window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
14 марта 2025, 07:00

Как якуты распознают "дар шамана": названы необычные признаки

Культуролог Суходольский рассказал, что якуты становятся шаманами в юности
Шаман с бубном
Фото: © ТАСС/Кирилл Кухмарь

Республика Саха – это самый большой регион России. И благодаря тому, что долгое время он находился в изоляции от других этносов, местные жители умудрились сохранить свою уникальную культуру и традиции. Например, Аар Айыы – это культура поклонения Солнцу или шаманизм. Журналисты приехали в этно-деревню, чтобы познакомиться с настоящей шаманкой и посмотреть на древние обряды.

Подробнее рассказывает программа "Невероятно интересные истории" с Алексеем Корзиным и Владиславом Рябовым на РЕН ТВ.

Шаманизм по-якутски: чем занимаются современные посланники духов

Как живет главная шаманка Якутии

Хотя имя у шаманки совсем не мистическое, Валентина Атласова – главная шаманка Якутии. А этно-деревня – не просто ее дом. Здесь она общается с духами, принимает гостей, которых учит традициям своего народа и угощает национальными блюдами. Оказывается, в быту у истинного шамана даже коновязь, и та волшебная.

"Перед нами три огромные заговоренные обрядовые коновязи. В каждой семье коновязь должна быть. Если коновязь есть, значит, семья состоялась, соединили нижние, средние и верхние миры. И еще у них появился скот, лошадки пошли. А у нас такого нет, поэтому решили крупные обрядовые строить", – рассказала Атласова.

Якуты называют коновязь – Сэргэ. И это не просто деревянный столб, к которому привязывают лошадей. В шаманском доме это своего рода телеграф для связи с духами, а еще генератор хорошей энергии, правда, со сроком годности.

"Первая коновязь будет делать благо в течение девяти поколений нам, нашим гостям, ступившим на территорию. Орел дает силу, дар, талант, тягу к жизни, любовь к жизни. А лошадь это для нас все. Это еда, во-первых, одежда и шкуры. Лошадь тоже божество", – пояснила шаманка. 

Фото: © ITAR-TASS/Шарифулин Валерий

Шаманами рождаются или становятся?

В якутской мифологии бог неба Юрюнг Айыы Тойон создал человека и коня одновременно. По другой версии, и вовсе сначала на Земле появились лошади, а уже потом кентавры, и от них – люди. 

Правда, в отличие от индусов, якуты своих священных животных едят и в жертву приносят. Но не в XXI веке – современные шаманы обходятся без кровавых жертв.

"Сейчас мы пройдем через очищающее сооружение с лицом. Прикрываем солнечное сплетение, это самое открытое место человека. Издревле это оберегается. У женщин и девочек это украшения, а мужчины в железных латах, они все время на лошади", – говорит Валентина.

Проход через ритуальную арку Чичипкан – распространенный ритуал у коренного сибирского народа эвенков. Таким способом они благословляют входящего в жилище человека и очищают гостя от плохой энергетики.

Фото: © Кадр из программы "Невероятно интересные истории", РЕН ТВ

О том, как стала главной шаманкой Якутии, Валентина не распространяется. Но местные жители верят, что это дар, с которым нужно родиться, а проявляется он только в подростковом возрасте. Но как узнать, что рядом с тобой оказался посланник духов? И можно ли отказаться от такого дара богов?

"В период полового созревания будущий шаман вдруг неожиданно для всех начинает прятаться от людей, иногда убегает в тайгу, подолгу ничего не ест и может даже забыть свое имя. Другой шаман устанавливает причину и устанавливает, что в пациента вселился дух умершего предка. Такой человек становится шаманом помимо своей воли", – объяснил культуролог, философ Петр Суходольский.

Путешествия между мирами и беседы с духами

У многих народов шаманами могут быть только мужчины. В некоторых племенах женщин не подпускали даже к шитью одежды для служителей культа. Но в Якутии к представительницам прекрасного пола особое отношение – их способность продолжать род и сохранять семейный очаг считают священной, а значит, общаться с духами они могут ничуть не хуже мужей.

"У всех северных народов шаманы назывались по-своему. Якуты использовали два названия "Оюн" для мужчин и "Удаган" для женщин. Чем же занимались шаманы? Они путешествовали между мирами и договаривались с духами, лечили больных, призывали удачу в промыслах, договаривались с пургой, призывали хорошую погоду, помогали искать пропавших людей и оленей. Ну и, конечно, провожали умерших в Нижний мир", – рассказал Владислав Рябов.

Фото: © Кадр из программы "Невероятно интересные истории", РЕН ТВ
Последователи Аар Айыы верят, что мир делится натрое: Нижний, где обитают души умерших и злые духи, Средний – там живут люди и покровители сил природы и Верхний – обиталище верховных божеств.

Древний обряд кормления огня

Чтобы расположить их к себе, якутские шаманы испокон веков задабривали небожителей… вкусненьким. В жертву богам Айыы люди приносили молочные продукты, кумыс, топленое масло или мучное.

"Мы сегодня будем проводить ритуал кормления огня. Вообще, этот ритуал считается повседневным. Его проводят, когда приходят в новое место, когда собираются на охоту, на рыбалку, чтобы получить у духов благословение в дорогу", – отметил Владислав Рябов.

Раньше обряд кормления огня алгыс проводили у священного костра, но современная якутская шаманка использует для этих целей домашний очаг. Подношения духам шаманка кидает прямо в огонь. Сначала задабривает верховных божеств мучным угощением, а потом отгоняет злых существ из низшего мира конским волосом и поет ритуальные песни, чтобы привлечь к гостю удачу. 

"Теперь встаем, подходим к огню и на ладонях чувствуем тепло открытого огня. Сильно трем руки изнутри и снаружи, опять согреваем, опять трем. И слушайте себя, что чувствуете? У вас холод по коленям, по плечам пошел, это энергия огня поступает через ладони, кровь, сосуды вовнутрь и отгоняет все плохое, что внутри есть. А это зло идет к ногам, через ноги в Нижний мир", – сказала шаманка.

Какую роль выполняет бубен

Главный злодей у якутов – гигантский демон Абаасы, который питается душами людей. Именно его происками местные жители объясняют болезни и несчастья. И чтобы отогнать беды, обращаются к шаманам, а они, в свою очередь, используют весь арсенал своих магических инструментов.

Фото: © Global Look Press/Sergey Metelitsa

"Бубен – это самый главный шаманский инструмент. А еще местные говорят, что бубен – это конь шамана. Потому что именно на бубне шаман перемещается между мирами. Например, отправляется в мир верхних духов или нижних злых", – отметил ведущий программы.

Якуты верят, что звук ритуального бубна, сделанного из кожи трехгодовалого быка, отпугивает злых духов и задабривает богов. Поэтому без него шаманам Аар Айыы никак. Богов задобрили, духов злых выгнали, а значит – самое время приступить к прошениям. Ведь у якутских небожителей можно выпрашивать разные подарки.

"Раскройте. А теперь мы узнаем, какой внутренней силой вас оделили ваши предки в восьмом веке до нашей эры. У вас голова работает, сердце работает, руки и ноги работают. Вы – долгожитель серединного мира", – сказала Валентина ведущему.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1311672 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1311672' : 'adfox_151870620891737873_1311672' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1311672(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1311672(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })