за тысячи километров?

Но вернемся к мифу о подвиге Геракла. Заполучив красных коров, он погнал их с территории современной Испании в Микены, то есть в Грецию. Это несколько тысяч километров. Как бедные животные могли выдержать такой путь?

Можно ли было перегнать стадо коров за тысячи километров?. Фото: © РЕН ТВ
Фото: © РЕН ТВ

"Как этих красных коров доставляли до Греции? Берегом, ведь это через горы. Я думаю, что берегом вообще стадо коров было не пригнать. Если говорить о том, что посадили их на свои корабли и повезли в Грецию, то, наверное, это овчинка выделки не стоит, потому что это очень трудоемкое занятие", – предположил писатель, участник морских экспедиций Виктор Георги.

Но маршрут выглядит совершенно оправданным, если представить, что флотилия угнанных у финикийцев кораблей плывет вдоль берега, огибая Апеннинский полуостров.

Миф о Геракле как история борьбы за владычество в Средиземном море

И вот еще одна деталь, которая поможет расставить все на свои места: у красных финикийских кораблей были… рога.

"Военные корабли финикийцев имели определенного рода таран, напоминающий рог быка. Корабли других народов имели тараны совершенно традиционные. Вот у греков были, это или голова дельфина, или голова кабана, а у финикийцев – просто рог быка. Он имеет ряд преимуществ, потому что гребной корабль может дать задний ход веслами и вынуть его из пробоины. Не застревает он в чужом борту", – подчеркнул судомоделист Александр Зайцев.

А писатель участник морских экспедиций Виктор Георги уточнил:

"Все-таки под коровами в данном мифе надо рассматривать корабли. И корабли, наверное, боевые, потому что, будем говорить, в каком месте они находятся? Они находятся в проливе, который соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном, то есть это стратегическое местоположение. И захватить там вражеский флот – это двойная выгода".

Миф о Геракле как история борьбы за владычество в Средиземном море. Фото: © Кадр из программы "Легенды и мифы", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Легенды и мифы", РЕН ТВ
  • Выходит, в мифе о походе Геракла за коровами Гериона на самом деле рассказывается об этапе борьбы греков и финикийцев за владычество в Средиземном море.
  • Подвиг, вполне достойный героя легенд и мифов. Противостояние длилось несколько веков, и победа в итоге осталась за Грецией.

Со временем корабли эллинов исследовали и Черное море. И одним из крупных портов, через который шла торговля с греческими государствами Средиземного моря и Причерноморья, стала Горгиппия – нынешняя Анапа, правители которой считали себя потомками того самого Геракла.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1319824 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1319824' : 'adfox_151870620891737873_1319824' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1319824(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1319824(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })