window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
01 февраля 2023, 14:48

Изобразить корову или оркестр: как звукоподражание повлияло на музыку

Как африканские традиции звукоподражания легли в основу джаза и блюза
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Скэттинг и создание ритмикона
Фото: © wikipedia

Драм-машина – электронный музыкальный инструмент и относительно простой способ создавать уникальные звуки, а их них – роботизированный ритм. Одним из авторов первой такой машины был советский изобретатель Лев Термен. Почти 100 лет назад, в 1930 году, он придумал ритмикон. 

Что представляет собой это устройство? И как человечество создавало новые звуки? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Ономатопея, или звукоподражание

"Кикерики", "Кококорико", "Кок-а-дудль-ду" – все эти слова обозначают крик петуха, только на разных языках: по-немецки, по-французски и по-английски. По-научному это называется ономатопея, или звукоподражание. Люди издревле пытались воспроизводить в своей речи звуки животных и природы. Вот только у разных народов эти слова-имитации звучат по-разному – все зависит от фонетических особенностей языка.

"Речь, как звук, несет в себе две функции. Одна функция – это передача информации, смыслов. Это слова, язык, знаковая система. А второе – это скрытая функция, которая всегда присутствует, это звук как таковой, который несет в себе огромный смысл, и часто больше, чем та информация, которая заложена в слово", – объяснил руководитель лаборатории звука Московской школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко Андрей Смирнов.

Фото: © скриншот видео

Свистящий язык 

Жители горной деревушки Кушкёй на северо-востоке Турции используют свист как дополнительный язык для общения. Так местные жители обмениваются новостями или просят о помощи. В зависимости от интонации и частоты каждому свистящему звуку соответствует определенный слог или слово. Из них строятся целые предложения.

"Никто уже не помнит, когда в деревне стали говорить на птичьем языке. Но это очень удобно. В горах из-за эха сложно до кого-то докричаться. Особенно если собеседник на другом конце деревни. А свист слышно очень далеко", – говорит один из местных жителей. 

По мнению этнографов, столь необычный способ общения горцы придумали, чтобы вовремя предупреждать друг друга о нападении врагов. Согласно другой версии, свистящий язык в Турцию еще в XV веке привезли испанские эмигранты. Подобным образом общались гуанчи – коренное население Канарских островов. 

"Сейчас вместо свиста все больше используют мобильники. Молодое поколение уже не хочет учиться старинному языку", – подчеркнула женщина. 

Фермерский иифинг 

Со временем из средства общения свист превратился в отдельное музыкальное направление. Чемпионаты мира по художественному свисту ежегодно вызывают огромный ажиотаж.

Из звукоподражания родилась и еще одна необычная вокальная техника –иифинг. Это излюбленное развлечение американских фермеров начала XX века. Они имитировали звуки, которые издавали сельскохозяйственные животные, и делали это очень мелодично. 

"Очевидно, это сельские жители, которые живут в этой среде. Вокруг них коровы, индюки, лошади, и, собственно, им приходится часто слышать язык животных. И поэтому совершенно естественно, что они пытаются им подражать", – рассказал эксперт. 

Фото: © скриншот видео

Древнеиндийский коннакол 

Древнеиндийской вокальной технике коннакол больше пяти тысяч лет. Говорят, что ее придумали сами боги для того, чтобы развить у людей чувство ритма. На Запада коннакол стал популярен среди музыкантов, особенно среди джазменов 70-х годов прошлого века.

"Коннакол – искусство, которое можно использовать как основу для мелодии. Я, как джазовая певица, интегрирую эти звуки в свою музыку. Получается очень колоритно и современно", – рассказала Лиза Янг. 

Британский музыкант Джон Макайфли, изучавший коннакол и другие индийские техники, говорил: "Если вы можете понять коннакол – самую превосходную систему изучения ритма, вы сможете понять любой ритм родом из любой страны на планете".

"Если мы практикуем эту технику вокала в течение всей своей жизни, то мы, в принципе, можем построить очень сложные полиритмы с помощью собственного голоса. То есть это уже почти такая ритмическая йога", – подчеркнул Смирнов. 

Танцевальная джуба

Танцевальный стиль джуба придумали темнокожие невольники, работавшие на американских плантациях. Им не разрешали пользоваться музыкальными инструментами, и тогда рабы стали набивать ритм с помощью хлопков, топота и гортанных звуков. Джуба была возможностью отвлечься от тяжелой работы и отдохнуть.

"Потому что если вы работаете с утра до ночи на плантации, то, скорее всего, вам требуется какая-то дополнительная практика, чтобы приводить себя в норму. Для этого нужна какая-то игра, какое-то взаимодействие с другими людьми", – пояснил специалист. 

В середине XIX века к хлопкам, топоту и гортанным звукам добавились песни, а джубу стали исполнять не только рабы, но и профессиональные танцоры. Считается, что именно этот танец стал прародителем чечетки и степа. 

"Африканцы танцевали голыми ногами по голой земле – звук получался глухой. Чтобы сделать его громче, уже не рабы, а артисты стали надевать ботинки", – рассказала историк танцев, профессор Флоридского университета Салли Саммер. 

Фото: © скриншот видео

Король джубы 

Самый знаменитый исполнитель джубы – Уильям Генри Лейн, также известный как Мастер Джуба. Он был одним из первых чернокожих артистов в США, игравших на сцене для белой публики. В середине XIX века Генри Лейн гастролировал с группой светлокожих министрелей, которые наносили на лицо темный грим. Лейн тоже наносил грим, но с другой целью – чтобы скрыть свои африканские корни. 

В 1842 году английский писатель Чарльз Диккенс посетил один из нью-йоркских ресторанов. Там он увидел выступление Генри Лейна и так впечатлился, что позже написал в своих американских заметках, что Мастер Джуба был лучшим из всех танцоров, которых он когда-либо видел.

Генри Лейн часто бросал вызов белым артистам и всегда побеждал в танцевальных дуэлях. Вскоре он объявил себя королем джубы и стал насколько известен, что перестал изображать белого министреля и начал выступать под своим именем. 

Фото: © скриншот видео

Скэттинг и создание ритмикона 

Африканские традиции звукоподражания легли в основу еще двух музыкальных направлений – джаза и блюза. Первые джазовые исполнители часто имитировали звуки оркестра голосом. Такая вокальная импровизация получила название скэттинг. Непревзойденным мастером в этом деле был Луи Армстронг.

Возможно, именно скэттинг вдохновил советского инженера Льва Термена на создание первой в мире драм-машины – синтезатора для генерации сложных музыкальных ритмов. Это устройство получило название ритмикон.

"Принцип работы на самом деле предельно прост: первая клавиша включает базовый ритм, вторая клавиша включает ритм на два, третья – на три, четвертая – на четыре и так далее", – говорит исследователь звука. 

Термен создавал ритмикон вместе с американским композитором Генри Кауэллом, который мечтал исполнять несколько сложных ритмических рисунков одновременно. В начале 30-х годов Кауэлл поделился своей идей с советским изобретателем, который в то время жил в США. Итогом их сотрудничества и стал синтезатор со встроенным секвенсером. 

"Ритмикон – это не драм-машина, это ритм-машина. Потому что он не подражает никаким звукам известных инструментов. Задача ритмикона – создать полиритмию", – подчеркнул эксперт.

Фото: © скриншот видео

Как появился битбокс

Ритмикон оснастили 17-клавишной клавиатурой, которая позволяла создавать сложные ритмы, но управлять этой машиной было практически невозможно. Написав для инструмента две композиции, Кауэлл потерял к нему интерес и увлекся этнической музыкой. 

"Мы не можем как на драм-машине играть простые ритмы. Здесь ритм постоянно существует, и мы никогда не знаем, где первая доля. Это связано с циклом вращения диска", – рассказал Смирнов.

Легко программируемые драм-машины были изобретены в 80-х годах. Стоили они дорого и мало кому были доступны. Поэтому задавать ритм приходилось голосом. Так появился битбокс. В начале 2000-х годов этот жанр вышел за пределы хип-хоп культуры и стал самостоятельным музыкальным направлением.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1071399 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1071399')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1071399", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1071399', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1071399(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1071399(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })