window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
21 августа 2024, 13:15

"Люблю Галу больше матери": почему Дали прощал русской жене измены

Искусствовед Андреева рассказала подробности истории любви Сальвадора Дали и его русской жены Галы
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Сальвадор Дали и Гала Дали
Фото: © Скриншот видео

"Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег" – так говорил о своей жене Сальвадор Дали. По воспоминаниям современников, Гала Дали, в девичестве Елена Ивановна Гомберг-Дьяконова, была музой художника, его нянькой, секретарем, вела непростые финансовые дела.

Чем покорила самого эксцентричного живописца ХХ века женщина, которая была старше его на 10 лет? За что Пикассо возненавидел русскую красавицу-жену? И как помощница по хозяйству стала самой важной женщиной в жизни Матисса? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Сальвадор Дали и Гала

Сальвадор Дали и его возлюбленная Гала зарегистрировали свой брак 50 раз – в каждой стране, которую посещали. Ради бедного молодого художника Елена Гомберг Дьяконова – это настоящее имя Галы – оставила первого мужа и дочь. Сальвадора Дали ее прошлое, как и 10-летняя разница в возрасте, не смущала – свою музу он боготворил. А познакомились они в 1929 году в мастерской Дали в Кадакесе, куда поэт Поль Элюар, первый муж Галы, приехал вместе с супругой.

"Гала сама вспоминала, что сразу же, как она его увидела, поняла, что этот мальчик – гений, его надо брать в оборот. И она взяла его в оборот. Ее часто будут ругать, что она была страшная, старая, и вообще только деньги ей были нужны. У Дали в 1929 году не было ни копейки", – рассказала искусствовед, историк Екатерина Андреева.

Совместную жизнь влюбленные начали в Париже – в квартире, любезно предоставленной им первым мужем роковой обольстительницы. Энергичная Гала тут же взяла на себя роль импресарио Сальвадора. Она демонстрировала галеристам работы своего протеже и доказывала их гениальность. Находила меценатов и заключала с ними контракты от имени Дали. В 1934 году Гала решает, что работы ее на тот момент уже мужа должны увидеть в США.

Фото: © Скриншот видео

"В Америке карьера Дали стремительно развивается. Новые знакомства, контракты, большие деньги. Нужно сказать, что всем этим занималась Гала, она была продюсером своего мужа. А он писал картины. Вскоре из застенчивого юноши Дали превратился в мэтра, уверенного в своей гениальности. На вопрос, что такое сюрреализм, он отвечал: "Сюрреализм – это я", – поделилась подробностями искусствовед, историк Стефани Дэвис.

Гений сюрреализма и его супруга не изводили друг друга ревностью. Гала меняла молодых любовников, как перчатки, и дарила им картины своего мужа. Дали смотрел на ее многочисленные интрижки сквозь пальцы. В 1969 году художник, ставший к тому времени миллионером, купил для своей музы средневековый замок в испанской провинции. Гала приняла дар благосклонно, но запретила супругу посещать резиденцию без ее письменного приглашения.

"В действительности она, конечно, очень устала. Это женщина, у которой было так много сил, и она все эти силы отдала Дали, что, наверное, под старость она имела право провести спокойное время без него, наряжаться в свои любимые костюмы Шанель, приносить ему только стопку листов, на котором он будет ставить подпись, а она уже будет с этим разбираться, что на этих работах будет нанесено, и зарабатывать деньги", – отметила Андреева.

Фото: © Скриншот видео

Гостей, в том числе своего мужа, Гала принимала, восседая на импровизированном троне. Муза великого художника как могла пыталась отсрочить неминуемый конец своей молодости и жизни – принимала якобы омолаживающие таблетки, делала пластические операции. Но время взяло свое: Гала скончалась в 1982 году в возрасте 87 лет. Дали после смерти своей единственной и обожаемой жены впал в глубочайшую депрессию. Галу он пережил на семь лет.

"Он завещал похоронить себя там, где его поклонники смогут всегда ходить буквально по нему. И его похоронили в Фигерасе, в его доме-музее – это дом театра Сальвадора Дали", – уточнила эксперт.

Фото: © Скриншот видео

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Оба – гении, оба – испанцы и оба были женаты на русских. Первая супруга Пабло Пикассо – Ольга Хохлова – при первой встрече растопила сердце ветреного художника, известного своими любовными похождениями. 26-летняя красавица танцевала в балете Сергея Дягилева. В 1917 году она приехала в Париж – там-то ее и заприметил Пикассо, работавший над декорациями и костюмами к дягилевскому балету "Парад". Однако девушка, воспитанная в строгости, отвергла легкомысленного художника.

"Никакие отношения до брака для нее абсолютно немыслимы. Это приводит к тому, что Дягилев говорит Пикассо о том, что, мол, ты будь аккуратнее, потому что с русскими не шутят – на русских женятся", – пояснила искусствовед Андреева.

Пикассо, недолго думая, предложил возлюбленной руку и сердце. Хохлова согласилась. Они поженились, обвенчались и заключили брачный контракт. По его условиям в случае развода все имущество супругов, в том числе произведения искусства, делится пополам.

"Их семейная жизнь поначалу была похожа на сказку. Пикассо писал портреты молодой жены, и на его картинах того периода она была прекрасна. Родился сын Пауло, в семье царила идиллия", – рассказала куратор отдела коллекций Национального музея Пикассо в Париже Эмилия Филиппо.

Фото: © Скриншот видео

Идиллия длилась 10 лет, затем Пикассо наскучила тихая семейная жизнь. Он завел интрижку с 17-летней француженкой Мари-Терез Вальтер, которая вскоре родила ему дочь. Ольга, узнав о предательстве супруга, забрала сына и уехала на Лазурный берег. Но забыть Пикассо она не смогла: писала ему длинные письма с упреками и призывами вернуться в семью, чем ужасно раздражала художника. Свой гнев он вымещал в творчестве, изображая жену то салонной кокеткой, то мегерой с искаженными чертами лица.

"Бесконечные суды и попытки развестись, нежелание разводиться и вновь отдавать половину своего состояния, и порча взаимоотношений между друг другом. Приведет это все к тому, что к 1950 году Ольга станет женщиной, из которой высосали все силы, всю жизнь. Потом будет рак, и от него она, к сожалению, и скончается", – говорит Андреева.

На похороны законной жены Пикассо не пришел. Через три года после смерти Ольги Хохловой он женился на молодой матери-одиночке Жаклин Рок. Пикассо посвятил ей около 400 картин: больше, чем любой из других своих возлюбленных. Судьба Жаклин сложилась трагично: она покончила жизнь самоубийством через 13 лет после смерти Пикассо.

Фото: © Скриншот видео

Анри Матисс и Лидия Делекторская

Лидия Делекторская, русская муза французского живописца Анри Матисса, тоже ушла из жизни добровольно. На момент смерти ей было 87 лет. Незадолго до самоубийства Делекторская купила себе место на парижском кладбище и установила надгробный камень со словами, которые легенда приписывает Пабло Пикассо: "Матисс сохранил ее красоту для вечности".

"Лидия Делекторская стала той женщиной, которая знала лучше всех Матисса. Никто не сделал для него, его творчества, его памяти так много, как она. Никто не сделал так много для наличия, например, в нашей стране Матисса, как она, потому что она отправила в Советский Союз огромное количество его полотен", – заявила искусствовед.

Свою русскую музу Анри Матисс обрел в преклонном возрасте – ему было 63, когда 22-летняя Лидия Делекторская постучалась в дверь его парижской квартиры. Накануне художник разместил объявление на автобусной остановке – ему была нужна помощница по хозяйству. Для Лидии встреча с Матиссом стала подарком судьбы – она отчаянно нуждалась.

Фото: © Скриншот видео

"Лидия родилась на закате Российской империи в 1910 году. С началом революции она уезжает очень далеко со своей семьей в Маньчжурию, где получает неплохое образование, а уже потом постепенно они направляются во Францию. К сожалению, несмотря на очень неплохое образование, в то время было тяжело", – уточнила Екатерина Андреева.

Голубоглазая красавица-блондинка произвела на Матисса неизгладимое впечатление. Лидия согласилась позировать ему для новых картин, а также взяла на себя работу по дому и уход за тяжелобольной женой Матисса – Амели. В знак признательности художник дарил Лидии по две своих картины в год – в день рождения и Рождество. Впоследствии она передала эти бесценные дары русским музеям.

"В конечном итоге Лидия стала самой важной женщиной в жизни Анри Матисса. Эти отношения положили конец браку Матисса – Амели подала на развод", – сказал искусствовед и журналист Аластер Сук.

Фото: © Скриншот видео

После смерти Матисса Лидия продолжила служение мэтру. Поселилась в Париже в небольшой квартирке, посвящая все свое время встречам с искусствоведами – никто не знал творчество французского гения лучше, чем она. Лидия жила скромно, экономила на всем, а на сбережения покупала работы Матисса, которые отправляла в Россию – в Государственный музей имени Пушкина и Эрмитаж. Семьи Делекторская так и не создала, любую помощь отвергала, не желая никого обременять. Единственное, о чем она попросила перед смертью, – положить в ее могилу рубашку Анри Матисса.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1250354 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1250354')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1250354", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1250354', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1250354(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1250354(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })