в удобном формате
С момента окончания Второй мировой войны прошло 77 лет, однако не все споры по ее итогам можно считать полностью урегулированными. Российско-японские отношения здесь выделяются особо – из-за проблемы заключения мирного договора, который включал бы в себя решение вопроса о пограничном размежевании. Так называемая проблема Курильских островов заключается в нежелании Японии признавать итоги войны, в результате которой Южные Курильские острова (Итуруп, Кунашир, Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды) перешли под контроль СССР. Об истории вопроса – в материале РЕН ТВ.
География и история
Курильский архипелаг – это цепь островов между Камчаткой и островом Хоккайдо. Изначально они были населены племенами айнов. Первая информация о Курилах была получена японцами во время экспедиции 1635–1637 годов, в 1643 году острова обследовали голландцы во главе с Мартином де Фризом.
Первая российская экспедиция Владимира Атласова достигла северной части гряды в 1697 году. В 1745 большая часть Курильских островов была нанесена на карту. В 1786 году указом Екатерины II Курильский архипелаг был включен в состав Российской империи.
Параллельно с освоением Курил Россией шло продвижение японцев на Северные Курилы. Отражая японский натиск, Россия в 1795 году построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп. К 1804 году на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных – Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.
Договоры между Японией и Россией
В 1855 году был подписан первый русско-японский договор – Симодский трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами и открыл для российских судов три японских порта. По договору к Японии отошли Итуруп, Кунашир и острова Малой Курильской гряды, а северная часть Курил осталась под контролем России.
Сахалин был объявлен совместным владением – "неразделенной" территорией. Однако двоевластие на Сахалине приводило к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками. Противоречия сторон были разрешены в 1875 году с подписанием Санкт-Петербургского договора об обмене территориями. В соответствии с ним Россия передала Японии все Курильские острова, а Япония отказалась от претензий на Сахалин.
5 сентября 1905 года по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому во владение Японии перешла часть Сахалина к югу от 50-й параллели.
Обязательства Японии после Второй мировой войны
На завершающем этапе войны в Европе на Ялтинской конференции лидеры государств антигитлеровской коалиции выработали совместный план войны с Японией. Тогда же было решено, что после поражения императорской армии к СССР отойдут все острова Курильской гряды ("Крымское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока" было принято 11 февраля 1945 года).
5 апреля 1945 года СССР объявил о денонсации советско-японского Пакта о нейтралитете от 1941 года. 9 августа советская армия начала военную кампанию на Дальнем Востоке. Ее частью была Курильская десантная операция, в результате которой все острова были освобождены.
После поражения в войне Япония 2 сентября 1945 года подписала Акт безоговорочной капитуляции и приняла условия Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года. Японский суверенитет по решению союзников был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага.
Все Курильские острова указом Президиума Верховного Совета СССР 2 февраля 1946 года были включены в состав Советского Союза. В течение трех лет большая часть японского населения была депортирована на Хоккайдо.
Почему СССР не подписал мирный договор в 1951 году
В 1951 году США и Великобритания выступили с инициативой подписания мирного договора с Японией, который подвел бы черту под прошлым. С 1945 года изменилось многое: между вчерашними союзниками шла холодная война, в которой Вашингтон рассматривал Японию уже не как врага, а как важного партнера в Азии.
Конференция по подписанию мирного договора открылась 4 сентября 1951 года в Сан-Франциско. Договор прекращал состояние войны между подписавшими его союзниками и Японией, закреплял порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам. Проблема заключалась в том, что речь не шла о коллективной выработке документа: участникам предлагалось подписать договор, ранее разработанный американцами и британцами.
Советская делегация вместе с первым заместителем главы МИД СССР Андреем Громыко в Сан-Франциско приехала. Но подписывать договор в подобном виде не собиралась, а воспользовалась случаем, чтобы объявить о своей позиции.
Громыко, выступая на конференции, особо отметил, что в предлагаемом для подписания договоре нет четких указаний на то, что Южный Сахалин и Курильские острова перешли под суверенитет СССР – в соответствии с решениями Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года:
"Пытаясь грубо нарушить суверенные права Советского Союза в отношении Южного Сахалина с прилегающими к нему островами и Курильских островов, уже в настоящее время находящихся под суверенитетом Советского Союза, проект также ограничивается лишь упоминанием об отказе Японии от прав, правооснований и претензий на эти территорий, умалчивая об исторической принадлежности этих территорий и о бесспорной обязанности Японии признать суверенитет Советского Союза на эти части территории СССР. Мы уже не говорим, что, внося такого рода предложения по территориальным вопросам, США и Великобритания, подписавшие в свое время Каирскую и Потсдамскую декларации, а также Ялтинское соглашение, стали на путь грубейших нарушений обязательств, принятых на себя по этим международным соглашениям".
Документ, предложенный к подписанию в Сан-Франциско, иногда называют сепаратным миром: США и Великобритания оформляли договор в своих интересах, фактически освобождая Японию от обязательств перед Китаем, КНДР, СССР и Вьетнамом. При этом Япония за такую услугу становилась военной базой Соединенных Штатов.
Совместная декларация 1956 года
После провала переговоров в Сан-Франциско СССР и Япония пытались выработать мирный договор в ходе двусторонних консультаций. 19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений.
В 9-й статье документа советское правительство согласилось передать Японии острова Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды (в Японии их называют Хабомаи), с условием, что фактический их переход под контроль Японии будет произведен после заключения мирного договора. Декларация была ратифицирована обоими государствами 8 декабря 1956 года.
Однако в ответ на заключение в 1960 году японо-американского договора безопасности СССР аннулировал обязательства по передаче островов. В памятной записке советского правительства от 27 января 1960 года говорится, что эти острова будут переданы Японии только при условии вывода всех иностранных войск с ее территории.
Признание территориальной проблемы
В годы холодной войны Москва официально не признавала существование территориальной проблемы, а Токио придерживался "принципа нераздельности политики и экономики", который предполагал, что Япония не будет осуществлять крупномасштабное торгово-экономическое сотрудничество с СССР до тех пор, пока не получит уступок в споре вокруг островов.
Признание советской стороной наличия территориальной проблемы произошло в апреле 1991 года во время официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева.
Сложности переговорного процесса
После распада СССР начался новый этап в российско-японских отношениях. В октябре 1993 года состоялся официальный визит в Японию президента России Бориса Ельцина. В ходе переговоров 13 октября была подписана Токийская декларация, в которой говорилось о необходимости "преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого" и "скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса", чтобы таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения.
В последующие годы руководители России и Японии неоднократно возвращались к вопросу мирного договора и территориальной проблеме, но безрезультатно, так как позиции сторон диаметрально противоположны.
Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление.
По Совместной декларации 1956 года оговаривалась передача Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. Именно разграничение статуса двух пар островов в этом документе, как считают эксперты, и создало основные сложности для всего переговорного процесса на протяжении последующих нескольких десятков лет.
Российско-японские переговоры в XXI веке
Идея передачи Японии сначала двух островов, как это оговорено в декларации 1956 года, обсуждалась на встрече лидеров России и Японии Владимира Путина и Есиро Мори в 2001 году, но с приходом к власти Дзюнъитиро Коидзуми идею отложили.
В середине октября 2016 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что предлагает президенту Владимиру Путину взять на себя ответственность и совместно продвигать переговоры для решения вопроса мирного договора.
В ходе визита президента России в Японию в декабре 2016 года лидеры согласовали заявления о начале переговоров по налаживанию на Южных Курильских островах совместной хозяйственной деятельности. Владимир Путин отметил, что такое сотрудничество будет способствовать созданию благоприятной атмосферы для продолжения переговоров по заключению мирного договора.
В феврале 2017 года при МИД Японии был создан совет по совместной экономической деятельности. Осуществление совместных проектов рассматривалось по таким направлениям, как марикультура, тепличное хозяйство, туризм, ветроэнергетика и переработка мусора. Согласно договоренности эта деятельность не должна нарушать юридические позиции обеих стран. Состоялись несколько бизнес-миссий на Южные Курилы.
12 сентября 2018 года президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума, предложил Японии заключить мирный договор до конца года без всяких дополнительных условий. Он предложил прописать в тексте документа желание Москвы и Токио урегулировать споры по территориальному вопросу.
В ноябре по итогам встречи на полях саммита АСЕАН японский премьер Синдзо Абэ объявил о договоренности ускорить переговорный процесс по мирному договору на основе Совместной советско-японский декларации 1956 года.
В декабре на переговорах в Буэнос-Айресе Путин и Абэ договорились создать новый механизм переговоров по мирному договору под кураторством глав МИД двух стран.
Состоялись несколько раундов переговоров на уровне министров иностранных дел и профильные консультации заместителей министров иностранных дел, которые показали сохранение существенных расхождений в позициях сторон.
В январе 2022 года министр иностранных дел Сергей Лавров, выступая с итогами деятельности российской дипломатии в 2021 году, заявил, что российская сторона передала японским коллегам проект статей мирного договора.
Отказ от продолжения переговоров
Весной 2022 года после начала специальной военной операции на Украине многие западные страны объявили о масштабных экономических санкциях против России, в первую очередь против банковского сектора и поставок высокотехнологичной продукции. Япония также ввела несколько пакетов ограничений. Они коснулись десятков официальных лиц и компаний, а также экспорта товаров. Кроме этого, 16 марта премьер-министр Фумио Кисида объявил об исключении России из режима наибольшего благоприятствования в торговле.
21 марта в российском МИД объявили, что Москва в качестве ответной меры на недружественные шаги Токио отказывается от продолжения переговоров по мирному договору, прекращает безвизовые поездки граждан Японии на южные Курильские острова и выходит из диалога о налаживании совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах.
Как подчеркнули в дипломатическом ведомстве, "вся ответственность за ущерб российско-японскому взаимодействию" лежит на Токио, который сознательно выбрал "антироссийский курс вместо развития взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства".