в удобном формате
"Ночь слез и молитв", – так французы говорят о трагических событиях вечера 15 апреля 2019 года и следующих двенадцати часов. Кадры, на которых открытым пламенем полыхает один из главных символов французской столицы, облетели тогда весь мир. Пожар уничтожил крышу и легендарный шпиль собора Парижской Богоматери, но само здание удалось отстоять.
Пожарные спасли и как минимум треть всех произведений искусства и христианских реликвий, в том числе терновый венец Иисуса Христа и тунику короля Людовика IX Святого. Реставрация Нотр-Дама де Пари началась зимой 2022 года, и по плану ее основной этап завершится к концу 2024-го.
О восстановлении любимой миллионами достопримечательности и о находках, обнаруженных учеными в процессе работ, – в материале РЕН ТВ.
Как строили собор Парижской Богоматери
Как и многие соборы во Франции, Нотр-Дам де Пари – далеко не первое культовое сооружение. До него на этом месте стоял римский храм Юпитера, а еще раньше, скорее всего, местные друиды проводили там свои обряды.
Воинственные франки, приняв веру Христа, последовательно воздвигли здесь несколько христианских церквей, которые по мере роста Парижа становились все вместительнее и богаче.
Считается, что замену старого собора на новый инициировал парижский архиепископ Морис де Сюлли. Именно при нем снесли предыдущий храм на месте будущего собора Парижской Богоматери. Архиепископ так болел за проект, что завещал ему все свои деньги – на них приобрели свинцовую кровлю.
Формальное начало стройки было положено в 1163 году и продолжалось почти 200 лет. Первоначальный вид собора весьма отличался от привычного нам – один из главных символов Парижа обрел известные всем очертания только в XIX веке после грандиозной реставрации, проведенной архитектором Эженом Виолле-ле-Дюком. Под его руководством была отреставрирована поврежденная в революцию скульптурная часть собора, восстановлены витражные розы нефа и возведен новый шпиль вместо утраченного.
Как горел собор Парижской Богоматери
Пожар в Нотр-Даме де Пари начался 15 апреля 2019 года около семи часов вечера. Пожарные пытались сбить пламя, охватившее верхнюю часть строения, но высоты подъемников, которые они использовали, не хватало: высота собора 35 метров, а башен — 69 метров.
На месте работали почти 500 человек. От тушения с воздуха пожарные отказались, опасаясь обрушения каркаса здания. Уже через час после начала возгорания французские пожарные сообщили, что он, по предварительным данным, мог быть связан с реставрационными работами, которые тогда проводились в храме. Вокруг собора возвели строительные леса, пламя вспыхнуло в задней части кровли возле них и быстро распространилось по крыше.
Через два часа после начала пожара шпиль собора накренился и рухнул. Его материалы – дубовый каркас и свинцовое покрытие – не выдержали пламени. Один из пожарных, который находился в тот момент на крыше, вспоминал:
"Грохот от падения был такой, словно гигантский бульдозер бросил десятки камней в жестяной мусорный ящик".
Обрушилась и значительная часть кровли собора, сделанная из свинцовых пластин. Пожар охватил несущие конструкции храма, а также левую башню.
Чуть позже в министерстве внутренних дел Франции (пожарная служба находится в его управлении) заявили, что собор, возможно, не удастся спасти и следующие полтора часа являются критическими. Однако к полуночи стало понятно, что каркас храма остался цел, основные конструкции и интерьеры здания сохранились, алтарь и алтарный крест также уцелели.
"Я мысленно со всеми католиками и всеми французами. Как и всем моим соотечественникам, мне больно видеть, как горит частица нас", – написал той ночью в Twitter президент Франции Эмманюэль Макрон.
Локализовать пламя удалось только к четырем часам утра.
Урон, нанесенный пожаром
Во время пожара больше всего пострадал шпиль, а это 500 тонн древесины дуба и 250 тонн свинца, что повлекло за собой обрушение как его конструкции, так и 2/3 уникального каркаса крыши из восьмисотлетних дубовых балок. Вслед за крышей упали и монументальные часы собора.
Обломки, оказавшиеся внутри здания, повредили некоторые ценные предметы, а также элементы интерьера. Многие старинные реликвии удалось спасти, но они значительно пострадали от копоти и воды – на святыню во время тушения пожара обрушились сотни тысяч тонн воды.
Все предметы, представляющие особую историческую ценность, были отправлены в Лувр для очистки, реставрации и хранения, некоторые из них теперь находятся в других церквях.
Дебаты о восстановлении собора Парижской Богоматери
Вопрос о восстановлении здания вызвал необычайно бурные дебаты. Сторонники возврата прежних форм собору Парижской Богоматери (представители церкви, государственные деятели, историки и большинство авторитетных архитекторов) очень долго не могли определиться, воссоздавать ли храм в том виде, в котором он был воздвигнут в XII веке, или остановиться на облике, созданном во время реставрации Виолле-ле-Дюка в XIX веке.
Поскольку авторская реставрация архитектора, проведенная в 1841–1864 годах является таким же памятником архитектуры, как и произведение зодчих Средневековья, все же решили остановиться на этом варианте.
Подготовительные работы по укреплению собора
Работы начались практически сразу после того, как удалось погасить пламя. В дополнение к структурным и внешним повреждениям, вызванным пожаром, интерьер собора существенно пострадал от воды, дыма и пыли.
Прежде всего было необходимо убрать строительные леса, установленные до пожара. Сильный огонь способствовал деформации металла, и распутать сплавленные элементы конструкции весом 200 тонн оказалось непростой задачей. На их демонтаж понадобилось несколько месяцев – пришлось очень аккуратно убирать все поврежденные детали, чтобы не спровоцировать новые обрушения.
Параллельно с этим на высоте 35 метров на месте сгоревшей кровли рабочие установили временный настил и приступили к ее восстановлению.
"Мы пользуемся этим настилом, чтобы расчистить своды. Все, что обрушилось или пострадало во время пожара, мы убираем буквально по кусочкам. А поскольку своды собора нестабильны и не могут выдержать вес рабочих, а тем более специальных механизмов, то пригласили нас, промышленных альпинистов. Мы можем обследовать своды, не опираясь на них, и потихоньку расчищать их", – рассказывал участник первого этапа подготовительных работ Микаэль Лемер.
Что было сделано за время подготовительных работ
Во время подготовительных работ строители расчищали обломки, убирали мусор и по мере возможности укрепляли все что могли, чтобы избежать новых разрушений. К концу 2021 года они смогли подпереть верхний ярус аркбутанов (каменных наружных полуарок), создав временные арки.
Также мощными деревянными подпорными конструкциями были укреплены несущая система контрфорсов (опоры, возводимые на углу сооружения), оконные и дверные проемы. От непогоды внутреннее пространство спасал временный парус-тент, установленный вместо рухнувшей крыши, также были закрыты оконные проемы.
Удалось без потерь демонтировать главный орган, который отправили на чистку и реставрацию, чтобы вернуть обратно в 2023 году – планируется, что он обязательно должен прозвучать на торжественной службе по поводу открытия собора в конце 2024 года.
Масштабная реконструкция собора Парижской Богоматери
Работы по реконструкции парижского собора Нотр-Дам, начались, как и предполагалось, в январе 2022 года. Главная задача – восстановление свода на пересечении нефа и трансепта, где зияла огромная дыра, пробитая упавшим шпилем. Архитекторам и плотникам предстоит выложить нервюрный свод, идентичный тому, который был выложен средневековыми мастерами.
После этого можно будет приступить к воссозданию стропил кровли. Никаких современных материалов здесь также не предполагается. Так называемый лес собора сложат из деревянных балок, работая по старинке топором и долотом. Артели плотников, владеющих необходимым средневековым ремеслом, все еще существуют во Франции.
Как и двухсотлетние дубы, необходимые для исторической точности. Один такой дуб высотой больше 20 метров использовался при воссоздании шпиля — его сделали абсолютно идентичным тому, который спроектировал Виолле-ле-Дюк. Установить его должны до конца 2023 года.
Для восстановления средневековых стропил использовали деревья поменьше. Всего для реконструкции крыши понадобилась тысяча столетних дубов.
Вырубка деревьев на благо собора Нотр-Дам возмутила экологов. Но сторонники этой идеи настаивали, что речь идет о многовековых деревьях, которые рано или поздно все равно оказались бы в списке подлежащих вырубке в целях безопасности.
"Мы гордимся, что наша работа несет такой большой смысл. Лес вечен, но каждое дерево – нет. И если дубы смогут обрести новый дом в "лесу собора", будет только лучше", – уверен лесник Рено Трангози.
Уникальные находки археологов
После пожара в Нотр-Дам пришли не только рабочие, но и реставраторы, историки, археологи. Они пользуются случаем для того, чтобы разглядеть все уголки собора, которые в последний раз были доступны для исследования и обмеров в конце XIX века.
Возведенные вдоль стен леса открыли участки, к которым рука человека не прикасалась почти семь веков. Обнаружены фрагменты древней раскраски сводов, росписи разного времени, начата расчистка стекол готических "роз", полностью уцелевших в ночь катастрофы.
В 2019 году археологи совершили удивительную находку – они обнаружили несколько гробниц и два свинцовых саркофага. Кроме гробниц, также были обнаружены элементы расписных скульптур. Их идентифицировали как части оригинальной крестной перегородки XIII века – архитектурного элемента, отделяющего алтарь от нефа.
Большинство артефактов нашли под полом собора на глубине всего 20 сантиметров; свинцовые саркофаги, повторяющие форму тела, были погребены на глубине метра.
В конце 2022 года ученым удалось установить имя одного из похороненных в саркофаге. Оно было указано на медной табличке, установленной на свинцовом гробу. Это каноник Антуан де ла Порт. Он скончался в 1710 году. Ему было 83 года.
Де ла Порт был очень богат и влиятелен. Он заказал несколько произведений искусства, которые сейчас находятся в Лувре, среди них полотно Жана Жувене "Месса каноника Антуана де ла Порта". Также он пожертвовал 10 тысяч ливров на ремонт хоров Нотр-Дама. Археологи отметили, что у де ла Порта были "необычайно хорошие зубы".
Также ученые узнали подробности о покоящемся в другом саркофаге, найденном в соборе. Исследователи установили, что это мужчина, который умер приблизительно в возрасте 30 лет. Его прозвали Шевалье, потому что его тазовые кости позволяют предположить, что он был опытным наездником.
Поскольку он был похоронен в таком месте, нет никаких сомнений в том, что этот человек принадлежал к высшему классу. У него было хроническое заболевание, которое разрушило почти все зубы. Также у него был деформированный череп, вероятно, в детстве он носил повязку на голове. Его останки плохо сохранились, поскольку в гроб проник воздух. Но известно, что мужчина был забальзамирован – редкая практика для Средневековья – и похоронен в венке.
Чудом уцелевшие статуи
Уникальные статуи, которые были размещены у основания шпиля, спасти удалось чудом. Их сняли на реставрацию 11 апреля 2019 года и буквально накануне трагедии доставили в мастерскую.
"Их привезли в пятницу утром, а в понедельник случился пожар. Узнав о нем, я понял, что, по сути, мы случайно спасли эти статуи. Во время падения шпиля они совершенно точно были бы раздавлены", – рассказал глава реставрационной мастерской Ришар Бойер.
Нотр-Дам-де-Пари – первая "железная леди" в истории
Какая тайна вскрылась во время реставрации
В марте 2023 года весь мир облетела невероятная новость: на самых ранних этапах строительства Нотр-Дама-де-Пари в 1160-х годах использовались… железные скобы. Это делает собор первым зданием такого типа. Ученые выяснили, что каменные блоки "сшивались" друг с другом с помощью железных скоб, как листы бумаги скрепляются степлером.
Пожар 2019 года, значительно повредивший собор, позволил Максиму Л'Эритье из Парижского университета VIII и его коллегам провести анализ, который привел к этому открытию, и представить результаты удивленной общественности.
На момент строительства в начале XII века собор Парижской Богоматери был самым высоким зданием, возведенным когда-либо – 32 метра. Предыдущие исследования показывают, что этот рекорд стал возможен благодаря сочетанию нескольких архитектурных инноваций. Однако, несмотря на широкое использование железной арматуры в более поздних соборах, до сих пор было неясно, какую роль железо могло играть в первоначальном строительстве Нотр-Дама.
Пожар 2019 года и последующая реставрация позволили Л'Эритье и его коллегам получить доступ к ранее скрытым частям собора, которые содержат подсказки о возможном использовании железа при его строительстве.
Исследователи получили образцы материала из 12 железных скоб, используемых для скрепления камней в разных частях здания, включая трибуны, нефы и верхние стены. Они применили радиоуглеродное датирование, а также микроскопический, химический и архитектурный анализы, чтобы лучше понять основные элементы. И пришли к выводу:
"Радиоуглеродное датирование показывает, что собор Парижской Богоматери, бесспорно, является первым готическим собором, где железо рассматривалось как реальный строительный материал для создания новой формы архитектуры. При его возведении средневековые строители использовали несколько тысяч железных скоб".
"Дама преклонного возраста"
В судьбе парижского собора Нотр-Дам часто наступали нелегкие времена. С XII века он не раз менялся, перестраивался и оказывался впутан в серьезные передряги: во время Французской революции чудом уцелел, на какое-то время был превращен в винный склад, а после возвращения к власти Бурбонов и вовсе ходили слухи, что здание снесут, чтобы освободить остров Сите. Но, к счастью, обошлось.
До трагедии 2019 года именно собор Парижской Богоматери, Нотр-Дам-де-Пари, оставался для французов одним из самых ярких символов страны – консервативной, гордой, пережившей многие испытания.
Неслучайно в народе святыню называют la vieille dame. И это стоит переводить не как "старушка" или "старая женщина", а только уважительно – "дама преклонного возраста". В этом году "даме" исполняется 860 лет. И, как говорится, вся жизнь у нее впереди!