window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
06 марта 2025, 18:00

Летел в пропасть: как новый спорткар чуть не погубил лихача Брежнева

Политолог Журавлев рассказал, что страсть Брежнева к авто разрядила отношения между СССР и США
Фото: © ТАСС/Владимир Мусаэльян

"С Брежневым мы мчались на большой скорости… Можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрестке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре", – так вспоминал совместную поездку с руководителем СССР госсекретарь США Генри Киссинджер.

Американский политик оценил навыки вождения генсека на дорогах Подмосковья во время своего визита в 1972 году. О лихачестве Леонида Брежнева слагали легенды. И многие искренне восхищались его умением управлять автомобилем. Страсть к быстрой езде и хорошим машинам он сохранил до конца жизни. По разным данным, у советского лидера были десятки, а то и сотни авто.

Как он собрал эту огромную коллекцию? И какие люксовые машины стояли у Брежнева в гараже? Рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Летел в пропасть: как новый спорткар чуть не погубил лихача-Брежнева

Страсть Брежнева к авто разрядила напряжение между Америкой и СССР

"А можно мне такой же?" – запросто произнес Леонид Брежнев после того, как увидел огромный бронированный "Линкольн континенталь" Ричарда Никсона. И скромно добавил: "Только обычный, конечно".

Говорили, что американская машина буквально очаровала генсека. Дело было во время визита президента США в Москву. Шел 1972 год. На кону стояла судьба непростых отношений между сверхдержавам, и ведущие государства мира сумели договориться.

По итогам визита американского лидера Москва и Вашингтон подписали ряд очень важных документов. В том числе договоры об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений. Началась международная разрядка. И, как полушутя говорят эксперты, страсть Брежнева к автомобилям сыграла в этом не последнюю роль.

"У мужчины должны быть игрушки. У женщины может не быть, а у мужчины должны быть. И когда западные лидеры поняли, что у нашего игрушки – это автомобильчики, пусть и в натуральную величину, они выдохнули счастливые, что не танки", – рассказал политолог Дмитрий Журавлев.

Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

Поездка с ветерком: как Брежнев до смерти перепугал Киссинджера

В 1971-м Никсон подарил Леониду Ильичу черный "Кадиллак Флитвуд". Через год, накануне визита главы государства в Москву, советский посол в США Анатолий Добрынин непрозрачно намекнул американскому президенту, что Брежнев хочет модель поновее. Роскошный "Эльдорадо" с кузовом купе отправили в столицу СССР самолетом американских ВВС.

Леонид Ильич тут же решил испытать "иностранца", а в качестве пассажира прихватил госсекретаря США Генри Киссинджера. И американский политик запомнил эту поездку на всю жизнь.

"Как в известной поговорке: "Какой русский не любит быстрой езды". Леонид Ильич не был исключением: как представитель своего народа, он очень быстро ездил", – отметил автоэксперт Илья Шварц.

За рулем обычно неторопливый Леонид Брежнев превращался в лихача. Когда генеральный секретарь сам садился на место водителя, а случалось это часто, перекрестки перекрывали. Катал Брежнев Киссинджера по Подмосковью со скоростью 120 километров в час.

Фото: © ТАСС/Владимир Мусаэльян

Первый лихач страны

Лихой стиль вождения советского лидера оценил и Ричард Никсон во время поездки на том самом "Линкольне", который генсек попросил ему подарить.

"По городу Кэмп-Дэвид, который известен не самыми большими улицами и площадями, по узким улочкам Леонид Ильич показал, на что способен автомобиль, который ему был подарен. И Никсон поблагодарил его за такую езду, сказал, что он отличный водитель и с ним приятно иметь дело", – говорит автоэксперт.

Разумеется, Ричард Никсон держал лицо. Позже он написал: "Я мог только вообразить, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением".

Леонида Ильича не смутил даже указатель, о котором Никсон его предупредил по-русски. По привычке экстремал Брежнев влетел в опасный поворот под визг тормозов.

"В Америке возможность покатать была меньше, потому что, говорю, протокол. Не только в Америке, но и в Европе. Но все очень хорошо относились к его этой слабости", – уточнил политолог. 

Фото: © РИА Новости/Дмитрий Коробейников
По разным данным, легендарная коллекция генсека насчитывала от 49 до 324 автомобилей.

"Как таковое коллекционирование было относительно. Все автомобили были собственностью Центрального комитета Коммунистической партии", – пояснил Шварц.

"Серебряная тень" королевы

Королева Елизавета II в 1974 году подарила советскому генсеку "серебряную тень", то есть Rolls-Royce Silver Shadow. У него уже была такая модель от американского бизнесмена Арманда Хаммера. Правда, через шесть лет при перегоне королевский лимузин столкнулся с грузовиком. Покореженный "британец" стал выставочным экспонатом. Он до сих пор находится в автомузее Риги.

"Есть слух такой. Он, правда, доведен до абсурда в одном фильме, но слух такой, что она ему очень симпатизировала. Подарила ему второй Rolls-Royce", – сказал Журавлев.

Елизавета II разделяла страсть генсека, она сама была отличным водителем. И Леонид Ильич, и британская королева освоили управлением автомобилем примерно в одно время.

В годы Великой Отечественной войны бригадный комиссар Брежнев частенько отправлял шофера на пассажирское сиденье и сам гонял за баранкой ГАЗ-67. Судя по всему, прав у него тогда не было.

"Знаете анекдот на эту тему? Леонид Ильич ведет машину, его останавливают. Гаишник вытягивается в струнку, второй говорит, мол, что там. Да я, говорит, не знаю, кто едет, но шофер у него Брежнев", – рассказал политолог.

Фото: © Global Look Press/Reinhold Schrank/http://imagebroker.com

Правда ли, что генсек всю жизнь ездил без прав

Только в 1976-м министр МВД Николай Щелоков в качестве шуточного подарка на 70-летие вручил генсеку водительское удостоверение. В 2019 году анонимный коллекционер выкупил его на московском аукционе за полтора с лишним миллиона рублей.

Ну, а первый личный автомобиль, Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop, Леониду Ильичу в 1955-м подарил Никита Хрущев. Брежнева тогда отправили руководить компартией в Казахстане.

"Подарил ему двухцветное американское купе в светло-бело-зеленом цвете, которое позже он передал своей дочери Галине. С этого все и началось", – заметил автоэксперт.

Галина Брежнева унаследовала любовь отца к хорошим машинам и тоже любила проехаться с ветерком. А вот сын генсека Юрий к этому был совершенно равнодушен.

"Юра был мягкий, тихий, Галя была взрывная, шумная. Галина Леонидовна могла в открытом кабриолете нестись со скоростью 200 км в час под папиным настроением через весь город", – рассказал Журавлев.

Как новый спорткар чуть не погубил Леонида Ильича

В 1966-м СССР заключил крупный контракт с итальянской компанией Fiat на строительство советского завода на берегу Волги в городе Тольятти. Так появился АвтоВАЗ. А Брежневу достался новенький спорткар Maserati.

"Замечательный дорогой автомобиль, итальянский – спортивное купе четырехдверное с трезубцем, которое было уникальным в своем роде и было сделано в очень небольшой серии", – сказал Шварц.

В 1969 году канцлер ФРГ Вилли Брандт подарил Леониду Брежневу редчайший шестидверный Mercedes-Benz Pullman 600. Таких было всего два, второй достался императору Японии. Брежневский Pullman, кстати, вернулся в 2008-м в Германию. Его купил коллекционер за 103,5 тысячи евро.

Фото: © Global Look Press/Michael Debets/ZUMAPRESS.com

Еще один подаренный ФРГ спортивный Mercedes-Benz, который по желанию Брежнева перекрасили из синего в красный, едва не погубил генсека. Эта машина разгонялась до сотни километров в час за 12 секунд, поэтому была среди его фаворитов. Однажды в Крыму Леонид Ильич решил покатать двух женщин-врачей из санатория ЦК. На горном серпантине Mercedes чуть не улетел в пропасть. Брежнев успел затормозить в последний момент.

"Все-таки реакция на тот момент у него еще была хорошая. И спас таким образом людей, трагедии не произошло", – сказал Шварц.

Советские машины в коллекции Брежнева

Разумеется, были в коллекции генсека и советские автомобили в большом количестве. Леонид Брежнев, по сути, стал "испытателем номер один" для отечественного автопрома. Как только какой-нибудь завод выпускал новинку, она попадала на смотрины к Леониду Ильичу.

Последний подаренный ему автомобиль – ГАЗ 3102 "Волга" с автоматической коробкой передач. Первый серийный образец этой модели бизнес-класса сошел с конвейера в 1982-м, в год смерти Брежнева. 

"Автомобили, оказавшись в собственности партии, были или проданы, либо розданы другим функционерам. И через многое количество лет в основном оказались в частных коллекциях, где находятся и до настоящего времени", – рассказал автоэксперт.

В ноябре 2024 года в Москве на торги выставили 50-летний Mercedes-Benz из гаража Леонида Ильича. Стартовая стоимость машины составила 28 миллионов рублей.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1309759 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1309759' : 'adfox_151870620891737873_1309759' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1309759(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1309759(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })