в удобном формате
В феврале 1898 года в Америке резко выросли антииспанские настроения. А через пару месяцев началась испано-американская война, в которой США поддержали кубинских повстанцев. Немалую роль в разжигании этого конфликта сыграла пресса нового образца. Американский магнат Уильям Херст ради продаж был готов на все.
Именно благодаря ему появилась так называемая желтая пресса. Непроверенные факты, громкие заголовки, выдуманные истории и притянутые за уши обвинения. Главное, чтобы купили газету. Последствия и вероятные иски Уильяма Херста не беспокоили.
Исказить, сфабриковать, усилить драматический эффект. Это был первый случай, когда американские газеты спровоцировали военные действия. Почему низкопробные СМИ называют именно желтой прессой? И сколько на самом деле стоит так называемая дешевая сенсация? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Отцы желтой прессы
Пулитцер как один из основателей современной журналистики
Уильяма Херста часто называют отцом желтой прессы. Однако за это звание с ним легко может побороться другой гуру американской журналистики – Джозеф Пулитцер. Он родился в Венгрии, в семье еврейских иммигрантов. Долгое время мечтал о военной карьере, но принять на службу худосочного болезненного парня с плохим зрением согласились только Соединенные Штаты, раздираемые в то время гражданской войной.
"После демобилизации не знавший английский язык Пулитцер работал официантом, грузчиком и даже погонщиком мулов. Свободное время проводил в библиотеке. И в итоге так хорошо выучил английский, что даже получил место журналиста в одной из газет Сент-Луиса", – рассказал историк и публицист Саймон Уистлер.
Пулитцер стремительно строит блестящую карьеру в американской журналистике. И в 1878 году покупает газету St. Louis Post-Dispatch. Первым делом он учит журналистов писать яркие, хлесткие заголовки и проводить сенсационные расследования. Тиражи растут, издание процветает. И в 1883 году Пулитцер покупает еще одну газету – The New York World. Именно в этом издании он, сам того не зная, вырастил своего главного конкурента – Уильяма Херста.
"Уильям Херст стажировался у Пулитцера в его газете The New York World, но, несмотря на это, учеником Пулитцера его если можно назвать, то с оговоркой, потому что сенсацию он понимал по-другому", – поделилась старший преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук Мария Маслина.
Херст – главный скандалист в США
Уильям Херст, единственный сын богатейшего промышленника Джорджа Херста, свою первую газету San Francisco Examiner получил в подарок от отца. Первое, что сделал 23-летний издатель – отверг все существовавшие на тот момент принципы журналистики. Он решил не проверять факты, не опрашивать обе стороны конфликта и не быть объективным. Главное, по мнению Херста, – публиковать сенсации. А уж правдивые они или нет, дело десятое.
"Отец Херста, возмущенный такой политикой, отказался финансировать газету и лишил сына наследства. Но мать продолжала спонсировать любимого отпрыска. В 1895-м Херст купил еще одно издание. Тогда же между ним и Пулитцером началось открытое противостояние", – объяснил Саймон Уистлер.
Как желтая пресса получила свое название
"Желтый малыш" и спор из-за него
Первым яблоком раздора стал так называемый Желтый малыш – детище художника-карикатуриста Ричарда Аутколта. Этот персонаж регулярно появлялся на страницах пулитцеровских газет с остроумными комментариями на злободневные темы.
"Персонаж рассказывал о жизни в трущобах и был изображен как озорной лысый ребенок с большими ушами и торчащими зубами в огромной желтой ночной рубашке. Персонаж стал таким популярным, что Пулитцер стал его использовать в еженедельных рекламных объявлениях", – рассказал экскурсовод по замку Херста Райан Кроуфут.
Херст, позавидовав успеху своего бывшего шефа, перекупил художника. Теперь "Желтый малыш" стал появляться на страницах его газеты. Оскорбленный Пулитцер подал иск в суд. Наблюдавшие за борьбой журналисты метко прозвали конкурирующие издания желтой прессой.
"Следующим ударом под дых для Пулитцера стало то, что Херст опустил цену своей газеты до одного цента. Газета Пулитцера стоила вдвое дороже. А сенсаций на ее страницах было меньше. Пулитцер проиграл", – заключил Саймон Уистлер.
Как Херст спровоцировал войну США и Испании
"Вы обеспечьте иллюстрации, а войну я обеспечу"
Раздувая сенсации на пустом месте, Херст спровоцировал испано-американскую войну на Кубе. Он обвинил испанцев во взрыве американского линкора Мэн, опубликовал украденное частное письмо испанского посла с критикой президента Штатов Уильяма Маккинли. И добился своего. Несмотря на то что власти Кубы всячески пытались потушить конфликт, правительство США объявило войну.
"Когда шла война, газеты Херста активно поддерживали и усиливали антииспанскую истерию, печатались новости с разной степенью достоверности о том, как испанцы якобы скармливали акулам кубинских детей", – заявила Мария Маслина.
Главный конкурент Херста Джозеф Пулитцер не добился многомиллионных прибылей и тиражей, но оставил в истории светлый след.
Он передал свое состояние Пулитцеровской премии – высшей награде в области журналистики.
В погоне за сенсациями
"Журналистика чековой книжки"
Беспринципная, зато рейтинговая журналистика ХХ века многим обязана Джозефу Пулитцеру и Уильяму Херсту. Репортеры, вынужденные конкурировать с желтыми изданиями, начали погоню за сенсациями. И достали чековые книжки.
Ньюсмейкеры с удовольствием продавали свои громкие истории. В 1912 году газета The New York Times заплатила оператору телеграфной связи на "Титанике" тысячу долларов за его рассказ. А в 1995-м крупная медиакомпания предоставила Майклу Джексону серию бесплатных рекламных объявлений на сумму миллион долларов в обмен на его интервью.
"Такие методы называют "журналистикой чековой книжки". Практика эта очень спорная и считается неэтичной. Тем не менее это факт: журналисты платят за новости. Довольно распространенное явление, особенно в Британии", – подчеркнул публицист.
По словам корреспондента Невилла Терлбека, британская пресса практикует журналистику чековой книжки уже более 160 лет. С этим связан скандал 2002 года, когда выяснилось, что сотрудники газет, принадлежавших медиамагнату Руперту Мердоку, взламывали телефоны и давали взятки полиции.
"В частности, они выдавали себя за премьер-министра, бывшего премьер-министра Гордона Брауна и узнавали информацию о его счетах. Итогом всего этого разбирательства стало то, что News of the World, один из старейших таблоидов Великобритании, история которого насчитывала 168 лет, был закрыт, а журналисты были вынуждены выплатить крупную компенсацию", – сказала Мария Маслина.
Трагедия принцессы Дианы, пытавшейся скрыться от папарацци
Своего расцвета чековая журналистика достигла в середине 1990-х годов, когда с первых страниц желтой прессы не сходили фотографии и истории о принцессе Диане. За интервью ее дворецкого Пола Баррелла сражались сразу несколько таблоидов, в итоге он продал самые сокровенные секреты Дианы за 500 тысяч долларов.
Внезапная смерть принцессы отрезвила издателей, и они заключили негласный договор: не вторгаться в личное пространство своих героев и больше не платить за интервью баснословные гонорары.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.