window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
19 октября 2024, 19:30

Купи слона: почему не стоит верить в скорую колонизацию Марса

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Андрей Добров – о том, почему человечеству рано пытаться колонизировать Марс.
Марс
Фото: © Global Look Press/Uli Deck/dpa

Помните, как продать слона? Главное – весело, с улыбкой. Хотя слон в квартире никому не нужен. И вот на этой неделе читаем замечательную информацию. Человечество стало ближе к Марсу. Все дело в том, что компания SpaceX провела невероятно успешный испытательный полет Starship. Мол, первая ступень не только вынесла вторую высоко-высоко, но потом спустилась обратно, сделала петлю и вернулась на стартовую площадку. Именно на такой ракете хочет отправить колонистов на Марс Илон Маск. Он собирается направить туда первую экспедицию в 2029 году. А к 50-му уже основать там поселение в миллион человек. Вот так Илон Маск и продает слона в виде колонизации Марса.

Но дело в том, что в прошлом веке уже был эксперимент, который провели американцы. Люди создали купольный городок именно как на другой планете. Заполнили его деревьями, животными, растениями. Всем, что дает воздух и пищу. И немного затемнили стекла. То есть, сделали, по сути, реальное марсианское поселение. Это было самое начало 90-х. И знаете, чем кончился этот эксперимент? Подробнее – в программе "Добровэфире".

Купи слона: почему не стоит верить в скорую колонизацию Марса

Эксперимент по созданию марсианской колонии на Земле провалился

Это сейчас купола из стекла и бетона утопают в зелени посреди пустыни в Аризоне. Но в сентябре 93-го все выглядело как после катастрофы: засохшие растения, погибшие животные, истощенные участники эксперимента "Биосфера 2". Если бы они действительно жили на Марсе, то непременно погибли бы от голода и нехватки кислорода. Убийство на почве личной неприязни тоже не исключено.

"В конце было одно ощущение: "Выпустите меня прежде, чем я вас убью!" – вспоминает участница проекта "Биосфера 2" Джейн Пойнтер.

В первые дни все казалось идеально. В изолированном от мира убежище росли тропические леса и даже плескался искусственный океан. Восемь колонистов выращивали овощи, доили коз, ловили рыбу. Но все пошло не по плану, когда оказалось: кислород улетучивается, ведь его поглощают даже бетон и чернозем. Растения его не вырабатывали, они погибли из-за размножившихся вредителей и бактерий. Начался голод.

"Химический состав крови изменился. Казалось, мы умираем", – рассказала Пойнтер.

Эксперимент признали провалом. С тех пор проводили множество других исследований по изоляции. Российский "Марс-500", например, считается успешным. Но даже современная наука еще не способна решить все проблемы, с которыми могут столкнуться колонисты в космосе, где микроорганизмы чувствуют себя лучше, чем люди.

"Они не то что кабели могут скушать, они и вполне воздействуют на иллюминаторы на те же. На технику могут воздействовать – вопросы дезинфекции", – говорит главный научный сотрудник ИМБП РАН Виктор Баранов.

Фото: © TASS/Zuma

Условия Марса нельзя воссоздать на Земле

Казалось бы, перед полетом на Марс можно было бы просто провести еще больше исследований, чтобы учесть максимум деталей. Но проблема в том, что далеко не все условия жизни на Марсе можно в полной мере смоделировать на Земле.

"Например, скажем, отсутствие магнитного поля. Вот здесь таких экспериментов в условиях около земного полета не проводилось. Потому что магнитное поле там присутствует, а на Марсе его нет, да?" – заявил ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.

Без таких опытов создавать убежище на Марсе пока рановато.

"Если говорить о технологиях кратковременного пребывания, то, конечно, это возможно. Но, если говорить о, например, колонии-поселении, то безусловно говорить об этом рано, это в пределах фантазии, фантастики", – подчеркнул Баранов.

Полет на Марс можно было бы поделить на этапы. Сначала слетать, осмотреться. А потом вернуться и придумать, как построить базу. Вот только первым туристам на Марсе поневоле придется стать его колонистами.

"Если вы прилетели на Марс, вы не можете улететь сразу, да? Вам нужно подождать, когда откроется окно старта обратно. Это там, скажем, сколько-то месяцев это займет. Все равно придется ждать", – заявил Эйсмонт.

Похоже, со скорой колонизацией Марса лучше пока подождать.

Да и у нас тоже проводили эксперименты по длительному выживанию людей в космосе. Но только на время, без вот этих ухищрений. И реальное исследование показало, что на данный момент любая колонизация другой планеты приводит к катастрофе. Человек не просто рожден на Земле. Он приспособлен для жизни здесь и только здесь. И никаких поселений под куполом на данный момент лучше никому не предлагать. Материалы не те. Бетон поглощает кислород. Черви его поглощают. А без червей у тебя не будет плодородной земли. Наша планета – это очень точный и тонкий мир. Сотни тысяч лет гуманоиды приспосабливались к ней и приспособились.

Но зачем тогда Маск предлагает миллиону человек перебраться на Марс через 25 лет? Просто деньги он получит сейчас. Огромные деньги. А отвечать будут только его потомки. Хотя юристы помогут Маску. И в реальности, когда что-то случится, отвечать будут поставщики бетона. Или сами колонисты. Это просто бизнес. Вам продали слона, но зато с улыбкой и хорошим настроением. 

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1272406 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1272406')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1272406", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1272406', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1272406(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1272406(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })