window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
14 октября 2022, 09:52

Почему Феликса Дзержинского прозвали "Железным"

Следите за нашими новостями
в удобном формате
До Февральской революции жизнь Дзержинского была чередой ссылок и побегов. В общей сложности он провел в тюрьмах 11 лет.
Фото: © ТАСС

В ноябре 1901 года молодая полька Альдона Булгак получила письмо от своего младшего брата. 

"Я хотел бы обнять своей любовью все человечество, согреть его и очистить от грязи современной жизни…", – эти строчки своей сестре, сидя в Седлецкой тюрьме, написал Феликс Эдмундович Дзержинский. Через пять лет ему предстояло познакомиться с Лениным. А в 1917 году возглавить ВЧК и стать карающим мечом революции. Как романтичный и пылкий юноша стал Железным Феликсом? За что подписал смертный приговор родному брату? И почему ни одному работнику советских спецслужб так и не вручили орден Дзержинского? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Счастливое имя

По легенде, прозвище "Железный Феликс" Дзержинский получил не только за волевые качества. В 1918 году то ли анархисты, то ли эсеры бросили в окно его кабинета гранату.

"Если верить этой версии, Феликс оказался не промах, был начеку и тут же спрятался в огромный, встроенный в стену металлический сейф. Бомба сработала, но бронированная дверь сохранила Феликсу жизнь. Так оно было или нет, по крайней мере, выглядит красиво", – рассказал историк Дмитрий Жуков.

С именем Феликс тоже связана любопытная история. В переводе с латыни оно означает "счастливый". Будущий глава ВЧК появился на свет в 1877 году в родовом поместье Дзержиново Виленской губернии, в шляхетской семье. Он был шестым ребенком из девяти. Его мать Хелена, будучи на сносях, якобы упала в открытый погреб, что спровоцировало преждевременные роды. На удивление, мальчик родился здоровым – за это его и нарекли Феликсом.

Фото: © Скриншот видео

Революционер-подпольщик

В десять лет Феликс поступил в престижную Виленскую гимназию. В свое время ее закончили Петр Столыпин и польский маршал Юзеф Пилсудский. Учился Дзержинский неважно: он два года просидел в первом классе, потому что плохо знал русский. Единственный предмет, в котором блистал будущий "меч революции", это Закон Божий. В детстве Феликс был очень религиозен и мечтал поступить в римско-католическую духовную семинарию. Но в 16 лет Дзержинский увлекся трудами Канта, Гегеля, Дарвина и Тимирязева, а через год вступил в социал-демократический кружок. Так ревностный католик превратился в столь же страстного атеиста и профессионального революционера-подпольщика. Это тоже наложило отпечаток на его характер.

"Кто такой подпольщик? Это человек, который вынужден скрываться, врать и чудовищно подозревать всех окружающих, потому что любой из них может оказаться полицейским, информатором и сдать его. И эти люди-подпольщики, и Феликс Эдмундович в их числе, оказались потом у власти в России. Мы удивляемся, почему они себя так вели, почему они никому не верили, почему начали уничтожать людей, которые были рядом с ними. Они были в этом воспитаны", – рассказал эксперт.

Фото: © Скриншот видео

Череда ссылок и побегов

В 1897 году Дзержинский по заданию партии отправился в литовский город Ковно, нынешний Каунас. Революционер издавал газету и проводил митинги. Вскоре его арестовали по доносу, а через год сослали в Вятскую губернию. Там Феликс познакомился с ссыльной Маргаритой Николаевой и влюбился. Дзержинского испугала эта страсть, он боялся стать заложником "зверского чувства", ведь его настоящей невестой была революция.

"У людей этого склада, профессиональных революционеров, фанатиков, с женским полом всегда какие-то весьма своеобразные складываются отношения. Оно и понятно, потому что действительно адреналин в их жизнь привносит нечто другое", – считает историк.

Долго бороться с собой Феликсу не пришлось: за пропаганду среди рабочих его сослали дальше на север – в село Кайгородское. Летом Дзержинский сбежал оттуда на лодке, добрался до Варшавы, но через полгода снова загремел в тюрьму. Вплоть до Февральской революции жизнь Дзержинского была чередой тюрем, ссылок и побегов. Его арестовывали шесть раз.

Фото: © Скриншот видео

После очередного побега Дзержинский три года провел за границей: в Германии и Швейцарии. Для него это было золотое время – на берегу Женевского озера Феликс поправил здоровье, подорванное в тюрьмах. Он жил в лучших отелях, обедал в дорогих ресторанах и одевался как щеголь.

"Никто из вождей большевиков или социал-демократии Польши и Литвы на самом деле не был бедняком. Все эти люди были или дворянами, как Феликс Эдмундович и Владимир Ильич, или принадлежали к достаточно такому привилегированному кругу. Естественно, они привыкли к определенному и неплохому образу жизни, и когда оказывались в эмиграции, тоже там вовсе не голодали и не страдали", – рассказал эксперт.

Семейная жизнь Дзержинского

Феликс сам писал старшей сестре Альдоне, что ему чужд аскетизм, но судьба не оставила ему выбора. В общей сложности Дзержинский провел в тюрьмах одиннадцать лет. В 1909 году его лишили потомственного дворянства и приговорили к пожизненному поселению в Сибири. Но не тут-то было: бунтарь Феликс сбежал на Капри к Максиму Горькому, затем перебрался в Краков и женился. Избранницей Дзержинского стала подпольщица Софья Мушкат.

Фото: © Скриншот видео

"Все-таки Софья Мушкат была такая же, как и он, – профессиональная революционерка. И руководствовалась примерно теми же принципами, идеями, лозунгами, что и сам Феликс. Ну, в общем, на этом фоне, наверное, они и сошлись", – говорит историк.

В декабре 1910 года беременная Софья в третий раз попала в тюрьму. В заключении она родила сына – Яна Феликсовича. Ребенка Мушкат отдала на воспитание родственникам, но при первой же возможности Софья сбежала из ссылки и поселилась с сыном в Швейцарии. Дзержинский увиделся с семьей только после революции, в октябре 1918 года. Ленин помог ему попасть в Швейцарию по поддельным документам на имя Феликса Доманского. Семилетний Ян боялся и сторонился отца, наладить отношения с ребенком Дзержинский так и не успел.

Как Феликс едва не казнил своего брата

Уже через месяц он вернулся в Москву и продолжил беспощадную борьбу с врагами революции на посту председателя ВЧК.

"Действительно, он делал это со все возраставшей жестокостью, потому что он, безусловно, был фанатиком, рыцарем революции. К слову, ВЧК начинало свою историю всего лишь с 30 человек. Ровно через год там служили уже 30 000 человек", – отметил историк.

Фото: © Скриншот видео

Дзержинскому приписывают фразу: "отсутствие судимости – это не ваша заслуга, а наша недоработка!". По слухам, однажды "железный Феликс" едва не казнил младшего брата. Доктор медицины Владислав Дзержинский не принял революцию, осуждал большевиков и попал в расстрельный список, который лично подписал Феликс Эдмундович. Дзержинского-младшего вычеркнул Ленин и посоветовал председателю ВЧК "больше работать с семьей". Пожалуй, единственным другом Дзержинского была сестра Альдона. В своих письмах он доверял ей самые сокровенные мысли и терзания.

Изнурительный труд

В работе Дзержинский действительно был "железным Феликсом". В начале двадцатых он руководил почти всеми подразделениями ВЧК, одновременно был Наркомом внутренних дел, председателем Комитета обороны Москвы и Комитета общей трудовой повинности. Несмотря на туберкулез и сердечную недостаточность, он работал на износ – по 18 часов в сутки, часто ночевал в кабинете. В 1924 году Феликс Эдмундович стал председателем Высшего совета народного хозяйства, выступил против государственной монополии и поддержал новую экономическую политику.

Фото: © Скриншот видео

"До определенного момента он был троцкистом. Военный коммунизм, введение трудовой повинности. А в какой-то момент, когда он действительно понял, что все идет из рук вон плохо, он изменил свою точку зрения. И именно идея о введении НЭПа помогла большевикам сохранить эту власть", – говорит историк.

Почему нет ордена имени Дзержинского

Но победить советскую бюрократическую машину было не по силам даже "Железному Феликсу". Дзержинский выступил 20 июля 1926 года на пленуме ЦК с разгромным двухчасовым докладом о состоянии экономики и просчетах партийного руководства. Это была его последняя речь. 

"Он ведь умер после пленума ЦК, на котором он так говорил, как уже никто не говорил, и он искренне весь был разорван этими чувствами и эмоциями, которые его обуревали. Видимо, у него было состояние тяжелой депрессии, и это эмоциональное выступление вызвало у него сердечный приступ", – полагает эксперт.

Фото: © Скриншот видео

Железный Феликс умер в тот же день в своей квартире. Ему было 48 лет. В память о Дзержинском называли советские заводы, институты, улицы и даже города. А вот попытка создать орден в его честь, провалилась. По легенде, в 1932 году новый председатель ОГПУ Вячеслав Менжинский предложил Сталину учредить награду имени Дзержинского за особые заслуги в борьбе с контрреволюцией. Проект уже был готов на бумаге, но вождь недолюбливал "железного Феликса" и отказал. 

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1033338 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1033338')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1033338", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1033338', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1033338(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1033338(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })