в удобном формате
На этой неделе Илон Маск сообщил о новом достижении: одна из его компаний сумела вживить в мозг человека нейрочип. Главная задача сейчас – в первую очередь помочь тем, кто страдает неврологическими заболеваниями. В будущем Маск рассчитывает увеличить возможности мозга человека, которые в итоге помогут нам конкурировать с искусственным интеллектом. Все преподносится как уникальный и успешный эксперимент. Но и то, и другое определения можно считать явным преувеличением. Во-первых, бывшие сотрудники Маска утверждают, что он пошел на неоправданный риск – большинство опытов с животными закончились неудачей. Во-вторых, разработка Маска – не единственная.
В России подобные работы тоже ведутся и, как выяснил обозреватель "Известий" Георгий Гривенный, с положительным результатом. При этом он отмечает: сама технология превращения человеческого мозга в составную часть компьютера в будущем может привести к очень опасным последствиям.
Еще совсем недавно Илон Маск запускал ракеты, а теперь запустил руки (или даже щупальца) в человеческий мозг. Сообщения о первом успешном вживлении нейроимпланта представителю вида Homo sapiens ждали давно, ведь первый обладатель чипа в голове – макака по имени Пейджер – стала звездой соцсетей, сыграв в пинг-понг силой мысли.
"Благодаря интерфейсу "мозг – машина" мы можем отправиться в путь и эффективно объединиться с искусственным интеллектом!" – написал Маск на своей странице в соцсети.
"Реальное доказательство успеха появится лишь через полгода или даже год. Если устройство продолжит хорошо функционировать, то это действительно прорыв", – отметил профессор нейроинженерии Университета штата Аризона Брэдли Грегер.
Нейрочип был имплантирован специальными хирургическим роботом в моторную кору головного мозга. Этот "двигательный центр" расположен в среднезадней части прецентральной извилины и отвечает за планирование, контроль и выполнение всех наших движений – командует мышцами. Такое положение позволяет чипу помогать мозгу отдавать приказы.
"Был эксперимент, когда ровно к одному нейрону подключали электрод, и, если на этом нейроне была какая-то активность, то человека било током. И человек научился легко отключать этот самый один нейрон из тех 87 миллиардов, чтобы его не било током. Здесь точно также. Что такое, вот, чип Илона Маска? Это там 64 золотых нити куда-то погружаются и подключаются к отдельным этим нейронам, человек может научиться взаимодействовать с окружающим миром с помощью вот этих вот сигналов, то есть включить один, два или три каких-то определенных нейрона", – объясняет руководитель отдела разработки компании нейроинтерфейсов Дмитрий Конышев.
Сам чип – это крошечная капсула-приемник. От нее в мозг идут 1,5 тысячи нитевидных электродов, каждый в четыре раза тоньше человеческого волоса. Информация о деятельности мозга считывается и с помощью USB-С кабеля поступает в крошечный процессор. Он распределяет Bluetooth-сигнал, и человек может управлять смартфоном, компьютером и любым другим электронным устройством. Наш российский разработчик показывает "Известиям" наш российский же чип-нейроимлант, одна из частей которого – для восстановления зрения. Все это имплантируется, антенна и микроэлектроника под кожу сзади крепится на череп.
Российская разработка же под названием "Элвис" – нет, не американский певец, а сокращение от первых букв слов Electronic Vision ("Электронное зрение") – поможет решить задачу еще недавно, казалось бы, нерешаемую. Чудо и технологическое, и филологическое. Этот чип вживляют под кожу, надевают камеру и глагол "прозреть", по оценкам историков-лингвистов, пришедший в русский язык еще в IX–X веках, в веке XXI обретает самый прямой смысл – потерявшие зрение люди смогут снова увидеть мир.
Пока зрение будет в виде силуэтов в инфракрасном диапазоне, но ведь это только первые шаги амбициозного проекта. Именно российская компания рассчитывает первой в мире овладеть технологией чипизированного возвращения зрения. Это их нейроимплант уже успешно пересажен павиану Анубису, нашему достойному ответу заокеанской макаке.
"Это то, что сейчас представляет собой такой предел науки и техники, но в будущем с новыми поколениями устройств, с новыми поколениями "Элвисов", конечно, будем добавлять больше разрешения , большее, лучшее качество изображения для наших пациентов. Мы поставили перед собой задачу сделать эту технологию массовой уже в 2027 году. То есть три, ну, может быть, четыре года, и мы очень надеемся подарить нашим гражданам в России, незрячим гражданам, снова возможность видеть с помощью вот такого нового "электронного" зрения", – заявил гендиректор компании "Сенсор-Тех" Денис Кулешов.
При этом в санкт-петербургском Институте мозга напоминают: широко распиаренный проект Илона Маска – просто "количественная" доработка советских исследований. Более 50 лет назад выдающийся ученый Наталья Бехтерева и ее коллеги первыми начали вживлять электроды в головной мозг пациентов именно с лечебными целями. Разница в том, что тогда технологии позволяли создать всего от 8 до 32 "точек контакта", а в чипе Маска их больше тысячи. И это не только достижение, но и серьезный риск.
"Мы знаем, что абсолютной защиты информации, защиты электронного оборудования не бывает. Конечно, тот уровень взаимодействия электроники головного мозга, который есть сейчас, не позволяет злоумышленникам взять контроль над человеком. Тем не менее злонамеренное воздействие в виде формирования у пациентов эпилептических приступов, локального повреждения головного мозга теоретически возможно", – сказал врач-нейрохирург, заведующий лабораторией стереотаксических методов ИМЧ РАН Андрей Холявин.
И вот здесь-то, по мнению многих ученых, и начинается "область тьмы". Раз вживленные электроды помогают человеку управлять приборами по принципу "мозг – компьютер", то в теории возможна и "обратная схема", когда некто возьмет под контроль сам чип и его обладателя.
"Можно ли людей заставить делать что-то синхронизированно вот через такие интерфейсы? Ну, технически, наверное, можно", – говорит директор центра биоэлектрических интерфейсов ВШЭ Алексей Осадчий.
Но у Илона Маска, как обычно, "планов громадье", это только сначала его технология должна помочь больным людям, но потом, и он этого не скрывает, ее стоит распространить на всех здоровых. Лозунг "По чипу – в каждый череп" может стать реальностью уже в середине этого века.
"Маск сказал: зачем нам только медицинское пространство? Мы можем использовать нейроимпланты, чтобы хранить наши воспоминания, получать доступ к ним. Я уверена, это будет иметь не только научное применение на обозримом горизонте в 20–30 лет", – заявила доцент кафедры технических наук, механики и философии Университета Пенсильвании Лаура Кабрера.
Одно из перспективных направлений исследований – применение нейроинтерфейсов в области БПЛА. В будущем это позволит одному человеку телепатически управлять роями дронов. И это вполне под силу последователям первого чипированного пациента Илона Маска.
"Даже если, значит, на сегодняшний день основными заказчиками у того же Илона Маска выступают какие-то спецслужбы – это просто надо учитывать и, соответственно, просто создавать вот то, что мы называем силами создания многополярного мира, который позволит парировать угрозы, создаваемые какой-то отдельной страной", – говорит эксперт РАН, кандидат философских наук, футуролог Александр Кононов.
На самом деле, люди-киборги, управляющие экзоскелетами или бионическими протезами, давно среди нас. Жители Архангельска каждый день могут видеть, как Аурум Кеттунен с помощью вживленных в руки имплантов с чипами открывает двери в офисе и дома, оплачивает проезд, и так далее. Новая нейроразработка его тоже заинтересовала.
Чип в голове человека – это уже реальность. Теперь главное – не терять бдительности и не пропустить тот момент, когда кто-то захочет оказаться в микросхеме чужого чипа.