window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
30 марта 2025, 19:00

Ох уж эта боль: испытывают ли ее омары на сковороде, акулы и насекомые

Доктор Иршов рассказал, что боль является защитным механизмом нашего тела
Девушка испытывает боль
Фото: © РЕН ТВ

Шел, поскользнулся, упал, очнулся – гипс. Помните знаменитый рассказ о переломе Семена Горбункова из фильма "Бриллиантовая рука"? Вам не кажется, что в этой истории чего-то недостает? А как же насчет боли? Перелом – это все-таки больно.

О защитном механизме нашего тела рассказывает программа "Невероятно интересные истории" с Алексеем Корзиным и Владиславом Рябовым на РЕН ТВ.

Полезное чувство: зачем природа дала нам боль

История женщины, которая не испытывает боль

Жительнице Шотландии никогда не были нужны обезболивающие

Представьте, что боль исчезнет из вашей жизни навсегда. Вы больше никогда ее не почувствуете. Мечта? Или все-таки кошмар? Ответ на этот вопрос точно знает Джо Кэмерон из небольшой деревни Уайтбридж на севере Шотландии. Ведь она никогда в своей жизни не ощущала боли.

"Я говорю врачу: "Мне не надо анестезии". А он в ужасе: "Вы хоть представляете, как это больно", – рассказала Джо Кэмерон.

"Я был в ужасе. Я думал, она сошла с ума или у нее что-то с головой", – пояснил анестезиолог Девджит Саривастава.

"Он даже пошел проверять мою медкарту, когда я заявила: "Все нормально, я просто не чувствую боль", – добавила Кэмерон.

О том, что с ней что-то не так, Джо даже не подозревала, пока в детстве не сломала руку. Больно не было, поэтому девочка продолжала играть как ни в чем не бывало, пока родители не заметили, что у ребенка рука повисла и не двигается.

Они отвезли ее к врачу, там наложили гипс и поставили диагноз "сверхвысокий болевой порог". Явление редкое, но не критичное.

Фото: © Кадр из программы "Невероятно интересные истории", РЕН ТВ

Обычно люди с нечувствительностью к боли долго не живут

"Вау" – вот так можно отреагировать. "Как классно". А на самом деле это плохо, потому что все люди, которые были в истории медицины, не жили длительный промежуток времени", – рассказал доктор медицинских наук Антон Иршов.

Но Джо повезло, со своим редким диагнозом она дожила до 77 лет. Она верила, что в ее жизни просто не было настоящей боли, такой, чтобы ее ощутила. Но оказалось, что все иначе.

"Я помню: очнулась после операции, у меня спросили: оцените уровень дискомфорта от 0 до 10. Я сказала – "ноль", – поделилась Джо.

Именно благодаря этой операции медики узнали, что у Джо не "высокий болевой порог" – у нее его просто нет. Ведь дамочка проходила год с бедром в критическом состоянии. Она должна была ощущать адскую боль – но ничего. Каждый раз она говорила врачам: "Не больно". И они отпускали ее домой – "Не болит же". 

Теперь ученые активно исследуют старушку. Ведь таких, как она, на Земле по пальцам пересчитать. Но это если среди людей.

Фото: © Кадр из программы "Невероятно интересные истории", РЕН ТВ

Акула не знает, что ей больно

Под водой, среди разных хищников и монстров, живет целый вид идеальных убийц, не знающих боли. Уже догадались, о ком речь?

Акула – идеальный хищник морей и океанов. Одно из древнейших существ на планете. Рыбина с суперспособностью – она не чувствует боль. Ну почти.

"Если на вас напала акула – дайте ей по носу кулаком". Этот совет часто мелькает в сети. В интернете утверждают, что нос – единственное уязвимое место на теле кровожадной рыбины. Якобы только там ей бывает больно. Вот только это не так.

"В один момент я просто почувствовал, как она вцепилась мне в ногу. Я бил ее в глаза, в нос, но ей было все равно", – рассказал фотограф Майк Кутс.

В 1997 году на Гавайях тигровая акула откусила Майку правую ногу по икру. Он выжил и стал изучать акул. Теперь он фотографирует тех, кто чуть не убил его. И даже защищает кровожадных хищниц. Говорит, теперь точно знает, как вести себя наедине с этими рыбами. И что бить их по носу – занятие абсолютно бесполезное.

На самом деле отчасти знаменитый миф не лжет. На носу акулы действительно сосредоточены очень чувствительные рецепторы, вот только удар вряд ли чем-то поможет.
Фото: © Кадр из программы "Невероятно интересные истории", РЕН ТВ

Но почему бить акулу по носу без толку?

"Из-за того, что у нее очень толстая кожа, ее даже не всегда может пробить нож, не говоря уже об ударе человеческим кулаком. Единственное, что может помочь – это зрительный контакт. Также некоторые дайверы используют при нападении акулы переворот ее на спину. Это тоже очень сильно и довольно надолго дезориентирует акулу", – пояснила биолог Мария Чернявская.

Конечно, мало кто решится вертеть зубастую тушу под водой, когда она нацелилась откусить от вас кусок.

Но тем не менее, по словам экспертов, удар в нос или переворот на какое-то время дезориентируют рыбину.

Но вот надолго ли? И хватит ли человеку этих нескольких секунд или минут, чтобы сбежать от хищницы? Все зависит от случая.

Фото: © Global Look Press/Norbert Probst/http://imagebroker.com/#/search/

На самом деле акула ощущает боль. Она не бесчувственная. Просто рыбина не знает, что ей больно, вот и не реагирует. Но как такое возможно?

"Потому что у них есть специальные опиоидные белки, которые выделяются в ответ на болевые реакции. То есть, по сути, акула может испытывать и испытывает болевые ощущения, но из-за подавляющих веществ она просто не воспринимает эту боль за боль", – уточнила биолог.

Чувствуют ли омары боль, когда их варят

Но все ли рыбы такие бесчувственные? Еще недавно весь мир считал, что омары или лобстеры не знают боли. А теперь в Британии зоозащитники требуют ввести запрет на варку живых ракообразных.

Многие думают, что омар и лобстер – это абсолютно разные существа, но на самом деле это один и тот же вид. Только слово "омар" французского происхождения, а "лобстер" – английского.

Омарам или лобстерам больно – их убивают медленно, мучительно и очень жестоко. Все потому, что их мясо быстро разлагается, чуть помедлить – и на тарелке окажется не деликатес, а отрава. Но неужели они на самом деле так сильно мучаются?

"В прямом смысле слова "боль" ракообразные не могут испытывать, как, например, испытываем это мы – люди. Потому что у людей есть головной и спиной мозг, который как раз-таки считывает боль, посылаемую от рецепторов. Если говорить про ракообразных, то у них, как у беспозвоночных, головного мозга нет. Но при этом у них есть довольно развитая для мира беспозвоночных нервная система, которая посылает определенные сигналы и обрабатывает их", – рассказала Чернявская.

Фото: © Global Look Press/Ma Ping/XinHua

Могут ли насекомые испытывать боль

Ученым давно не дает покоя вопрос боли: чувствуют ли ее растения, насекомые? Больно ли комару, когда мы его прихлопнем?

Ученые точно не знают, есть ли болевые ощущения у насекомых. И если есть, насколько они отличаются от наших. 

Но недавно энтомологи обнаружили у дрозофилы нейроны, по функции и составу белков сходные с болевыми рецепторами человека. Значит ли это, что ей больно? Пока неясно. 

Вы не поверите, но еще недавно британские и американские врачи не сомневались, что даже сами люди до года не чувствуют боль.

Как чувство боли может помочь человеку

И все-таки когда нам становится больно? Ученые считают, что человек ощущает боль чуть ли не с момента, как находится в утробе матери.

"Болевая или ноцицептивная чувствительность – это одна из основополагающих историй даже в эволюции. Почему? Потому что боль, как говорят неврологи, – это хороший симптом. Говорит о том, что ткань живая. Как бы это ни звучало. Это первая история. И вторая история, которая очень важна – это важный сигнал, который говорит о том, что что-то не так. И это "что-то не так" мы должны остановить: прекратить такое действие, что-то бросить, чего-то не касаться, от чего-то убежать. Боль – это в основном про жизнь", – пояснил Иршов.

Фото: © Global Look Press/U Aung/Xinhua

А еще боль – это про деньги. Про очень большие деньги. Ведь за то, чтобы избавиться от нее, люди готовы выложить все до копейки.

Только представьте, каждый день на планете принимают 14 миллиардов доз обезболивающего. Если учесть, что на Земле нас примерно 8 миллиардов, то выходит примерно по 1,5 дозы на каждого жителя Земли ежедневно. Удивительно, что при таком спросе в этой сфере пока нет весомого научного прорыва. 

Нам все еще больно. Говорят, исследования таких людей, как Джо Кэмерон, которые не знают боль, смогут помочь найти волшебное лекарство, но когда? А вот это не знает никто.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1316083 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1316083' : 'adfox_151870620891737873_1316083' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1316083(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1316083(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })