window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
02 февраля 2023, 18:30

День, когда умерла музыка: что за катастрофа унесла жизни рок-звезд

3 февраля исполняется 64 года со "Дня, когда умерла музыка"
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Погибшие музыканты в авиакатастрофе 1959 г.
Фото: © Global Look Press/Brian Cahn/ZUMAPRESS.com

"День, когда умерла музыка" – именно так известный американский автор-исполнитель Дон Маклин назвал в своей знаменитой песне American Pie дату 3 февраля 1959 года. В тот день в страшной авиакатастрофе погибли талантливые музыканты, первопроходцы рок-н-ролла – Бадди Холли, Ричи Валенс и Биг Боппер. 

О первой крупной и резонансной авиакатастрофе в истории шоу-бизнеса – в материале РЕН ТВ.

События перед авиакатастрофой

Турне The Winter Dance Party было запланировано для проведения концертов в двадцати четырех городах Среднего Запада США. Его основной проблемой оказалось количество переездов: при планировании концертов менеджеры практически не учитывали расстояния между городами. 

Также возникли сложности с транспортом: автобус музыкантов был плохо подготовлен к зиме, его система отопления сломалась вскоре после начала тура. Дошло до того, что барабанщик Холли, Карл Банч, серьезно обморозил ноги и попал в больницу. Пока он выздоравливал, Бадди Холли и Ричи Валенс по очереди играли на ударной установке.

Концерта в городе Клир-Лейк (штат Айова) изначально не было в гастрольном графике музыкантов, но он в итоге состоялся. Следующим городом был Мурхед в Миннесоте. Туда было решено добираться самолетом.

Фото: © Global Look Press/Brian Cahn/ZUMAPRESS.com

О полете договорились с Роджером Петерсоном, 21-летним местным пилотом. Пассажирских мест в его самолете было ровно три. Биг Боппер, подхвативший грипп во время тура, попросил Уэйлона Дженнингса, одного из музыкантов Холли, уступить ему место. Дженнингс согласился. Когда Холли узнал, что Дженнингс передумал лететь, он сказал в шутку: 

Что ж, я надеюсь, что ваш допотопный автобус замерзнет. 

А Дженнингс ответил, также в шутку: 

Ну-ну, а я надеюсь, ваш дряхлый самолет разобьется. 

Этот обмен любезностями будет преследовать Дженнингса всю оставшуюся жизнь.

Ричи Валенс раньше не летал на маленьких самолетах, он тоже попросил другого музыканта Холли, Томми Оллсапа, уступить ему место. Томми ответил: 

Я брошу монетку, чтобы определить, кто из нас полетит. 

Вопреки версии, которая показана в байопиках, в орлянку играли не перед взлетом, и монетку подбрасывал не Бадди Холли. Это был Боб Хэйл, диджей радиостанции KRIB-AM, который работал на их концерте той ночью. Он бросил монетку прямо в танцзале незадолго до того, как музыканты выехали в аэропорт. Валенс выиграл полет на роковом рейсе.

Фатальное крушение самолета

Примерно в час ночи артисты сели в небольшой красный самолет. Перед вылетом пилот Роджер Петерсон, ссылаясь на недомогание, попросил коллегу заменить его – но услышан, увы, не был. Возможно, это обстоятельство, умноженное на плохие погодные условия (из-за обильного снегопада видимость была низкой), сыграло роковую роль в развернувшейся вскоре трагедии.

Спустя несколько минут после взлета самолет рухнул в тринадцати километрах к северо-западу от аэродрома. Специалисты сошлись во мнении: неважно чувствовавший себя пилот неверно истолковал показания датчиков. Он решил, что самолет набирает высоту, хотя на самом деле тот снижался. Все четверо находившихся на борту людей погибли мгновенно. 

Фото: © ru.wikipedia.org

Отчет коронера о смерти Бадди Холли изобилует подробностями многочисленных травм:

"Тело Холли было одето в желтый жакет, из материала, похожего на кожу, четыре шва на спине были разорваны почти во всю длину. Череп был расколот в середине лба, трещина шла до макушки. Примерно половина ткани мозга отсутствовала. Присутствовало кровотечение из обоих ушей, лицо имело многочисленные рваные раны. Консистенция груди была мягкой благодаря многочисленному дроблению костной структуры. Оба бедра и ноги имели множественные переломы".

В 1988 году на месте крушения установили памятник из нержавеющей стали, изображающий гитару и композицию из трех пластинок с именами погибших музыкантов. Дорогу к месту аварии указывает памятный знак в форме очков в роговой оправе.

Кто такой Бадди Холли

Отдавая дань уважения Ричи Валенсу и Бигу Бопперу, музыкальные критики сходятся в одном: наибольшую потерю в результате чудовищной авиакатастрофы американский поп-мир понес именно в лице Бадди Холли.

Фото: © ru.wikipedia.org

Музыка, конечно, в тот день не умерла. Более того, если быть до конца откровенными, она к тому моменту еще толком и не началась: не секрет, что все основные события в мире рок-музыки закрутились в 60-х. Однако трагический уход симпатичного юноши с неизменными очками в роговой оправе действительно отнял у музыкального бизнеса одну из наиболее талантливых и многообещающих фигур. 

Значение Бадди Холли для рок-н-ролла

Основная заслуга Чарльза Хардина Холли (это его настоящее имя) состоит даже не в том, что он был среди пионеров рок-н-ролла — как раз классических "забойных" композиций в его репертуаре немного, а, скорее, в том, что артист одним из первых начал писать песни, выходившие за рамки строгого ритм-энд-блюзового двенадцатитактового рисунка с его характерной гармонией.

Песни Холли были именно песнями — разными по структуре, ритмике, настроению. И в этом смысле влияние Бадди на главных корифеев поп-музыки (The Beatles, The Beach Boys, The Rolling Stones, Боба Дилана), а значит, и на все последовавшее развитие жанра, возможно, даже ощутимее, чем то, которое оказали на них Чак Берри, Литтл Ричард, Джерри Ли Льюис — и даже Элвис Пресли.

О чем пел Бадди Холли

Бадди Холли был лириком и романтиком до мозга костей: практически все его песни о любви. Он мечтательно восторгался возможностью влюбиться в песенке It’s So Easy, шутливо подмигивал объекту обожания в That’ll Be The Day и Words Of Love, искренне тосковал по даме сердца в Raining In My Heart, делился со слушателем чувственными эмоциями под задорный ритм Peggy Sue и Not Fade Away. 

Помимо этого, именно Бадди Холли вместе со своей группой The Crickets популяризировал ставший впоследствии классическим состав рок-группы: ударник, ритм, соло и бас. Холли был очень разносторонним музыкантом: он не только писал песни, но и играл, помимо гитары, на скрипке и фортепиано.

В момент авиакатастрофы ему было всего 22 года.

Кто такой Ричи Валенс

В жилах Ричи Валенсуэлы, более известного как Ричи Валенс, текла кровь индейцев и мексиканцев, поэтому неудивительно, что кроме кантри, джаза и блюза он с детства слушал латиноамериканскую музыку и к своим семнадцати годам заработал прозвище "Литтл Ричард из Сан-Фернандо".

Фото: © Кадр youtube.com

Первый же его сингл Come On, Let’s Go, записанный с музыкантами того же Литтл Ричарда и Сэма Кука, пользовался большим успехом и слушается до сих пор, однако прорывом стал второй сингл — обработка латиноамериканской народной песни La Bamba, которую Валенс поначалу вообще не хотел записывать.

Блестящей оказалась и оборотная сторона сингла — баллада Donna, которую Ричи посвятил своей девушке, стала одной из самых ярких в 50-е.

Значение Ричи Валенса для рок-н-ролла

Ричи Валенс успел записать всего два альбома и несколько хитов, но они стали прорывом. Вокруг риффа песни Ooh! My Head оказался выстроен один из джемовых номеров Led Zeppelin (причем группа не только записала его, но и указала Ричи Валенса соавтором номера).

La Bamba открыла рынок испаноязычным исполнителям от Селены до Шакиры и предвосхитила триумф латин-рока на фестивале в Вудстоке.

"Для Мексики Ричи Валенс был тем, чем Боб Марли позже стал для Ямайки. Где был бы рок-н-ролл без La Bamba?" – задавал риторический вопрос Карлос Сантана, написавший музыку к одноименному байопику, где роль Ричи Валенса исполнил Лу Даймонд Филлипс, а в камео-роли Эдди Кокрана засветился еще один почитатель старого рок-н-ролла — Брайан Сетцер.

Песню La Bamba в нем исполнила текс-мекс-группа Los Lobos — и их кавер-версия оказалась самой известной из когда-либо сыгранных ими песен.

Кто такой Биг Боппер

Двадцативосьмилетний Джайлс Перри Ричардсон-младший, более известный как Биг Боппер, был самым незнаменитым из трех пассажиров злополучного самолета, может быть, лишь потому, что к моменту гибели не успел как следует "раскрутиться".

Фото: © commons.wikimedia.org

Первоначально он был не столько музыкантом, сколько радиодиджеем, взявшим псевдоним в честь популярного тогда танца боп. Внимание к себе он привлек после того, как в мае 1957 года побил мировой рекорд марафонской радиопередачи: у микрофона он провел пять дней, два часа и восемь минут, делая перерывы только во время пятиминутных блоков новостей.

Естественно, это вызвало шумиху, и Ричардсон неожиданно очутился в фирме Mercury – не только как исполнитель, но и как автор песен. 

Значение Бига Боппера для рок-н-ролла

Собственный и главный хит Бига Боппера называется Chantilly Lace – этот разговорный номер, в котором певец примеряет на себя маску ловеласа, может считаться чем-то вроде предтечи рэпа.

Кроме этого, Биг Боппер предвидел значимость видео в музыкальной индустрии. Считается, что он первым использовал термины music video или rock video. В 1958 году он записал три музыкальных видеоклипа на свои песни Chantilly Lace, Big Bopper’s Wedding и Little Red Riding Hood. Все видео были записаны в один день.

Успех Бига Боппера после смерти

Песни Бига Боппера пережили его самого. Его композиция White Lightning в стиле кантри была одним из первых хитов Джорджа Джонса, ставшего впоследствии легендарным кантри-исполнителем. Сам Биг Боппер никогда не узнал об успехе своей композиции. Когда в апреле 1959 года его сингл был выпущен и достиг вершины хит-парада, с момента смерти музыканта прошло уже два месяца.

Также Биг Боппер написал легендарную песню Running Bear для своего друга Джонни Престона, но и в этом случае ее издали после смерти автора. Она достигла вершин хит-парадов США и Великобритании в 1960 году.

Впоследствии эту композицию записывали Луи Армстронг, Том Джонс, группы Mud и The Guess Who, а Led Zeppelin время от времени играла ее на концертах.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1070844 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1070844')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1070844", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1070844', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1070844(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1070844(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })