window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
11 октября 2024, 18:21

"Это было кошмаром": как меняли отношение к абортам на Западе и в СССР

Историк рассказала, как наказывали за аборты на Руси
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Кадр из фильма "Москва слезам не верит"
Фото: © Мосфильм

Спор насчет того, должны ли быть запрещены аборты – не новое явление. А что говорит исторический опыт? Можно ли победить искусственное прерывание беременности запретами? Как наказывали за аборты на Руси? Сколько получали "абортмахеры"? И в каких странах правители вводили при дворе должность "кровавой повитухи"? Рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Аборты – горячая тема предвыборных дебатов в США

Самая горячая дискуссия на дебатах между Трампом и Харрис касалась темы абортов. Республиканцы выступают за их запрет, демократы – за легализацию.

"Демократы радикальны. Для них аборт на девятом месяце – это абсолютно нормально, но меня это не устраивает", — цитирует программа Дональда Трампа, кандидата в президенты США.

"Правительство и Дональд Трамп не должны говорить женщине, что делать со своим телом", — отвечает на это Камала Харрис, кандидат в президенты США.

Фото: © Скриншот видео

Само американское общество тоже расколото на два непримиримых лагеря. Это противостояние длится уже не один десяток лет. С 2022 года в США аборты запрещены на федеральном уровне, но право легализовать их Верховный суд передал штатам.

"Поскольку в Америке законодательство такое, что отдельные штаты пользуются очень большой свободой выбора и могут по-своему регулировать те или иные стороны жизни", — отметил кандидат исторических наук демограф Сергей Чесноков.

Долгая история борьбы с абортами

Аборт – это преступление или вынужденный шаг? В древности к этому вопросу относились гораздо проще, чем сейчас. Римляне устанавливали на площадях специальные палатки, где можно было открыто воспользоваться услугами "абортисток". В средневековой Европе, напротив, за вытравливание плода могли казнить.

А на Руси несколько столетий за "детоубийство" наказывала только церковь – грешницы усиленно молились, каялись и соблюдали посты. При этом во всех странах и во все времена у женщин были соучастницы – повивальные бабки. Именно они помогали прервать нежелательную беременность.

Фото: © Скриншот видео

"Эти способы нередко были варварскими – перевязывание живота, поднятие тяжестей, кровопускание, обливание живота кипятком. Также женщинам давали определенные травяные отвары, чтобы спровоцировать выкидыш", — рассказала археолог Рэйчел МакМаллон.

Смертная казнь за аборт на Руси

В XVII веке при царе Алексее Михайловиче Романове к проблеме абортов подключилась светская власть – за них ввели смертную казнь. Причем и для женщин и для повитух.

Не щадили "абортмахеров" в Российской империи и позднее. В XIX веке их отправляли на каторгу и лишали всех прав и имущества. Несостоявшиеся матери при этом отделывались небольшими тюремными сроками.

Вместе с тем повивальные бабки не только подсказывали, как избавиться от плода, но и помогали желанным детям появиться на свет. За эту работу они получали официальную зарплату – около 120 рублей в год. За аборты – в несколько раз больше.

Фото: © Скриншот видео

"Аборты были совершенно обычным делом. Потому что вытянуть два десятка детей далеко не каждой женщине под силу, а беременели часто", – уточнила писатель, историк Екатерина Мишаненкова.

"Кровавые повитухи" в гаремах

К концу XIX столетия законы об абортах в Европе смягчились. В Великобритании наказывали только за прерывание беременности после пятого месяца. В абортивных учреждениях Парижа даже стали предлагать новую услугу – скидки постоянным клиенткам. А в дворцовых гаремах мусульманских стран появилась должность "кровавой повитухи".

"В гаремах была борьба за наследство, борьба между женами. И многие властители не желали иметь кучу детей от всех подряд наложниц", — добавила писатель, историк Екатерина Мишаненкова.

Борьба с абортами в СССР

Первой страной, легализовавшей аборты в XX веке, стала Советская Россия. В 1920 году наркоматы здравоохранения и юстиции выпустили постановление "Об охране здоровья женщины". Этот закон давал право на бесплатный аборт. Но уже через несколько лет демографическая политика в СССР вновь изменилась.

"Увидев, что резко стала снижаться рождаемость и аборты очень быстро стали распространяться, государство ввело сначала в 1924 году запрет абортов для первобеременных. Затем в 1936 году был частичный запрет на аборты. Он касался абортов, кроме случаев угрозы жизни, здоровью женщины, ситуации изнасилования", — сообщил кандидат исторических наук демограф Сергей Чесноков.

Фото: © Скриншот видео

В 1955 году в СССР вновь разрешили искусственное прерывание беременности, и вскоре по количеству абортов Союз вышел на одно из первых мест в мире. Пик пришелся на 1964 год – тогда к медикам обратились более пяти миллионов женщин, это максимум за всю историю нашего государства.

Катастрофическая ситуация в социалистической Румынии

Вместе с тем лидеры других стран соцлагеря придерживались более консервативных взглядов.

"Человеческий зародыш является собственностью всего общества. Все, кто не хочет иметь детей, это дезертиры, которые нарушают законы преемственности поколений и сохранения нации", — цитирует программа Николае Чаушеску, президента Румынии в 1974–1989 гг.

Николае Чаушеску запретил не только аборты, но и все способы контрацепции. В правительстве даже появились специальные агенты, которые приходили к женщинам на работу и заставляли их делать тесты на беременность. Если после двух проверок результат был отрицательным, румынку штрафовали. А если она родила меньше пяти детей – семью облагали так называемым "налогом на воздержание".

Фото: © Скриншот видео

В 1967 году в стране случился демографический взрыв. А вместе с ним выросло и количество малышей-отказников. Их отправляли в приюты, где сиротам приходилось выживать в нечеловеческих условиях. В народе такие интернаты прозвали "ГУЛАГом для детей".

"Преподаватели, сотрудники интерната оскорбляли нас, когда мы не могли научиться простым вещам – таким, как счет или письмо. Это было кошмаром для нас", — вспоминает воспитанник детского дома в Румынии Вишинель Балан.

В XXI веке самое суровое антиабортное законодательство действует в Сальвадоре. Там аборты запрещены без исключений – даже если беременность и роды представляют угрозу жизни.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1269490 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1269490')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1269490", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1269490', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1269490(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1269490(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })