window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
18 мая 2025, 19:30

Белогвардейцы и война в Китае: почему русские внушали ужас противникам

Политолог Нагерняк заявил, что русские эмигранты изменили ход истории Китая

06:31
Фото: © Кадр из программы "Неизвестная история", РЕН ТВ

Январь 1925 года. 800 бойцов и два бронепоезда врываются в Шанхай, а защитники города в панике отступают. Еще немного – и трехмиллионный город полностью переходит в руки атакующих. Но кем были воины, которые наводили такой ужас на противника? Это – русские. Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Как русские эмигранты в Китае стали наемниками

"Русские военные и русские белогвардейцы появились на территории Китая еще в начале 1920-х годов, сразу после окончания Гражданской войны в России. Их было, как говорят, достаточно много. Русские люди обитали в основном в Северном Китае в районе города Харбин, который считался, в общем-то, главной колыбелью русской эмиграции", – сказал кандидат исторических наук Вячеслав Черемухин.

К русским военным в Китае отнеслись лояльно, но работы не хватало, и эмигранты бедствовали.

"Они жили на несколько долларов в месяц на современный эквивалент. Они практически не имели постоянной работы, постоянного заработка", – уточнил Вячеслав Черемухин.

Как русские эмигранты в Китае стали наемниками. Фото: © Кадр из программы "Неизвестная история", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Неизвестная история", РЕН ТВ

В это время в Китае разворачивалась борьба за власть: коммунисты, члены Национальной партии Гоминьдан и местные диктаторы сражались за территории. Маньчжурию и несколько других провинций контролировал амбициозный генерал Чжан Цзолинь. 

Его главным противником был правитель Центрального Китая У Пэйфу. 

Обоим лидерам нужны были люди, и в какой-то момент Цзолинь вспомнил о закаленных в боях русских военных. Он начал вербовку, и те охотно шли в наемники.

"Они были готовы воевать ради двух вещей. Первое – они были уверены, что таким образом они восполнят свое материальное положение, потому что генерал Чжан Цзолинь очень хорошую сумму предлагал для службы. А с другой стороны, они были уверены, что вот этой борьбой в армии Чжан Цзолиня они приблизят победоносное возвращение на советскую территорию и борьбу уже с коммунистами", – объяснил кандидат исторических наук.

Русская бригада разгромила противника

Сначала русские военные работали инструкторами: готовили пулеметчиков, инженеров, кавалеристов. Вскоре появился авиационный отряд, который включал в себя около 40 профессиональных летчиков, а затем и русская бригада. К середине 1920-х она насчитывала больше трех тысяч человек. А возглавил ее в 1924 году авторитетный генерал Константин Нечаев, который до этого работал в Харбине извозчиком.

"Важно то, что это были люди, которые прошли в значительной части Первую мировую войну, Гражданскую войну в России. То есть эти люди были настоящие военные с хорошим боевым опытом, с реальным знанием своей профессии. Поэтому, как только они приняли участие в боевых действиях, сразу же это дало реальный результат", – заявил политолог, востоковед, академик РАЕН Юрий Нагерняк.

  • Уже в первом бою русский отряд из 200 человек в пух и прах разгромил превосходящего по силам противника. Бойцы У Пэйфу беспорядочно отступали и теряли своих, а белых погибло только 10 человек. 
  • В следующем сражении нечаевцы снова отличились – взяли в плен 1,5 тысячи солдат и немало трофейных орудий. Обошлись без потерь, если не считать одного раненого бойца.
Русская бригада разгромила противника. Фото: © Кадр из программы "Неизвестная история", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Неизвестная история", РЕН ТВ

"Генералу Нечаеву были вручены погоны генерала китайской армии. Он вообще был очень авторитетным и среди китайцев. Стратегические все решения принимались с учетом его позиции, с учетом его рекомендаций", – уточнил Юрий Нагерняк.

Захват бронепоезда Цзолинем

Постепенно звезда У Пэйфу меркла, а Чжан Цзолинь лидировал в гонке за власть. Одним из ярких эпизодов противостояния двух маршалов стал захват Цзолинем и его "белыми кондотьерами" Шанхая.

"Захватил он его с помощью бронепоездов. Вот эти бронепоезда, "Хунцин" в частности, он сыграл большую роль в военных успехах Цзолиня. Его белочехи в свое время перегнали из России, потому что в России было построено несколько таких бронепоездов. И для периода Первой мировой войны и после нее бронепоезда вообще считались очень сильным, очень эффективным оружием", – рассказал Юрий Нагерняк.

Когда развалился русский отряд

Война с У Пэйфу продолжалась до марта 1925-го, но постепенно боевой дух в рядах русских добровольцев начал падать, а вместе с этим последовали и военные неудачи.

"И надо сказать, что звезда генерала Нечаева, в общем-то, начала закатываться в 1925 году, когда он получил первое ранение в боях. Ну а серьезное ранение он получил в 1926 году, во время боя, и ему ампутировали ногу. Он на некоторое время выбыл из состава подразделения на лечение. А после возвращения он увидел, что на самом деле русский отряд, в общем-то, уже разложился – многие поддавались пьянству", – сказал Вячеслав Черемухин.

Когда развалился русский отряд. Фото: © Кадр из программы "Неизвестная история", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "Неизвестная история", РЕН ТВ

Одним надоело драться за интересы китайцев, другие уходили со службы из-за начавшихся проблем с жалованьем. К тому времени Нечаевская бригада воевала уже с частями Гоминьдана, которые активно поддерживал Советский Союз. Но решительных побед Цзолинь не одерживал. А в 1928 году советская разведка взорвала поезд, на котором он ехал, и генералиссимус погиб.

"В конце 1920-х годов генерал Нечаев был вынужден распустить русский отряд. А в этой гонке между генералом Чжан Цзолинем и У Пэйфу, в общем-то, победу не одержал ни один генерал, ни второй", – уточнил Вячеслав Черемухин.

Судьба генерала Нечаева

Русский отряд на службе у китайцев потерял, по разным оценкам, от 1,5 до 2 тысяч человек. После роспуска солдатам назначили жалование и выдали временные виды на жительство. Сам генерал Константин Нечаев уволился из армии и поселился в Дайрене. 

В августе 1945-го советская контрразведка арестовала его как пособника фашистов и доставила в Читу. Через несколько месяцев генерала расстреляли.

"Некоторые историки говорят о том, что участие наших эмигрантов изменило ход истории Китая. Поскольку У Пэйфу сотрудничал и с коммунистами в том числе. И некоторые считают, что, если бы он победил, как он должен был победить, до того, как не вмешались русские эмигранты, Китай бы пошел по другому пути, и социалистический строй в Китае мог возникнуть еще в 1920-е годы", – заявил Юрий Нагерняк.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1311062 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1311062' : 'adfox_151870620891737873_1311062' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1311062(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1311062(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })