в удобном формате
Самолеты – самый безопасный вид транспорта. Посудите сами: риск погибнуть под колесами автомобиля, стоя на пешеходном переходе, в 1000 раз больше, чем погибнуть в авиакатастрофе. Перед каждым полетом воздушное судно проходит сложную техническую проверку. Так что авиакатастрофа – это не случайность, а совокупность негативных факторов.
Между тем, около 80% населения земли боятся летать на самолетах. А еще 5% не войдут в самолет ни при каких обстоятельствах. Именно для таких людей и созданы авиасимуляторы. Об этом рассказывает программа "Невероятно интересные истории" на РЕН ТВ.
"Предчувствий не было": пилот – герой и пассажир вспоминают начало полета
"Ребятки я жив, все живы. Все хорошо", – говорил пассажир Леонид Еремин.
Леонид Еремин никогда не боялся летать. Поэтому, когда с семьей решил отправиться на отдых в Крым, совсем не нервничал. Тогда он даже не догадывался, какой длинной окажется эта дорога к заветному морю.
"Это было раннее утро: 2 часа до аэропорта, вылет в 6. Вызвал такси, поехали. У водителя, видимо, смена заканчивалась, потому что он несколько раз засыпал, его несло, мне приходилось с ним все время беседовать там. И как раз супруга открыла – там у него зеркальце было разбито. "О, – говорит, – плохая примета, – зеркальце разбито". Но приехали, все нормально", – вспоминает Леонид.
Для командира воздушного судна Дамира Юсупова это утро начиналось вполне обычно. Никаких стрессов. Все по плану. Он тоже летел этим рейсом. Только не в качестве пассажира.
"Это было обычное августовское утро –15 августа 2019 года. У нас планировался ранний вылет из аэропорта Жуковский в Симферополь. Никаких предчувствий или какого – то чувства, что что-то будет не так, – такого не было", – рассказал Дамир Юсупов.
Плановая проверка самолета и всех систем. Экипаж работал слаженно, как по инструкции. В аэропорту Леонид Еремин с семьей и еще 223 человека без задержек прошли контроль и заняли свои места в самолете.
"Получили разрешение на взлет, начали разбег. И в самом начале момента отрыва от полосы мы увидели большую стаю чаек. Если количество вас интересует, где –то 40 – 50 особей, птиц, которые, как облако, взлетели прям перед нами и просто вот весь обзор закрыли", – рассказал Дамир.
"Мам, у нас крыло горит": как стало понятно, что произошло ЧП
Самолет набрал лишь чуть более 200 метров, когда столкнулся со стаей чаек. Леонид Еремин навсегда запомнил этот звук.
"Он достаточно громкий, прям какое-то дребезжание, жужжание – то есть прям такой вот надрыв какой-то был. Оттуда вырывалось пламя огня. И как раз ребенок сидел около иллюминатора; он в тот момент посмотрел, как раз повернулся к нам, посмотрел на супругу, сказал: "Мам, у нас крыло горит, это нормально?" Она его так прижала, говорит: "Да, да, это нормально". Сама повернулась ко мне", – вспоминает пассажир Еремин.
Дамир Юсупов не нервничал. Он действовал точно по инструкции: связался с диспетчером и запросил возврат на посадку. Подобные ситуации командир и второй пилот часами отрабатывают на авиасимуляторе.
"Мы в кабине Airbus 320 с вами сейчас, ну и давайте попробуем посмотреть кабину, как ей управлять, что для этого требуется. Все управление на Airbus вот этими вот сайдстиками. Вот такими сайдстиками. Тянем на себя, самолет пойдет вверх, от себя – вниз, влево, вправо, разворот. Здесь кнопка радио и кнопка отключения автопилота", - рассказал, в частности, пилот – инструктор Сергей Игумнов.
Но в этот раз тренировки на авиасимуляторе не помогли. Все пошло не по плану. Птицы попали и во второй двигатель. Стандартный сценарий с возвращением на полосу стал самоубийством.
"Единственным верным решением было лететь прямо и выполнить посадку перед собой, что, в принципе, мы и сделали. Перед посадкой мы убрали шасси для того, чтобы все –таки уменьшить вероятность разрушения самолета, разрушения корпуса. Скажу сразу, что мы много сделали не по инструкции", – поделился Дамир Юсупов.
Этот полет длился меньше двух минут – всего 93 секунды. Но Леониду показалось, что они находились в небе не менее получаса. Говорит, в салоне стояла мертвая тишина. Никто не кричал и не плакал. Только одна женщина шепотом читала молитву. А он? Он думал совсем о другом.
"Первоначально какой-то вот испуг был. Потом этот страх сменился, наверное, некой досадой и тем, что ты никак на эту ситуацию повлиять не можешь. У меня было самое такое болезненное ощущение, что ребенок рядом сидит, а я ничего сделать не могу. Мысли: мозг создавал какие-то картинки, как это все будет происходить. То есть было полное понимание, что это финал. Что вряд ли мы как-то сможем выбраться..." , – поделился пассажир Еремин.
"Появилось чувство, что не может такого быть, даже немножко не верилось, что это происходит. Некоторые говорят, что жизнь картинками летит перед глазами, прошлое вспоминается, то есть родственники там – такого ничего не было", – рассказал Дамир Юсупов.
Счет шел на секунды: посадка самолета
Счет шел на секунды. Пилоты приняли решение сажать самолет на кукурузное поле поблизости. Вот только лайнер с полными топливными баками мог вспыхнуть при малейшем повреждении. Хватило бы одной искры. Поэтому вопреки инструкции пилоты приняли решение не выпускать шасси. Позднее эксперты признают: этому рейсу тотально не повезло – совпали все самые худшие условия. Его шансы на спасение стремились к нулю. И все-таки они сели.
"Вот так вот мы прилетели. И сейчас покажу: первые касания, наверное, были метров 500, наверное, назад. Раза три – четыре коснулись земли. И удачно вот так вот приземлились. Пострадавших нет. Пилоты просто красавчики", – рассказал пассажир, снявший видео на месте событий.
"Первое касание было достаточно сильное. Это был прям удар такой серьезный. И после этого мозг еще продолжал докручивать картинки, что сейчас что-нибудь оторвется, взорвется, сейчас разорвет этот самолет, что-то случится такое. Мозг такие картинки рисовал. Потом было второе касание, третье. И потом бах - и самолет остановился", – поделился пассажир Еремин.
"И даже у нас в момент посадки дверь распахнулась, и кое-какие предметы у нас даже лежали в кабине – это шапочка женская, шляпка, сережка женская – я видел – у нас в кабине это было. Нас диспетчер потерял – то есть думал, что мы еще летим, а мы уже выполнили посадку", – вспоминает герой Юсупов.
Счастливый конец событий: пассажиры на земле плакали
На земле люди плакали, обнимали стюардов и рвались поблагодарить пилотов, которые все еще оставались в кабине самолета. Это потом разные эксперты будут с экранов телевизоров оценивать действия экипажа. Одни назовут их героями. Другие будут критиковать и рассуждать о том, как можно было поступить иначе. Сделать все проще. Не так рискованно.
Журналисты тут же сравнят эту посадку со знаменитым "Чудом на Гудзоне". Вот только в отличие от американцев, которые приводнились на реку, у Юсупова воды поблизости не было. Да и сам он совсем не так опытен, как капитан легендарного лайнера Чесли Салленберг.
Дамир всю жизнь мечтал о небе. Но стал летчиком только в 35 – за шесть лет до аварии. В отличие от Салли, который к моменту своего "чуда" налетал 15 000 часов, на счету Дамира их было всего 3000. А воздушным судном он командовал лишь год. Но он и его экипаж справились.
"Сразу после посадки ко мне забежал старший бортпроводник. Он зашел и сказал: "Дамир, эвакуация завершилась, все благополучно эвакуировались сами, без посторонней помощи". Это была такая хорошая новость, потому что мы-то понимали, что сидели в кабине, с нами все хорошо. Спасибо бортпроводникам нашим, которые оказали первую помощь. Спасибо второму пилоту, который мне помогал в кабине", – рассказал Юсупов.
На второй день после аварии президент Российской Федерации Владимир Путин наградил командира Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина званиями Героев Российской Федерации, а остальной экипаж – орденами Мужества.
"Ребятки, поздравьте меня и всех нас. Здесь куча народу. И мы рухнули. Пилоты – красавцы посадили птичку. Вот она. Просто респект и уважуха! А-а, ребят, не могу говорить... Прям сердце заходится, прям очень – очень", – поделился пассажир Еремин, снимая видео на месте событий.
Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе НИИ на РЕН ТВ.