window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
13 марта 2023, 18:46

Иди своей дорогой, "Сталкер"

Что известно о масштабном сливе материалов из S.T.A.L.K.E.R. 2
Следите за нашими новостями
в удобном формате

Украинская компания GSC Game World, осевшая в Чехии в начале 2022 года, попала в новый скандал с разработкой S.T.A.L.K.E.R. 2. Создатели шутера, который пользуется невероятной популярностью в СНГ, "непоколебимо поддерживают" Украину на фоне новостей о масштабной утечке данных с концепт-артами, скриншотами и даже сценарием игры. Но у пользователей закрались сомнение, что теперь GSC Game World сознательно использует политические высказывания для продвижения игры.

Политические высказывания в украинских играх

Дебютный тизер второго "Сталкера" показали в 2020 году, приглашая геймеров вернуться в Зону отчуждения после многолетнего ожидания. Вот вам и мутанты, и аномалии, и колесо обозрения в Припяти, и собравшиеся вокруг костра обитатели Чернобыля. Но не удержались – вставили политическое послание. Мелким шрифтом на отзеркаленной стенке инкубатора в лаборатории напечатали кусочек из поэмы «Катерина» Тараса Шевченко, главная героиня которой "полюбила москалика" и пострадала.

"Пасхалку" можно было бы списать на сеттинг игры, как шпильку в адрес советского руководства во времена Чернобыльской катастрофы. Тем более, что в 2021 году пиарщики S.T.A.L.K.E.R. 2 уверяли – команда не собирается "разжигать ненависть по политическим вопросам".

Увернуться от актуальной повестки украинским студиям было непросто и до начала российской спецоперации. Разработчики, работавшие над серией "Метро", оставляли антироссийские надписи, достижения за "декоммунизацию" Ленина и другие откровенно безвкусные высказывания – почему-то посчитали смешным даже теракты 11 сентября. Девелоперы из киевской студии Frogwares еще в 2014 году оставляли посвящение "Небесной сотне" в самом начале Sherlock Holmes: Crimes & Punishments. Как майданные события связаны с викторианским детективом? Никто не понял.

Российская компания "1С-СофтКлаб" тогда отказалась издавать "Шерлока" на физических носителях – но в цифровых магазинах все равно можно было приобрести копию. Уже тогда стало понятно, что даже потенциальная потеря прибыли не помешает разработчикам использовать свои творения для политических высказываний.

S.T.A.L.K.E.R. 2 "ушел" из России

Создатели S.T.A.L.K.E.R. 2 все равно не боятся потерять российский рынок – даже несмотря на обилие фанатов, внушительное моддерское комьюнити, сотрудников из России, многие из которых трудились над игрой до февраля 2022 года. Могут себе позволить – мировые продажи серии превысили 15 млн экземпляров, и успех новой части практически обеспечен. Тем более, что сиквел выходит в подписочном сервисе Game Pass от Microsoft, где за небольшие деньги геймеры могут сыграть в сотни игр – создатели смогут похвастаться миллионами пользователей, которые запустят "Сталкер" на релизе. А снижение реальных продаж за счет распространения в Game Pass компенсирует американская корпорация.

Не исключено, что щедрый контракт позволил GSC Game World отмахнуться от российского рынка. В марте 2022 года S.T.A.L.K.E.R. 2 и другие игры компании – "Казаки" и "Герои уничтоженных империй", - словно по мановению волшебной палочки исчезли из российского сегмента Steam.

Фото: © Global Look Press/Rafael Henrique/Keystone Press Agency

Подзаголовок второй части срочно исправили – со слишком "русскоязычного" Heart of Chernobyl на Heart of Chornobyl. Попутно избавились от русской озвучки, хотя такому решению не слишком обрадовались и фанаты из других стран СНГ, а также начали призывать собирать донаты для ВСУ. После публикации обращения о спецоперации сайт заблокировал Роскомнадзор, но вряд ли это удивило GSC Game World.

И особенно основателя компании Сергея Григоровича, который в соцсетях "воевал с Россией" после переворота на Украине. В 2016 году он отказался ехать в Петербург, чтобы выступить перед студентами. 

"Я гражданин Украины, а с РФ у нас война. Отдаю себе отчёт, что в современном мире коллаборационизм – норма, а отношения между людьми важнее, чем политика, но придерживаюсь традиционных, консервативных взглядов по этому вопросу", – признавался Григорович.

После переезда в Чехию страсти утихли – девелоперы продолжали корпеть над игрой, изредка публикуя материалы и трейлеры. Фанаты были недовольны, что их продолжают кормить "моделями батона" и намекали, что игра может находиться в куда более сыром виде, чем заверяют авторы.

Утечка сценария и материалов по S.T.A.L.K.E.R. 2

В марте 2023 года GSC Game World неожиданно получили ультиматум от поклонников. Администрация группы "Вестник "Того Самого Сталкера" заявила, что в их распоряжении оказалось внушительное количество материалов по S.T.A.L.K.E.R. 2. Представители сообщества потребовали вернуть игру в продажу на территории России и Белоруссии, а также снова добавить русскую озвучку.

В ином случае авторы сообщения обещали устроить грандиозный слив – материалов набралось на 30 гигабайт. В качестве доказательства они уже успели опубликовать несколько скриншотов и концепт-артов с персонажами и монстрами.

Студия GSC Game World быстро воспользовалась ситуацией и отказалась выполнять требования, подчеркивая однозначную политическую позицию. Кроме того, разработчики добавили, что хакеры якобы и так угрожают слить личные данные сотрудников, долгое время "шантажируя" студию. На всякий случай компания попросила игроков не распространять материалы, не отрицая их подлинность.

Геймеры заподозрили, что подобный слив может быть срежиссирован самими девелоперами, которые продолжают привлекать внимание к шутеру всеми доступными способами. Некоторые полагают, что появление шантажистов – срежиссированный ход, еще один элемент маркетинговой кампании, завязанный на политической идентичности, чтобы расширить ЦА за счет "сочувствующих" западных геймеров.

Но даже если хакеры не действуют в интересах GSC Game World, потери для студии могут быть минимальными. Судя по всему, в распоряжении фанатов оказались труды художников и дизайнеров. Публикация артов, моделей, даже карт локаций мало что изменит для рядовых игроков, но привлечет к студии дополнительное внимание.

Пока что "сливы" напоминают просто забавные факты – так, среди материалов нашли изображения женского персонажа с именем Агата, а также арты с мутировавшими животными. Но никто не может подтвердить, что эти наработки появятся в финальной версии.

Последствия утечки для разработчиков

Самый чувствительный элемент, который может просочиться в Сеть – сценарий S.T.A.L.K.E.R. 2. Но если разработчики пошли по пути оригинала, сюжет шутера едва ли сможет удивить игроков. "Сталкер" многие считали "песочницей", смысл которой заключается в исследовании обширных локаций, сборе лута и выживании в Зоне. Сюжетные перипетии уходили на второй план.

Второй момент – игровая индустрии в последние годы регулярно допускает утечки. В Сеть "уплывают" анонсы и сценарии игр (The Last of Us: Part II), видео с ранними билдами (GTA VI), даже версии игр, которые можно запустить у себя на компьютере (Atomic Heart). В таких условиях "сливы" стали обыденным делом, которым сложно удивить – поэтому их нередко считают дополнительным маркетинговым инструментом, даже если это не афишируется.

Не стоит удивляться, если GSC Game World обратит утечку данных себе на пользу – так разработчики смогут выглядеть жертвами, "прогревая" публику в преддверии релиза, который все еще намечен на 2023 год для персональных компьютеров и консолей Xbox Series X|S. А на релизе геймеры из СНГ увидят, чего стоили обещания разработчиков "не использовать творения для политических высказываний". Превратить популярную игру в площадку для русофобских высказываний – весьма простой шаг, который вряд ли взволнует "аполитичных" игроделов на Западе. Так что пусть "Сталкер" идет своей дорогой, не возвращаясь в Россию.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1084209 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1084209')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1084209", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1084209', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1084209(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1084209(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })