window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
21 марта 2025, 07:00

"Сойду в могилу, смеясь": как слепой поймал "архитектора Холокоста"

Историк Юрченко заявил, что нацист Эйхман скрывался под видом электрика
архитектор Холокоста Адольф Эйхман
Фото: © Global Look Press

"Я сойду в могилу, смеясь, поскольку тот факт, что на моей совести смерть пяти миллионов евреев, дарит мне необычайное удовлетворение", – так запредельно цинично о жертвах геноцида высказался "архитектор Холокоста" Адольф Эйхман.

Он стоял у истоков запуска нацистской фабрики смерти и был главным исполнителем бесчеловечных приказов руководства Третьего рейха. Под его неусыпным контролем проходила и массовая депортация евреев. Однако как только режим, которому Эйхман так преданно служил, пал – высокопоставленный эсэсовец бежал. Нашли его только спустя 15 лет.

Каким образом поймать военного преступника помог его собственный сын? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Как слепой еврей разыскал "архитектора Холокоста" спустя 15 лет

Улыбался, когда ему зачитывали обвинения

15 декабря 1961 года в Иерусалиме завершился, пожалуй, самый громкий процесс в истории Израиля. На скамье подсудимых оказался уже немолодой, лысеющий мужчина в очках. Пока ему зачитывали обвинения, он растерянно улыбался.

"В потерявшем былой лоск и потрепанном человеке с трудом можно было узнать бывшего руководителя отдела при главном управлении имперской безопасности Адольфа Эйхмана. И тем не менее это был он", – рассказал историк Евгений Юрченко.

Адольфа Эйхмана называли "архитектором Холокоста". В годы Второй мировой он руководил всеми операциями по депортации евреев Европы в лагеря смерти. А после войны нацистский преступник исчез.

"Эйхман, который был достаточно известным человеком в Рейхе, не последним, после падения режима пять лет жил маленьким человечком в Германии, потом в Австрии. Его никто найти там не мог. А в 50-м году он по одной из так называемых "крысиных троп", а именно через Ватикан, уехал в Аргентину", – отметил военный историк Михаил Поликарпов.

"Крысиными тропами" называли проторенные маршруты, по которым нацистские преступники после войны бежали из Европы, в основном в Южную Америку. В 1950-м Адольф Эйхман поселился в Буэнос-Айресе под вымышленным именем Рикардо Клемент. Жена и трое сыновей присоединились к нему через два года, а четвертый сын родился уже в Аргентине.

Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

Как слепой еврей помог поймать "архитектора Холокоста"

Для властей Израиля Эйхман был "номером один" в списке самых разыскиваемых военных преступников. За информацию о его местонахождении Всемирный еврейский конгресс пообещал награду в 10 тысяч долларов. Однако выйти на след беглого нациста израильская разведка "Моссад" смогла лишь спустя 15 лет после окончания войны.

"Есть две версии. "Моссад" утверждает, что они получили информацию от одного немецкого судьи, Фрица Бауэра, который им аккуратненько дал документы о том, что Эйхман живет в Аргентине. Вторая версия восходит к Тувье Фридману, известному охотнику за нацистами, который говорит, что это он нашел Эйхмана. Но в обоих случаях источником информации и для немецкого судьи, и для охотника за нацистами был один и тот же человек. Это Лотар Герман", – пояснил военный историк.

Лотар Герман – немецкий еврей, еще до войны сбежавший в Аргентину от гитлеровских репрессий. Ослепший в 50-х годах эмигрант живо интересовался новостями о поисках нацистских преступников и, конечно, был в курсе охоты израильских спецслужб на Адольфа Эйхмана. Однажды дочь Германа рассказала ему о новом знакомом – некоем Николасе Клементе. Парень хвастался перед ней тем, что его отец был влиятельным человеком в Третьем рейхе. А как-то и вовсе назвал свою настоящую фамилию – Эйхман.

По одной из версий, Лотар Герман написал об этом знакомому немецкому судье. А тот, в свою очередь, передал информацию "Моссаду".

"Агенты "Моссада" незамедлительно вылетели в Буэнос-Айрес и установили наблюдение за домом Адольфа Эйхмана (или Клемента, как он сам себя называл). Но они не сразу поверили, что человек, который ведет такой скромный образ жизни, а Адольф Эйхман жил в самом бедном районе города и работал простым электриком... И что вот этот человек, который наворовал достаточно много денег и вывез их из Европы, может быть бывшим главой отдела IVD4. Но, тем не менее, они продолжали разработку, и вскоре выяснилось, что это действительно он", – сказал Юрченко.

Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Финал" для беглого нациста

Израильские власти опасались, что запрос об экстрадиции Адольфа Эйхмана приведет к его исчезновению. Аргентина после Второй мировой стала главным в мире пристанищем беглых нацистов. Сочувствовавший Гитлеру президент Хуан Доминго Перон не просто закрывал глаза на въезд в страну огромного числа немцев с фальшивыми документами, но и активно помогал военным преступникам скрываться от правосудия. Даже после свержения главы государства в 1955-м пронацистские настроения в аргентинской элите были весьма сильны. Поэтому Израиль решил тайно вывезти Эйхмана из Южной Америки.

"Операцию по поимке нацистского преступника назвали "Финал", и руководил этой операцией сам глава "Моссада" Иссер Харель. А все участники операции так или иначе пострадали от Холокоста. Либо они, либо их родственники", – отметил эксперт.

Всего в операции участвовали 30 человек. Все они прибыли в Аргентину поодиночке – из разных стран и в разное время. В Буэнос-Айресе агенты "Моссада" арендовали несколько домов и автомобилей, разработали систему связи и до мельчайших подробностей продумали план похищения Адольфа Эйхмана.

Требовалось доставить беглого нациста в Израиль живым и невредимым, чтобы провести над ним показательный судебный процесс. "Архитектора Холокоста" схватили на безлюдной улице вечером 11 мая 1960-го, когда он, ни о чем не подозревая, возвращался домой с работы.

"Он вышел из автобуса, пошел, подсвечивая фонариком, к дому. Они его скрутили, запихнули в машину. Дальше у нас начинается очень забавное опознание этого человека. Его опознавали по двум шрамам: под мышкой, где была сведена татуировка, и по шраму от удаленного аппендицита. Если честно, так себе опознание, на ощупь", – сказал историк.

Фото: © РЕН ТВ

На какую хитрость пошел "Моссад", чтобы вывезти преступника в Израиль

Последние сомнения в том, что перед ними Адольф Эйхман, у оперативников "Моссада" отпали после допроса задержанного. Перед этим его отвезли на виллу, которую участники операции заранее арендовали в пригороде Буэнос-Айреса.

"После первого допроса Эйхман сообщил им свой номер в СС и номер своего партийного билета НСДАП. А также после того, как он уже окончательно понял, в чьих руках он оказался, он назвал свое истинное имя, признался, что это именно он – Адольф Эйхман. После чего он был на вилле около девяти дней, и оперативники буквально не спускали с него глаз", – говорит Юрченко.

Вывезти Адольфа Эйхмана из страны, где почти открыто симпатизировали нацистам, оказалось гораздо сложнее, чем его похитить. Между Израилем и Аргентиной не было регулярного авиасообщения. Однако решение все же нашлось. Для эвакуации "архитектора Холокоста" "Моссад" решил использовать самолет израильской делегации, которая прибыла в Буэнос-Айрес с официальным визитом 19 мая, а на следующий день должна была вернуться домой.

"Раз Эйхман до этого играл роль электрика, ему пришлось сыграть еще одну роль. Его обкололи сильнодействующими препаратами. Его одели в форму израильского пилота. И под видом пилота, который очень плохо себя чувствует, в бессознательном состоянии его вывезли в Израиль", – рассказал Поликарпов.

Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

Какой приговор вынесли "архитектору Холокоста"

22 мая Тель-Авив официально объявил о поимке самого разыскиваемого нацистского преступника. Власти Аргентины обвинили Израиль в нарушении суверенитета страны и незаконном проведении операции на чужой территории. Но, согласно официальной версии, Эйхмана похитили некие "еврейские добровольцы", не состоявшие на государственной службе. Доказать причастность к этому делу "Моссада" аргентинцам не удалось.

Тем временем среди нацистов, укрывавшихся в южноамериканской стране, началась настоящая паника.

"Справедливости ради тогда же в Буэнос-Айресе находился еще один человек, который однозначно был нацистским военным преступником. Это Йозеф Менгеле, "Ангел смерти". Это врач, который проводил над заключенными концлагерей совершенно дикие эксперименты. Они спугнули его. И он после этого уехал в Бразилию, где спокойно жил еще почти 20 лет", – сказал военный историк.

А вот Адольф Эйхман так и не смог уйти от ответственности за свои злодеяния. 11 апреля 1961-го "архитектор Холокоста" предстал перед израильским судом. Процесс над нацистским преступником длился восемь месяцев.
Фото: © Global Look Press

"У Адольфа Эйхмана не было никаких шансов отвертеться от обвинений, которые предъявил ему израильский суд. Потому что было собрано гигантское количество улик, а также множество показаний свидетелей, которые были жертвами Холокоста, о нацистских преступлениях Эйхмана. И ему был вынесен самый жесткий приговор, который израильское государство назначало только в исключительных случаях. Это смертная казнь через повешение. Однако Адольф подал прошение о помиловании, но президент Израиля справедливо его отвергнул", – пояснил Юрченко.

Адольфа Эйхмана повесили в ночь на 1 июня 1962 года в тюрьме израильского города Рамлы. В историю еврейского государства он вошел не только как "архитектор Холокоста", но и как последний преступник, казненный по приговору суда. После повешения тело Эйхмана сожгли, а пепел развеяли над Средиземным морем за пределами территориальных вод Израиля.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1314068 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1314068' : 'adfox_151870620891737873_1314068' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1314068(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1314068(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })