в удобном формате
Сегодня, 30 января, исполнился 101 год со дня рождения легендарного режиссера Леонида Гайдая. Автор легендарных советских комедий не собирался снимать кино. Леонид Гайдай видел себя актером, причем театральным. Приехав в Москву поступать в ГИТИС, Гайдай в одну секунду поменял решение и пошел во ВГИК учиться на режиссера.
Во многих своих картинах (всего на счету мастера их 19) Гайдай выступал также как автор сценария. Именно он придумал имена Трусу, Балбесу и Бывалому, дал жизнь героям Михаила Булгакова, превратив его пьесу в культовую картину "Иван Васильевич меняет профессию" и сделал звездой "кавказскую пленницу" Наталью Варлей. О самых любимых комедиях Леонида Гайдая – в материале РЕН ТВ.
"Пес Барбос и необычный кросс" (1961)
Начало кинокарьеры Леонида Гайдая нельзя назвать удачным: его дебютные картины подверглись цензуре и провалились в прокате. Режиссер так расстроился, что на несколько месяцев оставил кино и уехал к родителям в Иркутск.
Там в одном из старых номеров газеты "Правда" он прочитал фельетон Степана Олейника "Пес Барбос" и решил его экранизировать. Гайдай самостоятельно написал сценарий, придумал главным героям имена – Трус, Балбес и Бывалый. Сыграли их Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов.
Актеры перевоплотились в троицу мелких мошенников, решивших глушить рыбу динамитом, но их планы нарушил прибившийся дворовый пес.
Лента под названием "Пес Барбос и необычный кросс" получилась короткой – всего десять минут.
"Работа над фильмом "Пес Барбос и необычный кросс" шла легко, доставляла удовлетворение. Было снято огромное количество полезного материала. И Гайдай проявил великое мужество, вырезая из картины огромные куски. Он ведь вырезал их с кровью, ибо в каждом из кусков было много смешного", – вспоминал Юрий Никулин.
Фильм показали в последний день Московского кинофестиваля 1961 года, в программе короткометражек. Приняли ее очень хорошо. Картина принесла режиссеру известность, ее номинировали на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля и перевели на несколько языков.
Когда худсовет решил, что нужно продолжение фильма, Гайдай снял "Самогонщиков". Трус, Балбес и Бывалый необычайно полюбились зрителям. Позже они появились в других фильмах Гайдая и до сих пор считаются одними из самых узнаваемых персонажей советского кинематографа.
"Деловые люди" (1963)
Фразы "Боливар не выдержит двоих" и "Успеем добежать до канадской границы" из фильма "Деловые люди" моментально стали крылатыми. Гайдай отобрал три новеллы О. Генри, поместив историю о несносном мальчишке "Вождь краснокожих" в конец фильма, вторым стал рассказ "Родственные души", а начинаться картина должна была вовсе не с комедии. "Дороги, которые мы выбираем" Гайдай задумал снимать как классический вестерн с погонями и убийствами.
Подбор актеров для фильма оказался непростым. Режиссеру нужны были новые лица для правдивости повествования. В результате главные роли сыграли Владлен Паулус и Александр Шворин.
А вот во второй и третьей частях известные актеры все-таки появились. Юрий Никулин и Ростислав Плятт раньше снимались у Гайдая, как и Георгий Вицин, сыгравший одного из мошенников в третьей части. А его напарником стал скромный и ранимый Алексей Смирнов.
Сложнее всего оказалось найти мальчика на роль Джонни: от правильного выбора зависел успех последней части фильма. Поначалу Гайдай думал пригласить 31-летнюю Надежду Румянцеву. Она тогда была самой известной актрисой-травести и успешно играла мальчишек в московском ТЮЗе. Но от этой идеи все же отказались, и роль досталась обычному школьнику Сереже Тихонову. С ней он справился блестяще.
"Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965)
В этом фильме впервые появляется Шурик – герой, который объединит три киношедевра Леонида Гайдая. До него в советском кино безоговорочно положительных персонажей-студентов просто не было.
Простоватый и очень правильный Шурик сразу покорил зрителя: картина "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" в течение двух лет била рекорды проката, а в 1967 году эстафету перенял ее сиквел – комедия "Кавказская пленница".
Шурик – ярый борец за справедливость. Он попадает в комедийные переделки, собранные в трилогию. Случайно срывает спланированную злоумышленниками операцию. Работая на стройке, умудряется научить уму-разуму заядлого тунеядца Федю. Готовясь к экзаменам, знакомится с девушкой Лидой при смешных обстоятельствах.
Изначально героя будущих советских блокбастеров должны были звать Владиком Арьковым, а не Шуриком. Владика не пропустила цензура – во избежание ненужных ассоциаций с Владимиром Ильичом Лениным.
Но Гайдаю было не принципиально, как назвать героя, главное – возможность присоединить к имени уменьшительно-ласкательный суффикс, подчеркивающий простоту и чудаковатость героя. Так Владик превратился в Шурика.
Список потенциальных исполнителей роли был внушительным: Виталий Соломин, Евгений Жариков, Валерий Носик, Иван Бортник, Александр Збруев, Олег Видов и еще несколько артистов. Велись переговоры даже с Андреем Мироновым. Но режиссера ни один из них не устроил, а устроил молодой актер Александр Демьяненко, работавший тогда в Ленинграде.
27 июля 1964 года на "Мосфильме" прошел первый съемочный день: снимали сцену "Во дворе милиции", в которой "гражданам алкоголикам, хулиганам, тунеядцам" раздают наряды.
Кстати, Гайдай адаптировал для этого эпизода (а также для финального эпизода новеллы, который происходит в том же дворе) случай из собственной биографии. Когда в часть, где он служил в 1942 году, приехал военком, будущий мастер советской комедии вызывался вступить во все виды войск, которые тот перечислял. Тогда военком осадил его: "Да подождите вы, Гайдай! Дайте огласить весь список".
Многие юмористические сцены рождались на съемках случайно. Так, трагическую нотку в эпизоде с фехтованием придумал сам режиссер: драка выглядела уж очень академично, поэтому было решено изобразить кроваво-винную рану, когда Шурик проткнул Балбеса шпагой.
А вот эпизод со скелетом – чистая импровизация. На восьмом дубле Юрий Никулин решил засунуть палец между приоткрытыми челюстями скелета, и те внезапно захлопнулись. Получилось настолько смешно, что эпизод сохранили в ленте.
"Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" (1967)
Сюжет следующего фильма о Шурике известен, конечно, всем: на летних каникулах студент отправляется в этнографическую экспедицию на Кавказ собирать местный фольклор и становится невольным соучастником похищения спортсменки, комсомолки и просто красавицы Нины.
Ее сыграла никому неизвестная артистка Наталья Варлей, которая прошла кастинг и обошла пятьсот других кандидаток, потому что оказалась единственной, кто на пробах без лишних разговоров быстро переоделась в купальник. Для советской актрисы такая раскрепощенность была делом неслыханным.
Сама Наталья потом удивлялась: дескать, что в этом такого смелого, ведь купальник практически то же самое, что и привычная для нее цирковая форма. Наталья была профессиональной акробаткой и выступала в цирке на Цветном бульваре. Между цирком и "Кавказской пленницей" Варлей успела сняться лишь в одном фильме.
Интересно, что голос Варлей в ленте не слышен: роль переозвучивала Надежда Румянцева, знаменитая киноактриса и ведущая телепрограммы "Будильник".
Популярную песенку про медведей исполняет тоже не Наталья Варлей, а певица Аида Ведищева. В народе она известна песней про лесного оленя и монументальным шлягером "Помоги мне!" из "Бриллиантовой руки".
Не имевшая профессионального опыта Варлей, по мнению режиссера, не справлялась с процессом закадровой записи голоса.
Сама Варлей признавалась, что во время премьерного показа "Кавказской пленницы" в Доме кино она была разочарована озвучкой:
"Я смотрела на себя на экране, говорящую совсем не юным голосом и поющую чужим, взрослым, с вибрато в припевах, голосом, и мне становилось плохо, потому что я физически ощущала, что нарушена гармония, три компонента не соединяются воедино".
Но не только Варлей сталкивалась с трудностями во время съемок "Кавказской пленницы". Были они и у заядлого трезвенника Георгия Вицина. Дело в том, что за каждый придуманный актерами комедийный трюк Гайдай выдавал гонорар – бутылку шампанского. Все, конечно, очень старались.
Юрий Никулин, к примеру, организовал трюк в эпизоде, где его герой лежит под одеялом и запросто чешет пятерней свою пятку: для этого понадобилось спрятать под одеялом человека, страдающего дварфизмом (карликовостью). Артисту об этом трюке рассказала одна цирковая актриса. Никулин рассказ запомнил и все ждал случая, чтобы вставить его в комедию.
В общей сложности Никулин заработал на съемках 24 бутылки, Евгений Моргунов – 18, а Георгий Вицин – одну, непьющему актеру больше и не надо было, хотя придумал Вицин как раз очень много.
Трезвый образ жизни артиста вообще доставлял немало хлопот: в легендарной сцене "Жить хорошо!" он отказывался пить пиво и требовал налить вместо этого настой шиповника. У настоя не оказалось пены, что выдавало в кадре подделку. В итоге Вицина все же уговорили выпить одну кружку настоящего пива.
"Бриллиантовая рука" (1969)
Драматурги Яков Костюковский и Морис Слободский придумали сценарий фильма после прочтения нескольких статей о контрабандистах. В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза: швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе на руке.
Сценаристы написали историю о Семене Семеновиче Горбункове, который в заграничном туре случайно попал в центр махинации контрабандистов. Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и бриллианты решили тайно ввозить.
Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над "Операцией "Ы" и "Кавказской пленницей", поэтому сценарную заявку писали сразу "под Гайдая", который стал не только режиссером, но и соавтором сценария.
Андрей Миронов сам пришел пробоваться на роль Геши Козодоева, так как он напомнил ему Фигаро – роль, которую артист недавно начал играть в театре. Пробы Миронов прошел блестяще, но на съемках у него неожиданно возникли напряженные отношения с Нонной Мордюковой.
Их сцены редко пересекались, но актеры и так старались лишний раз не общаться: Мордюкова презрительно называла Миронова "маменькиным сынком", а он в свою очередь во всеуслышание указывал ей на все случайные промахи на съемочной площадке.
Во время съемок удалось воплотить многое из задуманного. Так, иностранная речь, на которой говорят и контрабандисты, и девушка легкого поведения – тарабарщина, придуманная Леонидом Гайдаем и Леонидом Каневским. Слово "мордюк" было посвящено Нонне Мордюковой, "березина команит" – жене Каневского Анне Березиной.
Девушку легкого поведения, чье "цигель-цигель, ай-лю-лю" помнят все, сыграла Виктория Островская. Она работала диспетчером автобазы и о кино даже не думала, но попалась на глаза помощнице режиссера, и та пригласила сыграть крошечный эпизод – привлекла внимание эффектная внешность Виктории. Актрисой Островская не стала, снялась в двух фильмах и больше на экране не появлялась.
Сцену с рыбалкой снимали очень долго, и Анатолию Папанову пришлось сидеть в воде температурой не выше +8 градусов. Когда по вине оператора был испорчен очередной дубль, Папанов высунулся из воды и весьма экспрессивно крикнул: "Идиот!" Это сняли случайно, но Гайдаю очень понравилась реакция актера, и он решил вставить эпизод в картину.
"12 стульев" (1971)
Леонид Гайдай мечтал экранизировать роман Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев", но когда он обратился в Госкино, то узнал, что с таким фильмом уже заявился Георгий Данелия. Расстроенный режиссер уже было готовился распрощаться с мечтой, но неожиданно Данелия отказался от экранизации: он перегорел идеей и подарил фильм Гайдаю.
Подбор актеров режиссер начал с Кисы Воробьянинова. Основными кандидатами были Ростислав Плятт, Анатолий Папанов, Сергей Филиппов и Юрий Никулин, но Гайдай не мог определиться около года. Когда он в конце концов позвонил Сергею Филиппову, чтобы сказать, что тот утвержден: оказалось, что у актера поменялись обстоятельства. Ему поставили онкологический диагноз, врачи давали мрачные прогнозы, а от отчаяния Филиппов запил…
Ситуация была серьезной, но Филиппов очень хотел работать, а Гайдай – снимать именно его. В процессе съемок стало понятно, что работа буквально придает артисту силы. Филиппов настроился на борьбу, ему сделали операцию, и потом он снялся у Гайдая еще в семи картинах.
О пробах на роль Остапа на "Мосфильме" долгое время ходили легенды. Мало на какую роль претендовали более двухсот актеров, причем многие из них уже были очень известны и популярны.
После жесткого отбора остались двадцать претендентов, среди которых были Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Спартак Мишулин, Александр Белявский, Владимир Басов и даже Муслим Магомаев, который позже сам отказался от роли.
В какой-то момент Гайдай остановил свой выбор на Владимире Высоцком, но перед началом съемок актер ушел в запой. Тогда из списка претендентов был выбран Александр Белявский, но съемки пришлось прервать: оказалось, что Бендер теряется на фоне Кисы, Сергея Филиппова.
И тут режиссер узнал о малоизвестном грузинском актере Арчиле Гомиашвили, который с успехом играл Бендера в театре города Поти. Кстати, на пробах 45-летний Гомиашвили поступил как истинный Остап: сказал, что ему 35 лет.
"Иван Васильевич меняет профессию" (1973)
В этой картине появляется старый знакомый зрителя – Шурик. Уже повзрослевший состоявшийся ученый и гениальный изобретатель. В фантастической комедии "Иван Васильевич меняет профессию" Шурик впервые обретает полное имя – Александр Сергеевич Тимофеев, предстает брюнетом, а не блондином.
Как вспоминал актер Александр Демьяненко, перекрашивать от природы темные волосы для первых двух фильмов было для него настоящим наказанием – тогдашние красители сжигали кожу до волдырей.
Новый фильм Гайдая, как и предыдущие, имел оглушительный успех, "Иван Васильевич" стал лидером проката 1973 года. Правда, Шурик отходит в этой картине на второй план, уступая сцену управдому Ивану Васильевичу Бунше (его играет Юрий Яковлев), вору Жоржу Милославскому (в исполнении Леонида Куравлева) и их приключениям при дворе Ивана Грозного.
Полноправной героиней фильма стала Москва. Живут Шурик, Зина, супруги Бунша и стоматолог Шпак в доме на Новокузнецкой улице, но у зрителя все время создается впечатление, будто дом находится на Новом Арбате (тогда – проспект Калинина).
В сцене, где Иван Грозный выходит на балкон и любуется Москвой, видна панорама Москвы-реки, начало Кутузовского проспекта и Новоарбатский мост. А когда царь в следующий раз выходит на тот же балкон, видны знаменитые дома-книжки. Магазин радиотоваров, в который Шурик бежит за транзисторами, находится на Новокузнецкой улице. Столичных локаций в фильме не так много, потому что всю старую Москву снимали в Ростовском кремле.
Известно, что цензура потребовала переозвучить некоторые эпизоды. В сцене застолья ответ на вопрос: "А кто платить будет?" – "Народ, батюшка…"; заменили на: "Во всяком случае, не мы". В сцене допроса место жительства Ивана Грозного "Москва, Кремль" заменили на "В палатах". Бунша в образе царя в оригинале говорил шведскому послу "Мир, дружба", а после переозвучки – "Гитлер капут". Сильно сократили пребывание царя в квартире Тимофеева: по непонятной причине потребовали убрать эпизод, где царь жарит на кухне котлеты, и вырезали линию Жоржа Милославского.
И еще один любопытный факт: песня "А не сильная туча затучилася…", которую в фильме поют гусляры, – исторический памятник русской литературы. Она называется "Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году" и была написана в конце XVI – начале XVII века после Молодинской битвы с крымскими татарами и турками на подступах к Москве.
"Спортлото-82" (1982)
Сценарий к фильму Леонид Гайдай написал в соавторстве с поэтом и драматургом Владленом Бахновым. Фильм был заказной: популярность гослотереи "Спортлото" после Олимпиады-80 пошла на спад, и с этим надо было срочно что-то делать.
Ответственное задание поручили одному из самых лучших комедиографов советского кино. Критики и коллеги комедию приняли прохладно: в ней увидели длинный рекламный ролик лотереи, а вот зрители не только сделали "Спортлото-82" лидером проката, но и вдвое подняли продажи лотерейных билетов.
На роль Тани Гайдай планировал пригласить Ларису Удовиченко, но худсовет отверг ее кандидатуру и пришлось устраивать пробы. В результате утвердили студентку четвертого курса училища им. Щепкина, начинающую актрису Светлану Аманову.
На пробы она пришла брюнеткой, перед съемками ей пришлось кардинально сменить цвет волос и в процессе работы актриса не расставалась с перекисью водорода.
Лариса Удовиченко все равно приняла участие в работе над фильмом, пусть и не в кадре: она озвучила секретаршу директора турбазы в исполнении Луизы Мосендз. Актрису утвердили в последний момент, и для нее это была первая роль в кино.
Режиссер хотел взять Михаила Боярского на роль Степана, а Михаила Пуговкина планировал утвердить вместо Борислава Брондукова на роль директора турбазы. Но в результате Пуговкин стал колоритным спекулянтом Сан Санычем, и Боярский с ним в паре не смотрелся. Зато в фильме прозвучала песня в исполнении Боярского "За удачей спешим".
Михаил Пуговкин рассказывал, что на съемках сцен "пытки" Степана апельсинами, когда герою Михаила Кокшенова предстояло съесть несколько килограммов, был всего один настоящий фрукт, а остальные – бутафорские. В продаже апельсины найти не удалось и пришлось идти на хитрость: один апельсин растянули на всю сцену.
Интересно, что все события фильма закручиваются вокруг перепутанных книжек Гениана Зеленого "Смертельное убийство", которыми зачитывались попутчики. Это был намек на очень популярного в то время писателя детективов Юлиана Семенова, книги которого были настоящими советскими бестселлерами.