window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
07 августа 2024, 18:22

Морской еж против рака: на что ученых вдохновляют подводные обитатели

Российские ученые заявили, что морские ежи могут помочь медикам в борьбе с онкологией
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Морские ежи
Фото: © Использованы материалы: скриншот видео

Кальмар имеет три сердца, мозг и умеет принимать быстрые решения, а еще он меняет цвет под действием электрических разрядов. И это не все, на что способен моллюск: в Японии придумали, как превратить кальмара в робота, а британские ученые научились из морских водорослей делать датчики контроля за здоровьем.

Какие еще удивительные технологии можно найти на дне морском? Рассказывает программа "Наука и техника" с Михаилом Борзенковым на РЕН ТВ.

Краска из раковин устриц спасет от жары

Люди привыкли спасаться дома от духоты под вентилятором или кондиционером, а потом переплачивать за электричество. Эти приборы больше не понадобятся, потому что для прохлады мы будем красить крыши устрицами. Во Франции перемололи тонны раковин моллюсков и получили белый пигмент, который отражает лучи солнца.

"Краска снижает температуру в здании на семь градусов. Три слоя способны отразить до 90% солнечного света. А кальций, который содержится в раковинах устриц, делает слой очень стойким. Покрыть пигментом можно не только крышу, но и фасады здания, тогда охлаждающий эффект увеличится. Правда, пока мы точно не знаем, как краска поведет себя под дождем и как часто ее надо обновлять", – рассказал соучредитель компании – производителя наружных красок из раковин устриц Даниэль Саймон.

Краска из раковин устриц, уверяют разработчики, сократит расходы на охлаждение квартиры примерно на 40%, а ведь морские обитатели не только спасут наши кошельки, но и помогут победить в войне с соседями.

Фото: © Скриншот видео

Водоросли помогут справиться с шумом

Шумовая атака дрелью сведет с ума кого угодно, и спасут нас от громких соседей водоросли. Инженеры из Индии сделали из морских растений мембраны, которые не пропускают звук. Многие знают, что водоросли содержат агар-агар, растительный заменитель желатина. Обычно из него готовят кисель или мармелад. Но если к веществу добавить глицерин и целлюлозу, а затем раскатать смесь в тонкую пленку, то такой материал заглушит даже грохот перфоратора.

"Пористый материал может справиться с шумом в разном диапазоне – от баса до визга. Причем в несколько раз лучше, чем пенопласт, который часто используют для звукоизоляции. Мы испытали мембрану из водорослей на латунной трубе с двумя микрофонами внутри. На одном конце конструкции был громкоговоритель, а другой мы закрыли пленкой. По микрофонам удалось установить, что звук, который шел от динамика, отражался обратно в трубу", – пояснил доцент кафедры машиностроения Индийского технологического института Чиндам Чандрапракаш.

Мембрана полностью биоразлагаема и подойдет не только для отделки квартиры: водорослями можно обшить здания, салоны автомобилей и даже самолеты. И не беспокоиться о неприятном запахе: после обработки морских растений никакого характерного амбре не будет.

Фото: © Скриншот видео

Водоросли могут заменить электроды на теле пациента

Подводные обитатели еще и помогут следить за здоровьем. В Англии водорослями хотят заменить кучу электродов на теле пациента. Ученые из Сассекса разработали из морских растений гидрогелевый сенсор. Достаточно нанести состав тонким слоем на кожу, и он измерит пульс и температуру тела, а затем по проводу передаст данные на медицинский прибор.

"Морские водоросли – это хороший изолятор тока. Но если к измельченному растению добавить графен, то получится электропроводящая пленка. При погружении в соляную ванну она впитает воду, и образуется мягкий, губчатый электропроводящий состав, который сможет считывать импульс сердечных сокращений. Внешне гидрогель похож на переводную татуировку, его можно нанести на любой участок тела, а потом просто съесть. Состав для человека совершенно не опасен", – заявил директор школы математических наук Технологического университета Сиднея, соавтор исследования Энтони Дули.

Такие гелевые датчики, считают инженеры, можно использовать даже вместо привычных фитнес-браслетов. Правда, как прикрепить на пленку из водорослей дисплей, они пока не придумали.

Фото: © Скриншот видео

Светящиеся бактерии помогают тестировать антибиотики

Крымские ученые с помощью бактерий из Черного и Азовского морей проверяют эффективность антибиотиков.

"Готовим раствор антибиотиков. Далее добавляем бактериальную суспензию. перемешиваем, так как бактерии оседают", – показывает ассистент кафедры медицинской и фармацевтической химии института биохимических технологий, экологии и фармации КФУ им. В.И. Вернадского Селина Османова.

Исследователи охотятся за так называемыми биолюминесцентными видами микроорганизмов. Именно эти бактерии излучают свет в любой жидкости и становятся своеобразными маркерами для подходящего состава антибиотика.

"Поскольку антибиотики подавляют жизнь микроорганизмов, мы изучаем их воздействие на наши бактерии путем изучения изменения свечения бактерий под действием антибиотиков. Для этого мы в наши приборы вносим образцы или же пробы, которые состоят из антибиотика и тест-бактерий, и регистрируем изменение свечения наших тест-объектов на протяжении времени", – поделился с РЕН ТВ доцент кафедры медицинской и фармацевтической химии института биохимических технологий, экологии и фармации КФУ им. В.И. Вернадского Сергей Сафронюк.

Фото: © Скриншот видео

Яркость бактерий анализирует специальная программа; чтобы получить результат, ученым нужно всего 15 минут. Чем меньше микроорганизмы светятся в растворе с антибиотиком, тем выше антибактериальные свойства лекарства.

Морской еж может помочь медикам в борьбе с онкологией

А ведь морские обитатели способны не только помочь в создании эффективных препаратов: они готовы доставлять их к больным органам.

"Это черный морской еж, вообще у нас представлены зелено-серые и черные морские ежи. Они обитают на побережьях разных бухт", – показала лаборант-исследователь лаборатории ядерных технологий института наукоемких технологий и передовых материалов ДВФУ Олеся Капустина.

Морские ежи могут помочь медикам в борьбе с онкологией, уверяют ученые из Владивостока. В панцире животных много кальцита – минерала, который встречается в известняке и меле. Он состоит из многоярусных ячеек, а значит, способен хорошо впитывать лекарство, но это не все. Так же хорошо кальцит постепенно высвобождает препарат небольшими дозами. Эти свойства сделали морских ежей идеальными курьерами, которые могут доставить лекарства прямо к больному органу, не подвергая опасности остальные.

Фото: © Скриншот видео

"В них помещается после термообработки еж. В него добавляется специальный раствор, чтобы модифицировать этого ежа. Уже после этого ставятся вот в такие зажимы. Так как процесс гидротермальный, проходит под высоким давлением и температурой. После чего данные контейнеры помещаются в микроволновую печь", – поделился с телеканалом научный сотрудник лаборатории ядерных технологий института наукоемких технологий и передовых материалов ДВФУ Олег Шичалин.

После обработки в микроволновке температурой до 200 градусов получаются наночастицы в виде микрокапсул. Именно они и должны доставить лекарство прямо к опухоли. Это сделает химиотерапию менее опасной, уверяют ученые. Ведь препарат не затрагивает здоровые клетки, а постепенно разрушает только злокачественные ткани. Дальневосточные исследователи уже испытали изобретение на искусственной плазме крови.

"Это сорбент, на который насаживается противоопухолевый препарат и дальше хирургическим путем помещается в место раковой опухоли. Препарат высвобождается именно в месте раковой опухоли, не затрагивая окружающие ткани. Раковая опухоль исчезает, при этом сам материал резорбируется, то есть повторное его извлечение не требуется", – заявила Олеся Капустина.

Фото: © Скриншот видео

Кальмар вдохновил инженеров на создание особых роботов

Морских существ используют в медицине, строительстве, а еще создают из них роботов.

В природе, чтобы быстро передвигаться, кальмар набирает воду в тело, его мантия расширяется, а затем сильно сжимается и выбрасывает наружу струю, словно ракета. Такая способность зависит от определенных мышц моллюска, которые в этот момент сокращаются. Инженеры из Хоккайдо так вдохновились его особенностями, что разработали материал с такими же свойствами. Для этого они пропитали замороженные тушки головоногих раствором с синтетическими полимерами.

"Мы нагревали материал при 50 градусах в течение 12 часов и в результате получили очень прочный тягучий гидрогель. Он содержит природные волокна и полностью имитирует свойства живой ткани моллюска. Композит хорошо сокращается, но при этом крепче ее в четыре раза. Материал выдерживает килограмм веса, поэтому подойдет для производства мягких роботов и гибких сенсоров", – объяснила профессор кафедры мягкой материи высшей школы естественных наук Университета Хоккайдо Цзянь Пинг Гонг.

Фото: © Скриншот видео

Медики уже присмотрелись к гидрогелю и хотят использовать кальмаров для производства эластичных протезов.

Выходит, обитатели морского дна не так уж от нас и далеки. Благодаря новым технологиям уже скоро мы будем жить с ними буквально бок о бок. Подводные растения очистят воду из-под крана и спасут от шума и жары в квартире, а морские животные – сохранят жизнь.

О самых невероятных достижениях прогресса, открытиях ученых, инновациях, способных изменить будущее человечества, смотрите в программе "Наука и техника" с ведущим Михаилом Борзенковым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1248301 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1248301')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1248301", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1248301', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1248301(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1248301(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })