window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
07 марта 2025, 19:50

Смерти, новые вирусы, катаклизмы: чем грозит глобальное потепление

Ученый Карнаухов предупредил, что из-за таяния вечной мерзлоты проснутся вирусы
Якутия
Фото: © Кадр из программы "Невероятно интересные истории", РЕН ТВ

В последнее время нас то и дело пугают глобальным потеплением. И на первый взгляд в этом нет ничего страшного, ведь 25% суши нашей Земли находится в зоне вечной мерзлоты. И если она растает, то жизнь в этих регионах, казалось бы, станет гораздо проще. Но это только кажется.

На самом же деле если вечная мерзлота растает, то в воздух попадет около 500 гигатонн углерода, а это значит, что произойдет мощнейший удар по экосистеме планеты и вымрет огромное количество животных из тех, кто не сможет приспособиться. Но самое главное – глобально теплее не станет.

Как так может быть, если потепление глобальное? И если не жарко и солнечно, то как? Об этом рассказывает программа "Невероятно интересные истории" с Алексеем Корзиным и Владиславом Рябовым на РЕН ТВ.

Почему от глобального потепления в мире не станет теплее

В чем опасность таяния вечной мерзлоты

Наша Земля – с бездонными океанами, которые бороздят киты, дикими джунглями, где охотятся тигры и зоологи спасают исчезающий вид огромных горилл, саваннами, по которым разгуливают львы, жирафы, стада слонов и антилоп гну, а в мутных реках крокодилы поджидают добычу.

А еще на нашей Земле много льда, и речь не только об Арктике и Антарктиде.

Вечная мерзлота, так называемый перманентный мерзлый грунт, – это не только холодные полюсы. Она есть на Аляске, островах Канады, в Гренландии, наших Сибири, Якутии, Сахалине и Дальнем Востоке. А еще в Казахстане, Монголии и Китае.

И там в промерзлой земле кипит совсем другая жизнь. В той самой Якутии почва промерзла на рекордные 1370 метров. И в ее земле спят тысячелетние вирусы, сдерживаемые льдами. Что станет, когда эта биологическая армия окажется на свободе?

Фото: © Кадр из программы "Невероятно интересные истории", РЕН ТВ

"Появление новых вирусов, которые где-то лежали 100 тысяч лет в земле, а теперь появились (может представлять опасность. – Прим. РЕН ТВ). Они, может быть, и не какие-то суперопасные, но из-за того, что они новые и к ним нет иммунитета, они могут представлять опасность именно с этой точки зрения", – пояснил ведущий научный сотрудник Пущинского научного центра биологических исследований РАН Алексей Карнаухов.

И так мы получим новые вирусы, эпидемии и болезни. Ученые уже назвали их "микробами Мафусаила" или вирусами-зомби. Они затронут не только нас, но и животных. Наш мир вокруг изменится: многие виды вымрут, какие-то переедут, кто-то мутирует и приспособится.

Реальные последствия глобального потепления

И это уже происходит. Ученые зафиксировали, что за последние годы размеры кузнечиков сильно увеличились, а в Великобританию неожиданно вернулись эскулаповы змеи, которые исчезли из этой страны 300 тысяч лет назад. Но к таким изменениям, пусть не без потерь, человечество сможет подготовиться. Что же тогда такого страшного в этом потеплении?

"Едома, поверхностный слой мерзлоты, на 50–70% состоит из воды, и, если вся она растает, это приведет к заболачиванию и оседанию грунта. То есть эти территории станут совершенно непригодными для жизни", – указал ведущий программы Владислав Рябов.

Наш бескрайний север перестанет быть крайним. А все, что за века здесь возвели люди, пойдет прахом. И это случится не в один момент, а постепенно: катаклизм за катаклизмом, катастрофа за катастрофой, авария за аварией. И люди ничего не смогут поделать.

Фото: © Кадр из программы "Невероятно интересные истории", РЕН ТВ

"Фактически реальная угроза. Это то, над чем, например, сейчас в том же Красноярском крае работают сотни инженеров: как укрепить дома, которые построены на мерзлоте. Потому что всегда казалось, что она будет вечной, а оказалось, что вечным, на самом деле, ничего не бывает. Поэтому мерзлота – это то, на чем стоит у нас фактически часть страны. Помимо того, что это такой природно-климатический фактор, это еще и фактор, который может запросто повлиять на то, что люди могут оказаться под завалами зданий", – предупредил первый заместитель председателя комитета Государственной думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

Вот он, новый мир в эпоху глобального потепления:

  • техногенные катастрофы в холодных регионах, эпидемии по всему миру,
  • тотальная смена климата на планете,
  • миграция и вымирание животных и растений,
  • наводнения в прибрежных районах,
  • засуха там, где еще вчера цвели джунгли,
  • землетрясения в зонах веками спящих вулканов,
  • и Исландии на карте больше не будет, ведь на ее землях потеплеет в первую очередь – там уже слишком горячо.

Новости о проснувшихся вулканах Исландии не сходят с первых полос еще с прошлого года. А теперь в национальном метеорологическом управлении ждут большой "бадабум" под крупнейшей ледяной шапкой Исландии Ватнайекюдль. Там уже 10 лет дремлет вулкан Бардарбунга.

В последний раз он очнулся ото сна, немного пошалил и снова притих. Но с нового года ученые зафиксировали в этих местах уже более 130 землетрясений. Пока толчки не набирали мощи свыше пяти баллов, но, по словам сейсмологов, это затишье перед грядущим взрывом.

К счастью, людей в этих местах почти нет, а значит, жертв не будет. Зато будет яркое природное шоу, правда, скорее всего, с не самыми приятными для исландцев последствиями.

Фото: © Кадр из программы "Невероятно интересные истории", РЕН ТВ

"Дело в том, что за весь XIX век произошло 6 так называемых мегаземлетрясений с магнитудой больше 8,5. За XX век произошло около 10 таких землетрясений. А за буквально 25 лет XXI века таких землетрясений произошло 6. То есть практически мы выбрали норму XIX века, и если этот темп повторения мегаземотрясений не изменится, то мы рискуем поставить очередной рекорд", – отметил ученый Карнаухов.

"Засушливость – это логичное следствие, и лесные пожары, которые за этим последуют, и неурожай в урожайных регионах, мы тоже можем это спрогнозировать и об этом всерьез говорить", – указал депутат Госдумы Бурматов.

Почему не помогают сдерживающие меры

Но с чего вдруг глобальное потепление решило резко потеплеть именно сейчас? Ведь о нем всем все давно известно, и страны еще в прошлом веке договорились о сдерживающих мерах, чтобы на Земле не стало слишком жарко. Что же пошло не так? Политики пообещали и не справились? Или ученые снова ошиблись в расчетах? На самом деле и то, и другое.

Намеченный план по сокращению выбросов парниковых газов оказался слишком сложным, чтобы воплотить его в жизнь, как задумано, так что мы сильно отстаем. Зато глобальное потепление торопится.

Фото: © Кадр из программы "Невероятно интересные истории", РЕН ТВ
Кривую, показывающую, как развивается глобальное потепление на нашей планете, ученые называют траекторией экспоненциального роста. Иными словами, глобальное потепление, как в русской пословице, медленно запрягает, а потом очень быстро едет.

"Поначалу растет очень медленно, а потом все быстрее и быстрее. В конце концов она приобретает катастрофические темпы роста, и это мы видели, когда у нас развивался, например, ковид, который тоже развивался по экспоненциальному закону. Сначала какие-то десятки случаев где-то там далеко, где-нибудь в Китае или где-то еще. Потом это стали единичные случаи в России, уже сотни в Китае. А потом глазом моргнуть не успели – уже миллионы человек у нас болеющих и сотни тысяч умирающих. Вот примерно по такой же траектории развивается глобальное потепление", – пояснил Алексей Карнаухов.

Сколько людей могут умереть из-за глобального потепление

Ученые посчитали, что глобальное потепление, а точнее, то, что оно сделает с нашей планетой, убьет около миллиарда людей. Звучит ужасно, но с точки зрения науки для популяции в восемь миллиардов это не трагедия. Тем более что к началу следующего века нас обещает стать уже 10 с лишним миллиардов – слишком много для нашей планеты.

Выходит, сценарий не так уж плох: мир поменяется, катаклизмы пройдут и заживем теперь уже на теплой планете. Вот только и тут промах – теплее на Земле не станет. Скорее наоборот – все это начало нового ледникового периода. Такое уже случалось на планете и, кажется, может повториться.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1310033 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1310033' : 'adfox_151870620891737873_1310033' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1310033(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1310033(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })