window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
18 сентября 2023, 12:31

Призрак и проклятье: какие легенды связаны с особняком на Якиманке

Историк Ольшанский рассказал о легендах вокруг "пряничного" особняка Игумнова на Якиманке
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Дом Игумнова на Большой Якиманке
Фото: © ТАСС/Михаил Джапаридзе

Особняк Игумнова – одно из самых известных зданий в московском районе Якиманка. Роскошный дом, напоминающий сказочный терем, построили в конце XIX века по проекту архитектора Николая Поздеева. Талантливый зодчий сумел объединить многочисленные декоративные детали разных жанров. Особняк украшают колокольни, сводчатые арки и дутые колонны.

"Пряничный домик" в центре Москвы всегда окружал ореол мрачных легенд. Как возникли слухи о замурованной девушке? И чем владелец особняка так разозлил императора, что купцу пришлось навсегда покинуть Москву? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Нарушает традицию 

Вокруг особняка уже давно ходит множество слухов и легенд. По ночам там якобы раздается жалобный стон, а по темным коридорам бродит призрак девушки. Неслучайно в народе дом Игумнова называли проклятым.

Раньше на этом месте стоял неприметный деревянный дом купца Лукьянова. В середине XIX века участок вместе с постройкой выкупила влиятельная семья из Ярославля. Около 40 лет новые владельцы почти ничего не меняли. Пока в 1888 году землю не унаследовал Николай Игумнов.

"Николай Игумнов был очень известной личность, это один из богатейших людей в стране. Он был купцом первой гильдии. Получил в наследство от отца огромное состояние, несколько золотых приисков в Сибири, а также доли в доходных предприятиях, в том числе крупнейшей текстильной фабрике России – "Ярославской Большой Мануфактуре", – рассказал историк Дмитрий Ольшанский.

В то время Замоскворечье было не самым престижным районом. Богатые люди, как правило, селились ближе к Кремлю, но Николай Игумнов нарушил эту традицию. Он твердо решил обосноваться на Якиманке – снести старое деревянное здание и возвести на его месте роскошный особняк, который поразит всю Москву.

Фото: © Скриншот видео

"Представьте, человек из провинции приезжает в Москву, вокруг богатые купцы. Что нужно сделать? Нужно показать себя, что не лаптем щи хлебаем. Мы, ярославские, еще всем покажем, как надо строить и вообще как надо жить. Поэтому он приглашает ярославского архитектора Николая Поздеева, который берется за эту работу. Дом строится совершенно уникальным", – отметил член Ассоциации гидов-переводчиков Евгений Богданов.

Как был построен "пряничный дом" 

Николай Игумнов не скупился и для строительства заказывал только лучшее: кирпич привозили из Голландии, мрамор – из Италии, хрустальные люстры – из Богемии, керамические изразцы – со знаменитого фарфорового завода Кузнецова. Получился расписной сказочный терем.

"На работы всего было потрачено около миллиона рублей золотом. К слову, на тысячу рублей можно было купить достаточно неплохой каменный дом даже в Москве. Соответственно сумма была просто гигантская по тем временам", – говорит историк.

Строительство завершилось в 1895 году. Игумнов рассчитывал, что его особняк станет объектом всеобщего восхищения, но московская публика архитектурный шедевр не оценила.

Фото: © РИА Новости

"Его назвали слишком вычурным. А купца Николая Игумнова обвинили в том, что он тратит свои деньги расточительно и не имеет вкуса. Николай Игумнов очень расстроился из-за того, что его задумку не оценили", – поведал Ольшанский.

Ходили слухи, что обиженный купец выместил всю злость на архитекторе Николае Поздееве – обвинил его в необоснованном превышении сметы и отказался платить за работу. В итоге зодчий остался с гигантскими долгами и испорченной репутацией.

"Ходят легенды, что Николай Поздеев вернулся в Ярославль, где покончил жизнь самоубийством. Перед смертью, как говорят, он проклял и дом, и всех его обитателей. Однако это всего лишь легенда. На самом деле, Николай Поздеев умер от туберкулеза – весьма обычное дело в то время. Проклинал он перед смертью дом и его обитателей или нет, мы точно не знаем. Однако дом уже заканчивал строить его брат Иван", – поделился подробностями эксперт.

Призрачный силуэт танцовщицы 

И это далеко не единственная легенда про дом Игумнова. С первых дней существования особняка про него ходили мрачные слухи. Поговаривали даже, что купец замуровал в стенах здания убитую им девушку.

Фото: © Скриншот видео

"Ходят слухи, что у Николая Игумнова была любовница, молодая танцовщица, которую он поселил в этом доме. И когда ему приходилось бывать в Москве, он к ней наведывался. В одну из таких поездок он обнаружил, что его любимая ему изменяет. В порыве гнева он ее убил, а тело приказал спрятать в стенах дома", – рассказал Ольшанский.

Мол, с тех пор в коридорах ночью можно увидеть призрачный силуэт танцовщицы или услышать ее плач. Гости особняка действительно жаловались на странные звуки, похожие на чей-то вой.

Впрочем, с их появлением связана еще одна менее жуткая легенда. Якобы однажды Игумнов заметил, как один рабочий флиртует с его дочерью. Разгневанный купец выгнал молодого человека, но тот перед уходом успел отомстить владельцу дома.

"Рабочий забил трубы голландских печей битыми черепками, глиняными черепками. А дальше все получалось очень просто: когда начинали топить трубы, из них доносились странные звуки, странный вой. И действительно москвичи говорили, что дом аж завывает", – пояснил Богданов.

Фото: © Скриншот видео

Ссылка в Абхазию 

В начале XX века Николаю Игумнову навсегда пришлось покинуть особняк. По легенде, он не на шутку разозлил императора. В 1901 году купец устроил в стенах дома грандиозный бал. Чтобы поразить гостей, он рассыпал на полу золотые червонцы.

"А как выглядит царский червонец? На одной из сторон червонца был выведен профиль императора. То есть, по сути, гости танцевали на портретах императора. Когда дошла эта весть до императора Николая II, он не обрадовался этому. И в дальнейшем Игумнову было запрещено жить в обеих столицах. Петербург и Москва были для него закрыты", – объяснил член Ассоциации гидов-переводчиков.

Дом конфисковали, а купца сослали в Абхазию, в село Алахадзы. Казалось, что там у Игумнова нет шансов восстановить былую репутацию и состояние. Эти места кишели малярийными комарами и ядовитыми змеями, на заболоченных землях ничего не росло. Но купец не растерялся.

"Он высадил в этом месте кипарисы, которые осушили болото. Затем построил рыболовецкую фабрику и консервный завод. Вскоре на месте высушенных болот он организовал плантации по выращиванию мандаринов, манго, табака", – рассказал эксперт.

Фото: © Скриншот видео

Судьба московского особняка и абхазских плантаций Игумнова 

После революции Николай Игумнов отдал советской власти все свое имущество, в том числе плантации. Их преобразовали в "Цитрусовый совхоз имени Третьего Интернационала". Бывший купец-миллионер работал там агрономом вплоть до своей смерти в 1924 году.

"Когда вы будете покупать в магазине абхазские мандарины, то вспомните про Николая Васильевича. Дело все в том, что эти сады, где растут абхазские мандарины, – это те самые, по сути, сады, которые организовал Игумнов", – подчеркнул экскурсовод.

В доме Игумнова на Якиманке сначала разместился клуб фабрики Госзнака. Позднее роскошный особняк передали Институту переливания крови, а затем – Институту мозга. В стенах здания проводили уникальные научные эксперименты. Ученые исследовали мозг Ленина, Горького, Циолковского и других выдающихся личностей, пытаясь выяснить, отличается ли серое вещество гениев и обычных людей. Закономерностей так и не выявили, проект свернули. В 1938 году в "пряничный домик" переехало французское посольство.

В 1979 году, после того как дипломатическое представительство Франции перевели в соседнее здание, дом Игумнова стал официальной резиденцией послов. Несколько лет назад роскошный особняк отреставрировали: по старым фотографиям восстановили ограды и фасад здания, сильно поврежденные детали заменили на новые, аналогичные, а внешний изразцовый декор укрепили специальными химическими составами. Работы длились четыре года. Общая стоимость составила около 20 миллионов долларов.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1142721 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1142721')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1142721", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1142721', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1142721(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1142721(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })