window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
13 марта 2025, 19:30

Острова-призраки: какой из них перемещается и поглощает корабли

Географ Сазонов рассказал, что остров Сейбл перемещается и поглощает корабли
Исчезающий остров
Фото: © Кадр из программы "Невероятно интересные истории", РЕН ТВ

В Каспийском море пропал остров Чигил-Дениз. Он появился неподалеку от восточного побережья Азербайджана в феврале 2023 года, два года был на месте, а потом исчез. На спутниковых снимках остались лишь едва заметные следы еще недавней суши.

За последние несколько лет таких случаев было несколько, и у каждого своя причина. Куда исчезают острова со спутниковых карт? Какой клочок суши появлялся и пропадал уже восемь раз и где он сейчас? Рассказывает программа "Невероятно интересные истории" с Алексеем Корзиным и Владиславом Рябовым на РЕН ТВ.

Острова-призраки: как в Японии исчез клочок суши незаметно для жителей

Исчезающие острова

Остров Чигил-Дениз пропадал уже восемь раз

На нашей планете постоянно исчезают острова, и в каждом отдельном случае ученые находят новую причину. С ледяными все понятно – они тают из-за глобального потепления. Некоторые клочки суши уходят под воду из-за катаклизмов и подъема уровня океана. Но есть такие, которые пропадают без следа, словно мираж. Именно так случилось с каспийским Чигил-Денизом уже не в первый раз.

Самое удивительное, что появился и исчез этот остров как минимум в восьмой раз. Его не зря прозвали призраком вулкана Кумани, ведь клочок суши появляется лишь тогда, когда просыпается грязевой гигант.

"Грязевой вулкан – это одна из форм проявления вулканической активности, когда под давлением газы из недр вместе с грязью вырываются на поверхность. Обычно такое наблюдается на стыке плит", – объяснил кандидат географических наук Алексей Сазонов.

Острова, порожденные такими вулканами, – это, по сути, большие грязевые пятна на поверхности моря. Они исчезают под действием воды и ветра и, как правило, существуют недолго. Самые стойкие могут продержаться несколько лет, а от других не остается следа уже через пару дней. 

В сравнении с ними, острова, образованные магматическими подводными вулканами, – настоящие долгожители. Например, Исландия – самый крупный в мире вулканический остров на планете – появилась на свет примерно 20 миллионов лет назад.

Хунга-Тонга просуществовал всего семь лет

Правда, не всем вулканическим островам уготована долгая жизнь. Например, клочок земли в Тихом океане под названием Хунга-Тонга образовался в 2015-м, просуществовал всего семь лет, а потом исчез так же зрелищно и громко, как появился, – из-за извержения вулкана.

Фото: © Global Look Press/CILOU/Keystone Press Agency

Сколько просуществует остров, который образовался два года назад неподалеку от побережья японского архипелага Огасавара, ученые предположить не могут. Говорят, невозможно рассчитать, когда в следующий раз проснется безымянный вулкан. Но все же уверяют: это зрелище жители Страны восходящего солнца точно не пропустят, в отличие от исчезновения острова Эсанбэ Ханакита Кодзима.

Эсанбэ Ханакита Кодзима исчез незаметно

Ведь пропажу этого острова японцы обнаружили только через год, и то случайно. Все потому что без шума и пыли необитаемый клочок суши просто ушел под воду. Предположительно, он затонул из-за штормов и повышения уровня океана.

Как говорят эксперты, Страна восходящего солнца – на самом деле империя исчезающих островов. Ее территория включает более 14 тысяч клочков суши. Правда, большинство из них могут уйти под воду в любой момент, поэтому японцы не рискуют – живут лишь на 416 островах, а если места не хватает – строят искусственные.

Чем известен рукотворный остров Одайба

Сегодня таких рукотворных клочков суши в Японии по меньшей мере семь, самый знаменитый из них – Одайба.

История острова началась в 1853 году, когда американская флотилия командора Мэтью Перри появилась в прибрежных водах города Эдо, нынешнего Токио. Перри хотел заключить с Японией несколько стратегически важных соглашений, но император отказал ему. Тогда американец пригрозил вернуться сюда через год, и для защиты от воинственно настроенных американцев пришлось установить пушки прямо посередине залива. Так и появился остров Одайба.

Фото: © Global Look Press/Jochen Tack/imagebroker.com/#/search/

Правда, по назначению эти клочки суши никогда не использовали. Более того, вскоре часть из них убрали, чтобы освободить судоходные пути. Оставшиеся же объединили и расширили. Причем насыпную часть этой самой Одайбы построили из измельченного строительного и бытового мусора.

В конце прошлого века предприниматели задумали сделать из острова настоящий город будущего. В амбициозный проект они вложили почти 650 миллиардов в пересчете на наши деньги, и, надо признать, эти траты окупились.

Сегодня Одайба – это остров-праздник, остров огней, музыки и развлечений. Здесь можно гулять по набережной с прекрасным видом на Токийский залив, ходить за покупками в огромные шопинг-моллы и даже прокатиться на колесе обозрения.

Остров Сейбл называют кладбищем Атлантики

На канадском острове Сейбл атмосфера царит отнюдь не праздничная. Этот клочок суши называют "кладбищем Атлантики". Ведь у его берегов потерпели крушение по меньшей мере 400 кораблей. 

Моряки говорят: Сейбл, словно призрак, скрывается от всех, кто его ищет, и губит тех, кто его находит.

"Этот остров перемещается. С одной стороны, из-за течения возникает круговорот, который размывает остров, но тут же намывает в противоположной части. Из-за этого остров нельзя зафиксировать на карте, поэтому это является большой проблемой для кораблей. С давних времен корабли, думая, что они все еще в открытом океане, врезались в эту песчаную отмель, и позднее эти пески поглощали корабли", – объяснил кандидат географических наук Алексей Сазонов.

Каждый год остров передвигается примерно на 230 метров в сторону открытого океана. И, как говорят ученые, это опасно не только для кораблей, но и для самого Сейбла. 

По прогнозам, он должен был исчезнуть еще в 2021 году. И хотя остров все еще дрейфует, специалисты уверены: его гибель – лишь вопрос времени. Так же, как исчезновение тихоокеанской республики Кирибати.

Деревня Тебикеникура тонет во время приливов

Череда островков, соединенных дорогой, – так выглядит сегодня большинство населенных пунктов островного государства. И это во время отлива, в приливы же многие районы просто накрывает водой.

"Вода поднимается выше с каждым днем, поэтому нужно постоянно следить за вещами. Если поднимается выше – мы перемещаемся туда, где океан нас еще не настиг", – поделилась жительница деревни Тебикеникура Бернетте Мариетта.

Фото: © Кадр из программы "Невероятно интересные истории", РЕН ТВ

Деревня Тебикеникура, в которой живет Бернетте, страдает от приливов больше других. И так уже более полувека. С 1970-х годов сильные ветры поднимают волны, которые регулярно обрушиваются на дома местных жителей. 

Поначалу они пытались бороться: укрепляли береговую линию валунами и мешками с песком и даже построили дамбу, чтобы отгородить пруды с пресной водой, которая на острове в дефиците. Но укрепления не выдержали напора стихии. В итоге почти четыре тысячи человек бросили все и уехали – в деревне остались лишь три семьи, но и им скоро придется собирать вещи. 

Ведь, по прогнозам ученых, уже через несколько десятков лет Кирибати станет необитаемой, а к началу следующего столетия республика полностью уйдет под воду.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1311651 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1311651' : 'adfox_151870620891737873_1311651' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1311651(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1311651(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })