Центральный аппарат СК расследует уголовное дело о гибели пятерых детей в Красноярске в 2005 году. 16 апреля Александр Л., Максим Т., Сафар А., Дмитрий М. и Галаш М. пошли гулять и не вернулись домой. Спустя три недели их обгоревшие останки нашли в коллекторе на пустыре. Следователи выдвигали разные версии произошедшего, однако до сих пор нет достоверной информации о гибели пятерых школьников.
Почему дело не могут раскрыть вот уже почти 20 лет, какими подробностями поделились родители погибших, почему родным на протяжении полутора лет не выдавали тела детей, рассказываем в материале РЕН ТВ.
Ушли гулять и не вернулись домой
Пятеро детей – 12-летний Александр Л., 11-летние Максим Т. и Сафар А., 10-летние Дмитрий М. и Галаш М. – пропали вечером 16 апреля 2005 года в Красноярске. Все они жили в Ленинском районе неподалеку друг от друга, учились в одной школе, росли в благополучных семьях, занимались спортом.
"В школе в тот день был субботник. Придя домой, сын попросил разрешения погулять с другом Сашей. У меня промелькнуло какое-то нехорошее предчувствие. Но отпустил", – поделился подробностями с РИА Новости Евгений Тауманов, отец Максима.
Улица Глинки, где жили ребята, считается неблагополучным районом, поэтому дети старались возвращаться с прогулки вовремя. Но ближе к вечеру того дня ни один из мальчиков не вернулся к ужину, и родители сразу забили тревогу.
"К 7 часам вечера я забила тревогу, вызвала милицию", – вспоминает Наталья Макарова, мать Дмитрия, в беседе с NGS24.RU.
"На нас отреагировали довольно холодно. Мол, парни нагуляются и появятся. Такое ощущение, что всерьез искать их никто не хотел", – обратил внимание Евгений Тауманов.
Выслушав родителей пропавших ребят, правоохранители предположили, что те попросту сбежали из дома, пишет "Лента.ру". Так, родители Димы рассказали оперативникам, что 16 апреля не нашли дома кусок кабеля, который их сын хотел сдать в пункт приемки лома. Правоохранители допустили, что таким образом мальчик хотел найти деньги для побега. Эту версию позже подтвердил приятель пропавших подростков: он признался, что вместе с ними собирался бежать из дома, но передумал. Через некоторое время свидетели рассказали, что якобы видели подростков рядом с залом игровых автоматов в микрорайоне Взлетка. Но детей туда не пустили, и они ушли.
В то время как оперативники опрашивали друзей и учителей школьников, на их поиски вышли сотни человек – спасатели, военные, кинологи, знакомые и просто неравнодушные люди.
Показания возможных свидетелей
Следователи начали получать информацию о том, что похожих детей видели в разных концах региона. Так, жительница города Уяра, расположенного в сотне километров от Красноярска, заявила, что видела на улице школьников, похожих на пропавших. Железнодорожники же рассказали, что мальчики якобы покинули край в товарном вагоне.
Нашлись и те, кто видел, как во дворе дома на улице Глинки якобы всех пятерых затолкали в тонированный черный автомобиль без номеров и увезли в неизвестном направлении. Поскольку родители Галаша и Сафара работали на рынке, следователи не исключали, что детей могли похитить из-за их бизнеса.
"Мы сами отыскали трех свидетелей. Одни видели, как двух детей сажали в черную иномарку. Другие – как в ту же машину подсадили еще троих, и тоже в нашем районе", – пояснил отец Максима.

Однако в показаниях были расхождения: по словам одних, похитители были на "Жигулях" и с автоматом, другие рассказывали про Mercedes и водителя со шрамом.
Изначально было возбуждено уголовное дело по ст. 126 УК РФ (похищение). 21 апреля его переквалифицировали на ст. 105 УК РФ (убийство).
Как проходили поиски пропавших школьников
Школьников объявили в федеральный розыск. За достоверную информацию о местонахождении мальчиков администрация края обещала выплатить 100 тысяч рублей, которые выделил тогдашний губернатор Александр Хлопонин из личных средств, уточнила "Лента.ру".
Сначала в поисках участвовало 200 оперативников, позднее их число выросло до 5 тысяч. Специально для розыска с воздуха выделили вертолет: помимо Красноярска, прочесывались близлежащие районы – Уярский, Манский, Рыбинский и Емельяновский.
На всех железнодорожных станциях были расставлены патрули. Правоохранительные органы вместе с коммунальщиками, волонтерами и родителями школьников искали мальчиков на стройках, чердаках, в подвалах и заброшенных зданиях. 5 мая сотрудники милиции побывали на пустыре на берегу речки Теплой (Грязнушки). Он находился примерно в 300 метрах от домов, где жили пропавшие подростки. Но там ничего не нашли.

На дне коллектора нашли обгоревшие останки
8 мая 2005 года, почти через месяц со дня пропажи мальчиков, в правоохранительные органы обратились искатели цветного металла – они сделали в коллекторе на том самом пустыре страшную находку. На дне коллектора недалеко от заброшенного химкомбината "Енисей" горожане обнаружили обгоревшие останки. Внимание искателей металла привлекло то, что коллектор был прикрыт поддоном для кирпичей и шиной. Это показалось мужчинам подозрительным. Место тут же оцепили и не пускали никого, даже родителей пропавших ребят.
"Нас не пустили на место, на этот пустырь, выставили двойное оцепление. С нами никто не разговаривает... Когда мы пытались попасть в морг – его опечатали и никого не пустили", – рассказал отец Максима.
При этом родителей не оповестили о том, что из коллектора начали извлекать тела, обратила внимание мать Димы.
"Тела начали доставать без нашего ведома. Это случилось днем, а узнали мы только вечером", – отметила Наталья.
Помимо останков тел четырех подростков, из коллектора извлекли фрагменты одежды и ботинок. Останки принадлежали исчезнувшим Диме (вероятность 95%), Галашу, Максиму и Саше (вероятность 99%). Тело пятого мальчика – Сафара – находилось в эпицентре пожара и было полностью уничтожено огнем, допустили следователи. Эксперты также собрали пепел, однако извлечь образцы ДНК не удалось.
Как могли погибнуть школьники: версии следователей, родителей, жителей
В ходе расследования рассматривались самые разные версии произошедшего. Эксперты пришли к выводу: внутри коллектора произошел пожар, который и унес жизни пятерых школьников. Признаков насильственной смерти обнаружено не было, сообщили тогда в пресс-службе краевой прокуратуры.

"При первоначальном осмотре (тел) признаков насильственной смерти не обнаружено. Все найденное в коллекторе доставлено в красноярское бюро судебно-медицинской экспертизы", – заявили в ведомстве.
"Мы настаивали на проведении экспертизы останков в Москве, – вспоминает Евгений Тауманов. – Однако ее сделали в Красноярске. Специалисты пришли к выводу, что на дне коллектора из-за большого количества скопившегося газа произошел пожар и дети сгорели буквально за несколько секунд. Но что они там делали?"
Несмотря на то, что коллектор был заблокирован снаружи, следователи предположили, что ребята могли погибнуть из-за неосторожного обращения со взрывоопасными веществами (например, метаном) – рядом с коллектором был найден баллончик объемом 300 миллилитров без опознавательных надписей. Правоохранители не исключали, что там скопился газ: взрыв произошел, когда подростки пытались разжечь огонь.
Однако с этой версией категорически не соглашались родители пропавших школьников.
"То, что они сами спустились туда и там погибли – это бред. Ладно, они поддон на себя натянули, а покрышка как там оказалась?" – задается вопросом мать Дмитрия Макарова.
На странности в версии следователей обратил внимание один из сотрудников пожарной службы города.
"Мой сотрудник выезжал на место обнаружения останков. Милиция быстро убрала главные доказательства – поддон из-под кирпичей, которым был прикрыт люк, и автомобильную шину, которая была привалена сверху. Поддон тяжелый, на нем следы гари. Вы хотите сказать, что дети сами за собой люк прикрыли?" – удивлялся начальник караула одной из пожарных частей Красноярска, слова которого приводит "Лента.ру".
По его мнению, детей могли убить в другом месте, а после – сбросить в коллектор и сжечь.
"Я видел много сгоревших людей. Даже если дом превратился в пепел, мы находим обгоревшие мумии, но не куски, которые обнаружили в колодце, – пояснил пожарный. – Мне кажется, c детьми расправились в другом месте, расчленили, сбросили в люк, а потом сожгли".
Родственники школьников также говорили о показаниях некоего бездомного, который утверждал, что за несколько дней до страшной находки в коллекторе видел тела на свалке: они якобы не были обожжены, а на их шеях просматривались следы удушения. Но найти этого свидетеля никто не смог.
Отец Максима Тауманова предполагал, что тела были намеренно сожжены, чтобы замести следы и не дать экспертам установить настоящую причину произошедшего.
После того, как в коллекторе нашли тела мальчиков, тогдашний заместитель генпрокурора России Владимир Колесников сообщил, что точная причина их смерти пока не установлена, но имеет насильственный характер.

Тогдашний пресс-секретарь департамента уголовного розыска МВД России Денис Струков же настаивал на версии с несчастным случаем, поскольку в крови одного из школьников нашли углекислый газ, превышающий норму в 10 раз.
Результаты дальнейших экспертиз показали, что тела Галаша, Максима и Саши были полностью обескровлены, а Дима понес частичную кровопотерю. Кроме того, останки Димы были поражены грибком-сапрофитом. Это могло объясняться тем, что тело ребенка до какого-то момента хранилось отдельно от других – в местах, где мог развиться грибок, – к примеру, на скотобойне. По одной из версий, Диму могли убить отдельно от других ребят.
В ходе расследования рассматривали и другие версии: от действий банды педофилов, торговцев органами или сексуального маньяка до ритуального убийства.
Похороны детей прошли спустя полтора года
Останки направили на экспертизу в Москву, где выводы красноярских коллег поставили под сомнение, а затем – в молекулярно-генетическую лабораторию криминалистического центра МВД Великобритании. Однако результаты родителям мальчиков не предоставили.
В сентябре 2006 года родные погибших разбили лагерь рядом с коллектором и объявили голодовку, требуя предоставить информацию по экспертизе ДНК, а также выдать останки детей для захоронения – это им обещали еще в июне 2005 года.
"Мы устроили акцию протеста из-за того, что с экспертизами ничего не было ясно. Тела возили то туда, то сюда, то вообще в Великобританию. Нам же сказали, что это наши дети. Так сколько можно, уже год прошел, отдайте трупы", – рассказывала Наталья Макарова.
В результате требования родителей школьников удовлетворили.
"Нам выдали шесть мешков. Пять были подписаны, а шестой нет. В общем, мы рассыпали содержимое по остальным пакетам и похоронили всех рядом", – поделился жуткими подробностями Евгений Тауманов.
Похороны прошли в конце сентября 2006-го – через полтора года после того, как дети пропали. На памятнике Сафара родители не указали его имя и фамилию – они не уверены, что останки принадлежат их сыну.
Возобновление уголовного дела
В декабре 2007 года, как утверждает отец Максима, уголовное дело было приостановлено "за отсутствием лица, подлежащего к привлечению в качестве обвиняемого".
"Следователи окончательно решили, что это был несчастный случай, и то ли приостановили, то ли закончили расследование, закрыли уголовное дело. Один из них – Сергей Николаевич – на встрече с родителями отвел меня в сторону и заверил, что все равно докопается до истины. Но через несколько месяцев он погиб в ДТП", – рассказал Евгений Тауманов.
Следователи опросили около тысячи свидетелей и провели более 40 экспертиз. Однако достоверную причину произошедшего 16 апреля 2005 года установить так и не удалось.
Родные же в несчастный случай верить категорически отказываются. Они надеются, что виновные в преступлении не уйдут от ответственности.
По словам Натальи Макаровой, в 2021 году в деле произошел некий новый поворот. Какие именно обстоятельства вскрылись, родным погибших не сказали, пояснила мать Димы.
Расследование все еще продолжается. Сейчас уголовное дело о гибели красноярских школьников расследует центральный аппарат СК, пишет РИА Новости. Однако о подробностях пока ничего неизвестно. Родители погибших продолжают надеяться, что им удастся пролить свет на эту страшную трагедию.