window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
05 августа 2024, 01:03

Долгая дорога домой: истории вернувшихся из заключения россиян

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Вернувшиеся после обмена россияне в аэропорту Внуково
Фото: © ТАСС/пресс-служба президента РФ/Гавриил Григоров

Все больше деталей сейчас становится известно о событии исторического масштаба. Россия и страны НАТО на этой неделе провели обмен заключенными, который стал самым массовым со времен холодной войны. Больше 20 человек, 7 стран, и, как выясняется, целый год напряженных переговоров.

Кто-то его называет сложнейшей политической шахматной партией. По версии многих западных изданий и экспертов, в этой партии Россия победила, потому что вернула тех, кто служил Родине. Это, например, и разведчики-нелегалы, и боец "Альфы", который ликвидировал в Германии бывшего полевого командира боевиков, действовавших на Северном Кавказе.

Истории всех вернувшихся в Россию поражают своими подробностями. Подробности – в сюжете обозревателя РЕН ТВ Николая Иванова.

Долгая дорога домой: истории вернувшихся из заключения россиян

10 лет из 27: история Романа Селезнева

Из наших, кто вернулся на Родину, Роман Селезнев провел в американской тюрьме дольше всех. 10 лет из 27 – такой приговор обычно в США дают убийцам. И россиянам. Это эксклюзивные кадры: через несколько часов после приземления во Внукове Роман дает интервью нашему телеканалу.

"Во-первых, я думаю, потому что я – сын депутата. Им нужно было добиться шумихи, чтобы во всем мире об этом говорили. Во-вторых, – это политика. Они хотели какую-то пешку. И уже тогда пытались поменять меня на Сноудена", – рассказал он.

Роман Селезнев был похищен американцами на Мальдивах в 2014 году в нарушение всех международных норм. Обвинен в кибермошенничестве и экстрадирован в США. Его перевозили из тюрьмы в тюрьму. Много раз без причины сажали в карцер. Роман уверен – выжил чудом. Особенно когда американский зек пообещал убить его ночью.

"Я слышу шаги, бежит он, спотыкается о другого заключенного. И они начинают просто друг друга резать. То есть мне повезло. Он до меня не добрался. И он же какого-то другого там прирезал", – вспоминает мужчина.

Фото: © Скриншот видео

В конце концов выработал тактику.

"Приходилось на них кричать матом русским и так далее. Они все пытались от меня убежать", – поделился Селезнев.

История обменов заключенными на нейтральной территории

Обмен в Анкаре – крупнейший со времен холодной войны. Сложнейшая многоходовка: в турецкой столице самолеты приземлялись один за другим. Потому что меняли заключенных из семи стран одновременно!

Проводить такие операции на нейтральной территории стало традицией. В 1962 году на Шпионском мосту – так называли мост Глинике в Берлине – прошел знаменитый обмен нашего суперагента Рудольфа Абеля на летчика Пауэрса. Эта история легла в основу двухсерийного фильма – "Мертвый сезон".

На том же мосту прошел и самый крупный обмен 27 агентов. Это было это в 1985. В 2010 в Вене мы вернули 10 наших агентов, среди которых Анна Чапман. В 2022 В Турции летчика Ярошенко поменяли на морпеха Тревора Рида. А в Абу-Даби – бизнесмена Виктора Бута на баскетболистку Грайнер, осужденную у нас за контрабанду наркотиков. Виктор Бут, как и Селезнев, был схвачен за границей и незаконно экстрадирован в США.

Фото: © ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

"За последние лет 15 порядка 60 человек наших сограждан были осуждены в Америке по таким вот вымышленным обвинениям. В обвинениях, как правило, – это сговор, особенно кибермошенничество. Другие какие-то надуманные. Там не обязательно должна быть даже доказательная база", – объяснил Бут.

По той же схеме Швейцария выдала Америке Владислава Клюшина – его обвиняли в экономических преступлениях. Вадим Конощенок был экстрадирован в Штаты из Эстонии – он якобы поставлял товары для российской оборонки в обход санкций.

Патриот, который ликвидировал террориста Хангошвили

Совсем другая история – у Вадима Красикова. Его президент во Внукове приветствовал первым. Немецкие власти обвинили Красикова в убийстве террориста Хангошвили в берлинском парке Тиргартен. Хангошвили с 20 лет бандитствовал в незаконных формированиях на Северном Кавказе, бок о бок с Абу-аль-Валидом, Масхадовым, Хаттабом, планировал захват заложников в Беслане и теракт в Московском метро в 2004. Вместе с Басаевым напал на мирную Ингушетию – тогда погибло 98 человек. В интервью Такеру Карлсону в феврале президент России Владимир Путин об этом рассказывал.

"Он выкладывал наших солдат, взятых в плен, на дорогу, а потом машиной проезжал по их головам. Что это за человек, и человек ли это? Но нашелся патриот, который ликвидировал его в одной из европейских столиц", – рассказывал президент.

Фото: © РИА Новости/Михаил Воскресенский

И только теперь стало известно, кто такой Вадим Красиков. Его так испугались западные спецслужбы, что в Анкаре по взлетной полосе вели в черном, наглухо закрытом черном шлеме. Теперь понятно, почему немецкая сторона так не хотела участвовать в обмене, и Красикова отпустили только после настоятельной просьбы Вашингтона.

"Красиков является сотрудником Федеральной службы безопасности. Он служил в "Альфе", и интересно, что когда он служил в "Альфе", то служил вместе с некоторыми сотрудниками охраны президента. Естественно, они друг друга приветствовали вчера, когда увидели друг друга", – рассказал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.

"Дети растут, не зная, кто их родители"

Больше всего эмоций было у супругов Дульцевых. Анна пыталась держаться, но разрыдалась – уже на земле.

Анна и Артем Дульцевы жили в Словении, куда приехали по аргентинским паспортам. Занимались IT-технологиями. В Словении их обвинили в шпионаже и приговорили к одному году семи месяцам заключения. Двоих детей определили в приемную семью. Во время обмена, разумеется, детей тоже вернули в Москву. Но о том, что они русские, дети узнали в самолете. Поэтому Путин приветствовал их по-испански.

Фото: © ТАСС/POOL/Михаил Воскресенский

Это типичная для нелегалов история, говорит полковник Службы внешней разведки в отставке Елена Вавилова. Вместе со своим супругом еще в 1980 она уехала в Канаду. Потом перебрались в США. Там жили под именами Дональда Хэтфилда и Трейси Фоули, растили двоих сыновей, и только в 2010 году были раскрыты – из-за предательства куратора резидентской сети. Их обменяли вместе с Анной Чапман. Как и у Дульцевых, дети Елены уже после ареста родителей узнали, что они русские.

"Это нормально, и это действительно залог безопасности – и их, и детей. К сожалению, это то, на что человек в данной профессии должен пойти, потому что никто вокруг не должен догадываться, кто ты на самом деле и чем ты занимаешься. В этом эффективность нашей работы. И в том числе дети, конечно, растут, не зная, кто их родители", – поделилась женщина.

НАТО закон не писан

На Родину вернулись журналист Павел Рубцов – его арестовали в Польше по подозрению в шпионаже, и Михаил Микушин – он работал в университете норвежского города Тромсе. 

Президент США Джо Байден тоже встречал в аэропорту тех, кого помиловал Владимир Путин. Только почему-то у американского президента произошел сбой. И он поднялся на борт самолета. Словно сам собрался улететь на обмен. Только с кем?

Кандидат от республиканцев на будущих выборах Дональд Трамп убежден: Россия выиграла от обмена больше, чем Штаты. Мы им отправили осужденных за госизмену, шпионаж, экстремизм, за фейки против российской армии, лиц с двойным гражданством.

"Я хотел бы поздравить Владимира Путина за то, что он заключил еще одну замечательную сделку. Вы видели, какую сделку мы заключили сейчас? Конечно, мы хотим вернуть людей", – говорил Трамп.

Фото: © ТАСС/POOL/Кирилл Зыков

Дело чести

Для нас это не сделка – это вопрос чести и совести. Мы вернули своих, как это делали всегда.

"Российское правительство неоднократно использовало термин "невидимая, неделимая безопасность", когда мы можем достичь цели, при которой ни одна из сторон не получает преимущества, но все уходят победителями. И я думаю, что это был идеальный пример неделимой безопасности, когда обе стороны смогли достичь цели, которая им была нужна, и у них не было необходимости в получении преимущества над другой стороной", – заявил Гарланд Никсон.

А для этих десяти все закончилось. Они дома.

"Прежде всего хочу вас всех поздравить с возвращением на Родину. Сейчас хочу обратиться к тем из вас, кто имеет прямое отношение к военной службе. Хочу поблагодарить вас за верность присяге, своему долгу и Родине, которая ни на минуту о вас не забывала. И вот вы дома. Все вы будете представлены к государственным наградам. Мы с вами еще увидимся, поговорим о вашем будущем. А сейчас просто хочу вас поздравить с возвращением домой", – сказал Путин.

И этот обмен говорит однозначно: десятки россиян, которые прямо сейчас отбывают наказание по надуманным статьям в американских тюрьмах, тоже вернутся домой. Обязательно.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1247572 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1247572')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1247572", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1247572', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1247572(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1247572(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })