window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
25 февраля 2025, 06:15

Маньяк убил "маленькую Китти" на глазах у толпы: почему никто не помог

Убийство Кэтрин Дженовезе привело к появлению термина "эффект свидетеля"
Мужчина с ножом
Фото: © ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Некоторые преступники придерживаются жестокого правила – не оставлять свидетелей в живых. Однако существует теория: чем больше людей наблюдают за происходящим, тем меньше у жертвы шансов выжить. К такому выводу пришли психологи Джон Дарли и Бибб Латане в конце 60-х. К исследованию на эту тему их подтолкнули обстоятельства смерти американки Китти Дженовезе. Она погибла на глазах у нескольких десятков свидетелей. Преступник убивал молодую женщину в течение получаса, и никто не пришел ей на помощь. Почему же его не остановили?

Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Эффект свидетеля: почему очевидцы не останавливают убийства

Страшная гибель "маленькой Китти"

За убийством девушки наблюдал весь район

Друзья называли ее "наша маленькая Китти" – из-за невысокого роста и хрупкого телосложения, хоть ей и было уже 28 лет. 13 марта 1964-го Кэтрин Дженовезе возвращалась домой из бара, где работала менеджером. Она жила в Кью-Гарденсе, тихом, спокойном районе Нью-Йорка.

Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

Уровень преступности там оценивался если не как нулевой, то как мизерный. Люди друг друга в лицо знали. И вдруг Китти заметила незнакомого мужчину – он стремительно направлялся в ее сторону.

"Испугавшись, она начала бежать. Мужчина последовал за ней. Через какое-то время он ее догнал и нанес несколько ножевых ударов в спину. Кэтрин тут же начала кричать и звать на помощь. Несколько человек услышали это и увидели", – рассказал кандидат медицинских наук психолог Андрей Миронов.

И вот, казалось бы, Китти спасена, но это история без счастливого конца. Каждый из очевидцев подумал, что женщине придет на помощь кто-то другой, и ни один даже не попытался спугнуть убийцу.

"Только один человек, мужчина, открыл окно ближайшего дома и крикнул: "Отстань от девушки, прекрати!" В общем-то, на этом все закончилось. Окно он закрыл, убийца убежал. Девушка каким-то образом сумела добраться до двери своего дома, однако нападающий снова вернулся, снова нанес несколько ударов", – уточнил юрист Алексей Козаков.

Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

Очевидцы лишь позвонили в службу спасения, но вместо того, чтобы попросить скорую и полицию приехать на место немедленно, они невнятно описывали детали. Мол, на женщину напали, но она вроде бы смогла подняться на ноги, и потому в экстренных службах вызов не посчитали приоритетным. Медики прибыли, когда было уже слишком поздно. Китти умерла в реанимобиле.

Она стала третьей жертвой Уинстона Мосли. Его удалось схватить спустя несколько часов.

Убийца оказался маньяком

"Это оказался американец без квалификации, который имел уже два аналогичных убийства. И когда его спросили на суде, зачем он это сделал, он сказал, что ощущал непреодолимое желание убивать этих женщин. Изначально его приговорили к высшей мере наказания – смерти на электрическом стуле, но в дальнейшем, пересмотрев и усомнившись в его адекватности, ему назначили пожизненное заключение", – объяснил психолог.

Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

На следующий день нью-йорские таблоиды вышли с кричащими заголовками: "38 человек хладнокровно наблюдали, как убивают женщину – и ничего не сделали!".

Чуть позже полицейские выступили с заявлением: журналисты преувеличивают. Очевидцев было десять.

Нужно ли говорить, что это не сгладило гнев общественности? Никто не мог понять, почему все они проигнорировали кричащую о помощи женщину?

На этот вопрос попытались ответить психологи – так появилось понятие "эффект Дженовезе" или "эффект свидетеля".

"Эффект свидетеля"

Почему очевидцы не останавливают убийства

"Эффект свидетеля" – это термин, который появился в психологии, а в последующем и в криминалистике. И заключается он в том, что при большом количестве очевидцев очень маленькая вероятность, что жертве преступления, ну либо лицу, которое нуждается в какой-то помощи, реально помогут. Все думают, что "помогу не я, поможет кто-то другой, кто-то из присутствующих – вон ведь сколько людей", – рассказал юрист.

Во время суда над Уинстоном Мосли обвинители допросили одного из очевидцев убийства – соседа Кэтрин Дженовезе, который ее прекрасно знал. По сути, его показания можно считать ярким примером этого социального феномена.

Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Он пояснил, что его жена отговорила звонить в полицию, мотивировав тем, что зачем, туда и так поступит большое количество звонков. Вот в этом, кстати, и заключается проблема. Каждый думает, что уже позвонили, уже сообщили, уже вызвали, уже едут. Зачем лишний раз совершать какие-то действия? Зачем лишний раз создавать информационный шум? А на самом деле информационный шум тоже важен, ведь ажиотаж повышает скорость реагирования той же полиции", – объяснил Козаков.

Эффект Дженовезе в 1968 году решили "измерить" два американских социолога. Бибб Латане и Джон Дарли пригласили студентов якобы на занятие по оказанию психологической поддержки. Каждый мог поделиться проблемами и получить помощь. Испытуемых поделили на группы – по два, три и шесть человек. В каждой был "подставной" участник.

"Этот актер начинал выступать первым. Перед этим актер всегда декларировал о том, что в экстремальных ситуациях у него может случиться некий приступ, ему может стать плохо, поэтому, пожалуйста, имейте это в виду. Когда он начинал выступать, через какое-то время он начинал кричать, что он задыхается, ему плохо, срочно нужна помощь, и отключался. Эксперимент подтвердил, что чем меньше людей в группе, тем больше шанс, что ему помогут", – рассказал Миронов.

Чужую беду быстрей обойду

Так, в группе из трех человек оба студента тут же бросились актеру на помощь. Сообща они пытались привести его в чувство, искали воду и звонили в экстренные службы. Но при тех же самых обстоятельствах группа немногим больше вдруг словно цепенела.

"Когда группа была большая, то зачастую он оставался без помощи, потому что как раз и срабатывал тот "эффект свидетеля", что вроде много людей, каждый что-то сделает, зачем буду я, и таким образом человек оставался без помощи", – уточнил психолог.

Именно "эффектом свидетеля" специалисты объяснили множество аналогичных происшествий, но не в условиях эксперимента, а в реальной жизни.

Другие случаи, которые связывают с "эффектом свидетеля"

Так, 30 мая 2011-го на пляже в Калифорнии мужчина вдруг зашел в холодную воду по шею и не реагировал на крики прохожих. На место прибыли абсолютно все экстренные службы, но спасением утопающего никто не торопился заниматься.

Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"На это действительно через какое-то время обратили внимание спасатели, пожарные, полицейские, но, к сожалению, они не предприняли никаких абсолютно действий по одной простой причине, потому что у них не было сертификации на помощь в такой ситуации. И спустя час человек от переохлаждения без сил начал тонуть. Через какое-то время очевидец, увидев это, нырнул за ним, вытащил его из воды, но, к сожалению, данный человек скончался", – добавил кандидат медицинских наук психолог Андрей Миронов.

Погибшим оказался 51-летний Рэймонд Зак. Как и в случае с экспериментом Дарли и Латане, толпа просто впала в ступор, пораженная происходящим.

"Мы это, кстати, часто можем наблюдать, особенно когда переходим дорогу. Если мы видим летящий на нас автомобиль, мы почему-то останавливаемся. Именно, кстати, в этот момент происходит наезд на пешехода", – объяснил юрист.

Насколько силен "эффект свидетеля"

Однако сегодня специалисты считают, что сила "эффекта свидетеля" преувеличена.

Так, несколько лет назад группа европейских ученых просмотрела две сотни видеозаписей преступлений, которые произошли в Ланкастере, Амстердаме и Кейптауне.

Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

Исследователи проанализировали, как часто посторонние вмешиваются в драки или защищают других от грабителей. И по статистике, в девяти случаях из десяти в толпе находился неравнодушный, а то и несколько. В среднем, помощь стремились оказать четверо человек, еще больше – звонили в полицию.

Так что либо "эффект Китти Дженовезе" был основан на исключении из правил, либо мир стал эмпатичнее , а значит, добро все-таки побеждает.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1308237 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1308237' : 'adfox_151870620891737873_1308237' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1308237(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1308237(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })