window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
21 ноября 2024, 18:00

Матери легендарных людей: почему Есенин затаил сильную обиду на маму

Почему Сергей Есенин затаил на мать сильную обиду
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Поэт Сергей Есенин (справа) с матерью Татьяной Федоровной (слева)
Фото: © РИА Новости

"Король ужасов" Стивен Кинг был хилым ребенком. Свой первый учебный год он провалялся в кровати, восстанавливаясь после кори.

От скуки мальчик листал комиксы и, подражая прочитанному, написал свой первый рассказ. Увидев это творение, мать сочинителя Рут Пиллсбери посоветовала ему не пересказывать чужое, а придумывать свое. Мальчик последовал совету и написал сказку о лесных зверьках, которые помогают детям, попавшим в беду. Мать расцеловала сына и выдала ему небольшой гонорар.

Так у Стивена появилась мотивация к творчеству. И он уже не расставался с этим занятием. К нашему времени Кинг заработал 450 миллионов долларов.

За спиной гениальных писателей, выдающихся ученых и великих полководцев почти всегда стоят их родители и чаще всего матери. О матерях легендарных людей рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Почему Есенин обижался на мать

В программе показали уникальную запись – единственное сохранившееся интервью матери Сергея Есенина.

"Родился он в селе Константинове, читал он очень много всего, и жалко мне его было, что он много читал, утомлялся", – сказала мать поэта.

Татьяна Федоровна Есенина пережила своего сына на 30 лет. Она всегда вспоминала о нем с большой гордостью. А вот сам поэт о своей матери отзывался не слишком лестно. Говорил, что морально она для него давно умерла. Обиду на свою родительницу Есенин затаил еще в подростковом возрасте.

"Ему было 16 лет, он очень тяжко захворал тифом. Болезнь эту тогда лечили, но все зависело от того, какой степени (...) насколько тяжело он (заболевший. – Прим. ред.) переносит болезнь. Это была та самая история, когда всерьез думали о том, что он умрет. И вот он еще в бреду, вот он, ему плохо, и он наблюдает, как мать начинает шить ему саван", – рассказала историк Ника Марш.

Фото: © РИА Новости

Мать Сергея Есенина к тому моменту похоронила трех своих детей и к смерти относилась философски. Судьба у нее была непростая. В 17 лет ее насильно выдали замуж за скромного односельчанина Александра Никитича Есенина, который жил и работал в Москве приказчиком в мясной лавке. Вскоре после свадьбы он уехал в столицу, а молодую жену оставил на попечении своей деспотичной матери – она била невестку и нагружала ее непосильной работой.

"Доведенная до отчаяния Татьяна забрала сына и просто ушла из дома. Идти ей было особо некуда, она вернулась к родителям, оставила у них сына и сказала, что будет работать в Рязани, отправится туда и просто будет присылать деньги на содержание ребенка", – сообщила историк Ника Марш.

В Рязани мать Сергея Есенина родила внебрачного сына Александра. Несколько лет она просила развод у мужа, но тот так и не пошел ей навстречу. Татьяну Есенину заставили вернуться к ненавистному супругу, а ребенка отдать родственникам.

"И с мужем постепенно отношения наладились, родилась дочка. Но все равно Сергей говорил о том, что впоследствии чувствовал недостаточно нежное отношение матери к себе. Ему казалось, что она все время о чем-то тоскует. Она действительно тосковала по своему другому сыну, оставленному там, у чужих людей", – рассказала историк Ника Марш.

Как бы Сергей Есенин ни ревновал мать к брату Александру и ни обижался на нее, он все же трепетно ее любил. Приезжал к ней в родное село Константиново каждое лето. В последнюю встречу в 1925 году даже прочитал посвященные ей стихи. А в декабре поэта не стало.

Фото: © РИА Новости/Лев Иванов

"Про мать Есенина не забыли, она была переселена в более хорошие условия, а с 1946 года даже получала что-то наподобие роялти за произведения своего сына. Умерла она достаточно уже в преклонном возрасте – 80 лет", – рассказал кандидат исторических наук Руслан Балицкий.

Мать Сталина надеялась, что он станет священником

До преклонных лет дожила и мать Иосифа Сталина. Екатерина Джугашвили – в девичестве Геладзе – родилась в семье крепостного крестьянина в селении Гамбареули. Родители девочки умерли рано, и Екатерину воспитывали родственники. Кеке, именно так звучит ее имя в Грузии, выдали замуж в 17 лет – за сапожника Виссариона Джугашвили.

"Мечтавшая о детях пара практически сразу ими обзавелась, но первые два ребенка скончались. Это, конечно, пагубно отразилось на отношениях между мужем и женой", – рассказал историк Балицкий.

Третий ребенок четы Джугашвили – Иосиф, в семье его называли Сосо, – родился болезненным и хилым, но выжил. Однако отношения его родителей было уже не спасти. Виссарион Джугашвили пристрастился к алкоголю, в итоге Екатерина забрала сына и ушла от мужа.

Она освоила профессию модистки и трудилась не покладая рук, чтобы дать своему ребенку образование. Екатерина Джугашвили мечтала, что ее сын станет священником.

Фото: © РИА Новости/Галина Кмит

"Благодаря ее усилиям, Иосиф Джугашвили все-таки поступил в духовную семинарию. Причем, что интересно, когда он сдавал вступительные экзамены, он сдал их блестяще. То есть это позволило ему не только бесплатно учиться, но и быть полностью на обеспечении государства", – поделилась историк Ника Марш.

Духовную семинарию Иосиф Джугашвили так и не окончил. Он увлекся революционной деятельностью. В 1902 году организовал в Батуме забастовку и демонстрацию. Постепенно его стали считать одним из лидеров большевиков, а в двадцатых имя Иосифа Сталина загремело на весь мир. С матерью он почти не общался, лишь посылал ей короткие послания, больше похожие на телеграммы.

"Когда Иосиф Виссарионович уже стал главой нашего государства, он позволил матери переехать в роскошные совершенно условия. Она жила во дворце царского наместника. Но, будучи женщиной скромной, не привыкшей к таким палатам, Кеке все равно предпочитала занимать маленькую комнатку. Она никогда не пользовалась своим положением матери "вождя всех народов", – рассказала историк Ника Марш.

Последний раз Сталин посетил свою мать в октябре 1935 года. Тогда же между ними произошел диалог, который услышал и записал Николай Кипшидзе – лечащий врач Екатерины Джугашвили.

"Она спросила его, кто он сейчас. И он пытался ей объяснить эту новую совершенно систему этой женщине, которая далека от коридоров власти. И потом сказал такую фразу – мол, мама, я вроде бы как царь. И она сказала ему, мол, лучше бы ты был священником", – рассказала историк Ника Марш.

Мать Гагарина узнала по радио о его полете в космос

Глубоко верующей была и семья космонавта Юрия Гагарина. Уже после полета советского героя к его родителям пришло руководство из райкома и потребовало снять со стен иконы. Но мать Гагарина Анна Тимофеевна отказалась – она, как и ее сын, была не из пугливых. На ее долю выпало немало бед.

Фото: © РИА Новости

"В семье Матвеевых, где родилась Анна Тимофеевна, было 14 детей, но девять из них умерло либо в младенчестве, либо в маленьком возрасте. В 15 лет Анна потеряла отца. Следом умер от тифа ее брат", – сообщил историк Руслан Балицкий.

В 19 лет Анна осталась одна за старшую, с братьями и сестрами. А в 20 лет ее сосватал Алексей Гагарин, сын деревенского плотника. Молодые построили дом на окраине деревни Клушино Смоленской области.

"В семье родилось четверо детей – три мальчика и одна девочка. Хозяйство было небольшое, но и тоже требовало огромного вложения, потому что отец, естественно, работал, значит, все хозяйство было на матери", – рассказал историк Балицкий.

Юрию Гагарину пришлось рано повзрослеть. Ему было семь лет, когда началась война. В 1943 году, после освобождения Смоленщины, отступавшие немцы угнали с собой его брата Валентина и сестру Зою. Отец отправился на фронт, а девятилетний Юрий остался главным мужчиной в семье. И стал настоящей опорой своей маме и младшему брату.

"В это же время случилось другое событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу Гагарина. Он наблюдал в небе воздушный бой и увидел, как из самолета, падающего, побитого советского самолета, у самой земли выпрыгнул летчик. Вскоре там приземлился другой наш самолет, и из него вышел летчик, пришедший ему на помощь. Оба они показались Юрию Алексеевичу героями, и он решил посвятить себя небу", – сообщил кандидат исторических наук публицист Виталий Тепикин.

Фото: © РИА Новости/Игорь Снегирев

Родители поддержали сына. Но они и представить не могли, какими дальними и опасными будут его полеты. О том, что средний сын побывал в космосе, Анна Тимофеевна узнала по радио.

"Узнав об этом, она ринулась на вокзал и поехала к сыну и невестке домой. В поезде она проговорилась, что она – мать самого Гагарина. Естественно, что все стали спрашивать, она стала героиней", – рассказал историк Балицкий.

С сыном Анна Тимофеевна увиделась только 14 апреля 1961 года на Красной площади. Он заверил ее, что все опасности позади.

Увы, Гагарин ошибался. О его трагической гибели мать узнала также по радио. Через пять лет она похоронила мужа, затем умер младший сын Борис. Анна Тимофеевна стойко перенесла все удары судьбы. В последние годы жизни она рассказывала школьникам о своем героическом сыне и бережно хранила его память.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1282637 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1282637')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1282637", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1282637', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1282637(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1282637(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })