Последние новости РЕН ТВ

01 марта 2025, 18:34

Аристократы и нацисты: темные пятна биографии будущего канцлера Мерца

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Андрей Добров – о том, чем известен будущий канцлер ФРГ Фридрих Мерц.
Канцлер Фридрих Мерц
Фото: © Global Look Press/Max Maiwald/Defodi Images

Фридрих Мерц будет новым канцлером Германии. Правда, эксперты говорят, что ему придется формировать правительство с проигравшей партией Шольца, чтобы не входить в блок с "Альтернативой для Германии", которая заняла второе место. Но меня в германской истории интересует совсем другое. Мерц аристократ, он вам не из этих, не из народа. И все бы ничего, но несколько лет назад на пост канцлера прочили Урсулу фон дер Ляйен, тоже аристократку. Мы посмотрели, а не происходит ли возвращение аристократии в европейскую власть? То есть не откатывается ли ЕС назад, в абсолютную монархию? Так вот, в политике пока аристократов немного. Зато оказалось их много в бизнесе, в той области, которая и определяет политику.

В случае с Мерцем мы должны понять вот что: его дед Йозеф Поль Совиньи двадцать лет был мэром города Брилона и официально он ушел с этого поста в 1937 году, потому что, как говорят нынешние родичи Мерца, не хотел работать на нацистов. Но вообще-то нацисты пришли к власти в 1933 году. И именно в этом 1933 году дед Мерца обрадовался тому, что Гитлер стал лидером Германии, и даже назвал в тот момент две улицы. Одной дал имя Гитлера, а второй Геббельса. Будучи центристом, он тогда сказал, что Гитлер – это лидер, который зовет нас, забывая о вчерашней ненависти к партии. Дедушка тогда вступил в нацистскую партию. И, что интересно, хотя в 1937 году он перестал быть мэром, до самой своей смерти в 1967 году спокойно жил в своем фамильном доме в городе Брилоне. Дед приветствовал нацистов, а отец Мерца воевал в армии нацистов против нас, за что потом и отсидел четыре года в русских лагерях. И когда в 1955 году появился внук Фридрих Мерц, у него был такой дедушка и такой отец. О чем это говорит? У этой семьи какие-то свои внутренние интересы. Они легко поддаются общей идеологии, а когда она меняется, меняются и они. Мерц – это не железная рука для Германии, просто аристократическая. Подробнее – в программе "Добровэфире".

Аристократы и нацисты: темные пятна биографии будущего канцлера Мерца

Богатая родословная

По материнской линии богатую родословную Фридриха Мерца можно проследить лет на 200. Его отец, вроде как простой судья, женился на дочке бургомистра из древнего французского рода Совиньи. Дед Мерца, Йозеф Совиньи, был большой шишкой: 20 лет управлял немецким городом Брилон, считался поклонником Гитлера и увлекался переименованием улиц в честь фюрера.

"Совиньи – да, это интересно. Совиньи – это протестантская семья, известная в XVI веке во времена Генриха IV. После изгнания протестантов из Франции многие дворянские семьи нашли убежище в германских владениях протестантских", – сообщил кандидат исторических наук член Комиссии Геральдического совета при президенте РФ Станислав Думин.

В Брилоне известны как минимум семь поколений рода Совиньи, все они владели вот этим фамильным особняком 1752 года постройки.

"Я вырос в защищенном родительском доме и, оглядываясь назад, считаю это еще большим счастьем, чем тогда", – рассказывал сам политик.

Аристократы в политике и экономике

Как происхождение помогло Мерцу продвинуться по карьерной лестнице, точно неизвестно. Но именно человек из закрытой касты дворян должен вот-вот стать правителем Германии, где аристократов в политике вроде бы не так много. Во всем Бундестаге только четыре депутата из 630 имеют в фамилии знатную приставку "фон". Такую же, как у "хозяйки" Евросоюза, немки Урсулы фон дер Ляйен.

Фото: © Global Look Press/IMAGO/Dwi Anoraganingrum

"Многие аристократы сами не упоминают приставки "фон", приставки "цу", чтобы не выделяться, не раздражать. Но все равно у них дома фамильный герб и вот такая вот родословная в виде большого-большого дерева. И, главное, связи, знакомства и репутация", – заявил доцент Финансового университета при правительстве России Александр Камкин.

В отличие от России, дворянам в Германии после свержения кайзера в 1918 года оставили замки, титулы и фамильные драгоценности. Представители древних родов и сейчас остаются закрытым элитарным клубом держателей больших капиталов.

"Вот эти потомки аристократических родов играют определенную роль и в экономике, потому что у них есть все-таки, чем заниматься. У некоторых сохранились довольно крупные земельные владения, у некоторых какие-то акции", – рассказал кандидат исторических наук член Комиссии Геральдического совета при Президенте РФ Станислав Думин.

Работа в "тайном правительстве"

Управлять этими богатствами кого попало не поставят. Фридрих Мерц подошел идеально, каким-то образом он нахватал с десяток должностей в руководстве банков, страховых компаний и даже одного химического концерна. Главная строчка в резюме – работа в немецком отделении американской инвестиционной компании BlackRock – ее еще называют мировым тайным правительством.

Фото: © Global Look Press/Budrul Chukrut/Keystone Press Agency

"В его пользу говорило хорошее образование. Все-таки два старинных немецких университета – это серьезно. Возможно, каким-то образом и происхождение, но это только гипотеза. Возможно, знакомство с нужными людьми", – считает доцент Финансового университета при правительстве России Александр Камкин.

Сегодня люди из высшего общества предпочитают оставаться в тени. И, похоже, немцам это нравится: в разгар предвыборной кампании в Бундестаг партия Левых вышла с инициативой лишить дворян всех титулов.

"Нам больше не нужны дворянские титулы, к чему неоднократно призывали и мои предшественники", – заявила сопредседатель Левой партии в Бундестаге Инес Швердтнер.

Будущий титул правителя Германии у Мерца уже не отнять.

Бизнес и политика на связях

В чем причина такого нашествия аристократов в бизнес? Она в Лондоне, именно Лондон весь XIX и ХХ век был столицей европейского капитала, точнее, Лондонская биржа. А в Британии аристократы и сегодня остаются богатейшими людьми страны. Они не работают, просто у них остаются земли, у них огромные и, самое главное, стабильные доходы с этих земель. И, может быть, поэтому именно аристократы в других странах ЕС получают посты в крупных компаниях. Итальянские, испанские, французские. Европейский бизнес – это ведь связи. Старые связи, наработанные поколениями.

Фото: © Global Look Press/Waltraud Grubitzsch/dpa-Zentralbild

А вот политика – там тоже есть своя аристократия, только новая. Министр иностранных дел ЕС Кая Каллас – дочка премьер-министра Эстонии Сийма Калласа. Бывший глава НАТО Столтенберг – сын госсекретаря Норвегии Карин Хейберг. Премьер-министр Греции Мицотакис – сын бывшего премьер-министра Греции. И так далее, и так далее. В общем, современная европейская демократия – это борьба или дружба старых аристократов и новых.

Подпишитесь и получайте новости первыми
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением