window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
17 октября 2024, 17:56

"Джаз НКВД": как в СССР глушили западное радио с пропагандой

Историк Наумов рассказал, как на самом деле в СССР глушили западные радиостанции
Следите за нашими новостями
в удобном формате
РЭБ СССР глушит западную пропаганду
Фото: © Скриншот видео

Знаменитый советский приемник ВЭФ 206 – отличная для своего времени вещь, о которой мечтали многие. Производили приемник в Риге, на экспорт, а в Советском Союзе он продавался в валютных магазинах "Березка", куда обычным людям было не попасть. Отличался ВЭФ 206 от других приемников тем, что у него был расширенный диапазон радиоволн, который позволял лучше слышать запрещенные западные радиостанции – у нас их называли "вражескими голосами".

А сколько тратил Запад на антисоветскую пропаганду? Почему американским дикторам запрещали подстрекать советских радиослушателей к побегу из страны? Как глушили "вражеские голоса" и насколько это было эффективно? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

"Рыло Геббельса" в Германии

"Слово фюрера в каждый дом" – это был девиз министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса. По его приказу в начале 30-х инженер Отто Грисинг создал дешевый "народный радиоприемник", который к тому же продавался в рассрочку, чтобы его мог купить последний бедняк.

План сработал – к 1941 году в Германии работали уже 16 миллионов радиоприемников. Одну из моделей сами немцы прозвали "рылом Геббельса" – за внешнее сходство с невзрачным министром, а также потому, что это был главный рупор нацистской пропаганды. С началом войны немецкие радиостанции заработали и на территориях соседних стран. Лидеры США и Европы решили бороться с Геббельсом его же оружием, и в 1942 году в эфир вышла специально созданная для этого радиостанция "Голос Америки"*.

"Она вещала сначала на Германию и оккупированные страны Европы и в общем-то несла благую весть о том, что победа близка и призывала народы этих стран к сопротивлению фашистам", – сказал политолог, академик РАЕН Юрий Нагерняк.

Дерзкая выходка "Голоса Америки"*

Германия капитулировала, но американская радиостанция без работы не осталась – благодаря Уинстону Черчиллю. В 1946 году британский политик приехал в городок Фултон и произнес знаменитую речь "Мускулы мира", которая стала началом холодной войны.

Фото: © Скриншот видео

"На картину мира, недавно озаренную победой союзников, пала тень. Никто не знает, что советская Россия и ее международная коммунистическая организация намереваются сделать в ближайшем будущем и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансионистским и верообратительным тенденциям", – заявил Черчилль.

Великобритания и Америка из союзников превратились в идеологических противников СССР. Тут и пригодились опытные кадры, закаленные в информационных войнах с Геббельсом. В 1946 году на территории Советского Союза зазвучала британская радиостанция ВВС ("Русская служба Би-би-си" заблокирована в России по решению Генпрокуратуры), еще через год в эфире прорезался "Голос Америки"* и начал с дерзкой выходки.

"Они подготовили пресс-релиз, который посольство разослало во все советские газеты с информацией о том, что вот есть расписание будущих программ, просим уведомить население вашей страны, ваших читателей о том, в какое время это слушать", – рассказал политолог.

Советские газеты иностранный пресс-релиз, конечно, печатать не стали. Но пиар-ход сработал: по стране поползли слухи о заморской радиостанции, которая крутит джаз и травит анекдоты о Сталине. Сложилась парадоксальная ситуация – из-за дефицита коротковолновых приемников послушать заграничное радио могли немногие, но слышали о нем все. Советским идеологам пришлось оперативно отвечать на вызов.

Фото: © Скриншот видео

"Появилась статья Эренбурга, известного нашего журналиста, с говорящим названием "Фальшивый голос", где он обличал и западный образ жизни. К этой инициативе подключились другие журналисты и даже был поставлен широко разрекламированный спектакль "Голос Америки"*, – поделился подробностями доктор исторических наук, профессор факультета государственного управления МГУ Александр Наумов.

Но эффект был обратным – обличительный спектакль и разгромные статьи только подогревали интерес к западным радиостанциям. К тому же, с каждым годом в стране продавалось все больше коротковолновых приемников, а с ними росла аудитория, которой промывали мозги иностранные СМИ.

"За пять лет "Голос Америки"* сменил несколько владельцев, несколько хозяев, я бы так сказал, – это Управление военных информаций, Госдепартамент, ЦРУ. И характерно, что, скажем, одним из руководителей был Чарльз Тайер, который был профессиональным разведчиком", – отметил Нагерняк.

Как советское руководство боролось с "вражескими голосами"

Работали западные пропагандисты тонко. Внутренний устав запрещал им прямо вмешиваться во внутренние дела СССР и тем более подстрекать советских людей к побегу за границу. Вместо этого они ненавязчиво критиковали советский строй и рекламировали западный образ жизни.

Фото: © Скриншот видео

"Было понятно, что, если человек регулярно слушает эти передачи, день за днем, то из него куют такого заклятого антисоветчика, который должен считать идеальной страной Соединенные Штаты Америки или Великобританию и который должен весьма отрицательно относиться и к политике Советского Союза, и к руководству Советского Союза", – обратил внимание академик РАЕН.

В итоге советское руководство решило, что перекрикивать "вражеские голоса" не нужно. Нужно заставить их замолчать. Ходили слухи, что сигнал вредоносных радиостанций якобы забивают с помощью токарного станка – записывают гул, а потом выдают в эфир. На самом деле для этого использовали специальные "глушилки", то есть генераторы помех.

"Этот шум и треск порой даже называли джазом НКВД в шутку в народе. В Советском Союзе в странах социалистического блока насчитывалось более двух тысяч подобных радиовышек, радиомачт. Обходились они крайне недешево", – отметил историк.

При Хрущеве начали выпускать бытовые радиоприемники с урезанным коротковолновым диапазоном, чтобы они не ловили сигнал из-за границы. Но опытные радиолюбители легко убирали эти ограничения. А в радиоле "Сакта" латвийские инженеры заложили секретную функцию: если одновременно зажать клавиши КВI и КВII, она принимала западные радиостанции без всяких переделок. Обходить блокировку наловчились даже технически неподкованные люди.

Фото: © Скриншот видео

"Слушали за городом, где не так сильно работали глушилки. Самым распространенным было слушать рано утром или ночью, потому что глушилки работали по территориальному принципу в соответствии с часовыми поясами. Отсюда и появилась знаменитая поговорка "Есть обычай на Руси – ночью слушать Би-Би-Си ("Русская служба Би-би-си" заблокирована в России по решению Генпрокуратуры – Прим. ред.)", – рассказал Александр Наумов.

Аудитория заграничных радиостанций

К концу 70-х аудитория заграничных радиостанций в Советском Союзе перевалила за 30 миллионов человек. В основном это была молодежь, которую заманивали, как сказали бы сейчас, развлекательным контентом – то есть западной музыкой. Например, до посинения крутили альбомы The Beatles, которые в СССР было не достать.

"А в промежутке между музыкой аккуратненько добавляли то, что нужно. В 80-х годах ежегодный бюджет американских радиостанций, вещавших на русском языке и на шести языках народа в СССР, составлял порядка 400 миллионов долларов. Ну и затраты, конечно, Советского Союза на то, чтобы эти передачи блокировать, глушить, тоже были достаточно велики", – сказал Юрий Нагерняк.

На пике противостояния в СССР работали шесть тысяч генераторов помех, самые мощные из них глушили сигнал в радиусе двух тысяч километров. Впрочем, борьба с "вражескими голосами" зависела от международной обстановки.

Фото: © Скриншот видео

"Например, во время подписания Хельсинского акта, это как бы период разрядки, практически глушение было прекращено. А когда началась в 1979 году война в Афганистане, наоборот, они заработали по максимуму", – отметил политолог.

Почему в СССР решили отключить "глушилки"

Ситуация изменилась после того, как к власти пришел Горбачев и началась перестройка. Генсек считал радиовойну с Западом неэффективной и бессмысленной. В итоге 30 ноября 1988 года "глушилки" на территории СССР отключили и заграничные радиостанции заработали в полную мощь.

"Они начали вещать вполне легально. Сыграли большую роль в распаде Советского Союза на самом деле, потому что это было одно из главных орудий мягкой силы США, направленных на уничтожение своего главного противника", – подчеркнул Наумов.

В августе 1991-го в стране произошел путч. Пока в Москве хозяйничали заговорщики из ГКЧП, Михаил Горбачев был изолирован в своей резиденции в Форосе. По иронии судьбы, о событиях в столице генсек узнавал из эфира западных радиостанций.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

* "Голос Америки" признан в России иностранным агентом

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1271006 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1271006')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1271006", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1271006', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1271006(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1271006(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })