в удобном формате
В конце мая 2022 года участники экспедиции "Тайны Каменной Старухи", организованной региональным отделением Русского географического общества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, сделали необычное предположение: древний гранитный идол в хвойном бору на горе Полуденная, известный также как Каменная баба, может оказаться легендарной Золотой бабой – предметом многовекового поклонения жителей Сибири и героиней старинных легенд. За статуей богини, будто бы отлитой из золота, охотились средневековые искатели приключений и сибирские первопроходцы. О древних идолах, священных для ханты и манси, – в материале РЕН ТВ.
Кто первым рассказал о Золотой бабе
О местонахождении святилища Золотой бабы впервые упоминается в скандинавской саге о походе викинга Торира Хунда в Биармию – историческую область на севере Восточной Европы, в которой жили предки ханты и манси. Золотую бабу они называли Юмалой.
"Храм высшего божества биармов находился в дремучем лесу. Туда-то викинги и задумали пробраться, чтобы захватить хранящиеся там сокровища. Наконец они добрались до изображения Юмалы. Шею биармийского бога украшала золотая цепь".
В тот раз викинги были с позором изгнаны из святилища его сторожами.
Около 1420 года немецкий хронист Ульрих фон Рихенталь в своей "Хронике Констанцского собора" упоминает "лежащий за Русью" некий город "у Золотой старухи", жители которого "поклоняются Золотой старой бабе".
Более подробные известия о Золотой бабе, или Золотой старухе, появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти довольно противоречивы: в одних идол перемещается за Вятку, в других Золотая баба находится уже вблизи устья Оби, в Обдорском княжестве.
В описаниях идола в этих книгах говорится:
- о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден еще один ребенок – внук;
- о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребенком на руках;
- о позолоченном, выдолбленном изнутри и пустотелом изваянии старухи, способном издавать трубные звуки и, "подобно Дельфийскому оракулу", предсказывать будущее.
Английский дипломат и путешественник Энтони Дженкинсон в пояснительной надписи к своей "Карте Руссии, Московии и Тартарии" 1562 года сообщает:
"Золотая Старуха пользуется поклонением у обдорцев и югры. Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочевывать, и идол (удивительное дело!) дает вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются…"
Где и как Золотую бабу искали на Руси
Из русских источников впервые о поклонении Золотой бабе язычников коми рассказывает Софийская летопись 1398 года – в связи с сообщением о смерти просветителя этого народа Стефана Пермского.
До золотого идола пытались добраться новгородцы, которые в своих походах на Югру в XII–XIV веках разоряли многие языческие святилища. В непроходимой тайге Золотую бабу искали и военные отряды Ивана Грозного, и казаки Ермака Тимофеевича, покорителя Сибири.
В Сибирской летописи, повествующей о приключениях друга и соратника Ермака Богдана Брязгина, рассказывается, что о золотом идоле казакам поведал чуваш, перебежавший к ним при осаде татарского городища. В летописи Золотая баба описывается так: "богыне древней; нага с сыном на стуле сидяща; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле…". Услышав о золоте, казаки ринулись на штурм городища, взяли его, но Золотую бабу не нашли.
Остяки (ханты) из Белогорья также подтверждали, что у них ранее, до прихода русских, было "молбище большее богине древней на стуле седящая". К ее ногам, по словам остяков, они принесли и положили снятый с погибшего Ермака панцирь – подарок Ивана Грозного. Впрочем, из Белогорья Золотая баба также тайно исчезла. Ее перенесли то ли в бассейн реки Конды, то ли еще дальше, и следы божества затерялись.
Судя по карте Меркатора, где в устье Оби были нанесены слова "Zolotaja baba", некоторое время статуя находилась на полуострове Ямал, а оттуда попала в недоступные ущелья гор Путоран на Таймыре.
Около 1725 года в Кондинских болотах на границе нынешней Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа погиб Григорий Новицкий – автор первой этнографической монографии на русском языке, в которой упоминается древняя богиня. Новицкий изучал остяков, участвовал в миссионерских экспедициях митрополита Филофея по Оби и погиб при невыясненных обстоятельствах. По одной из популярных версий, Новицкий увлекся поисками Золотой бабы и слишком близко к ней подобрался.
Видимо, после этого эпизода историю статуи стали сопровождать мрачные подробности о проклятиях, которые настигнут каждого, кто попытается завладеть древним идолом.
Кто первым нашел Каменную бабу
В начале XX века появились сведения о "каменной Старухе", спрятанной на Полудённой горе. Ее обнаружили во время экспедиции тобольского купца и мецената Александра Сыромятникова. Артефакт расположен примерно в 30 километрах от поселка Согом Ханты-Мансийского района Югры – это очень труднодоступное место, но в 1963 году туда смогла добраться любительская экспедиция студентов из Свердловска. В дневниках этого похода записан рассказ местного жителя об идоле:
"Нашли ее старики. Давно. Кто ее сделал, как она туда попала – неизвестно. Стояла будто на каменном основании. Хотя и грубо обтесана, но ясно видно, что женщина. На руках ребенок маленький… Был. А сейчас нету. В 1905 году купец Сыромятников хотел увезти ее с собой, но только уронил да испохабил – куски отбил зачем-то".
Местные охотники с Каменной бабой тоже особо не церемонились: об нее точили топоры и разводили костры прямо у подножия статуи.
"Сама фигура бабы вызывает много вопросов. В лесной зоне Западной Сибири вообще нет каменных фигур со следами ручной обработки – все известные каменные бабы (менгиры) сконцентрированы в степях Сибири и относятся к тамошней традиции. В лесах нет легенд о бабах-идолах. Кроме одной – о Золотой бабе. О ней туманно писали средневековые европейские авторы, черпая информацию из третьих-четвертых уст. Речь шла об идоле или статуе с ребенком на Оби, где золото скорее указатель на статус, чем на материал. Никто эту бабу так и не нашел, весового золота тоже. А единственная баба, что стала известна, – вот эта, каменная, на Полудённой горе. Она вполне материальна", – рассказывает научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН Илья Абрамов.
Экспедиция Русского географического общества
В конце мая 2022 года к древнему гранитному артефакту отправились профессиональные археологи и этнографы. Им удалось установить точные географические координаты статуи, проложить к ней маршрут, тщательно изучить локацию с привязкой к местности, провести фото- и видеосъемку, пообщаться с хранителем идола и местными жителями.
Главное открытие экспедиции было сделано на Полудённой горе, и оно не из области этнографии, а из области геологии. На вершине холма были обнаружены выходы галечника, состоящие из различных минералов, в том числе кварца. Этот факт говорит о том, что Полудённая, вероятно, состоит из коренных горных пород и является южным останцóм Белогорского материка. Проводники из числа местных жителей рассказали о выходах на поверхность голубой глины и скальных пород. Кварц и глина – это сопутствующие признаки наличия в этой местности золота.
Так что, вполне вероятно, Каменная Старуха – это и есть одно из воплощений легендарной Золотой Бабы, предмета поклонения народов Северо-Западной Сибири и объекта поисков на протяжении многих веков. Не потому, что она сделана из благородного металла, а потому, что стоит мистический идол на древнем месторождении золота. Конечно, эта версия требует уточнения, но, похоже, ученые стали ближе к разгадке одной из главных тайн в истории Западной Сибири.
Каменная баба – это массивный валун диорита
Через два месяца, в конце июля, к Полудённой горе отправились участники другой экспедиции, организованной в рамках проекта "Легенды южных хантов: историко-краеведческое расследование". Они провели множество исследований – от археологических до геологических – и нашли кое-что интересное.
"Мы выяснили, что Каменная баба – это довольно массивный валун серого среднезернистого диорита, достаточно широко распространенного на Урале. Для этой местности такие горные породы, да еще и в виде валунов, – редкость. Наиболее вероятно, что появился он здесь в результате "выдавливания" из вмещающих отложений при механических движениях земной коры, проще говоря, камень не принесен сюда, а сам "вышел" на поверхность. Просматриваемые антропоморфные очертания бабы тоже природного происхождения, а не результат труда древнего мастера", – поясняет старший научный сотрудник Музея геологии, нефти и газа Валентина Смирнова.
Кроме этого, нашлись подтверждения слухам о попытках древних исследователей, которым посчастливилось обнаружить идола, вскрыть или расколоть камень – не исключено, что в поисках золота. Геологи увидели на статуе механические повреждения и определили их искусственное происхождение.
Древний алтарь у Каменной бабы
Еще одной находкой, подтверждающей, что местные жители совершали у каменного идола ритуалы, стал древний алтарь.
"В непосредственной близости от Каменной бабы выявлено археологизированное сооружение – круглая площадка, оконтуренная по периметру рвом. Небольшие размеры и форма сооружения позволяют предположить, что когда-то здесь было святилище. Ответ на вопрос о назначении этого сооружения и датировке может быть получен только в ходе раскопок. Однако осуществление любых земляных работ на этой территории будет считаться кощунством, так как она является священной для согомских хантов", – считает археолог, сотрудник Музея Природы и Человека Татьяна Собольникова.
Теперь задачей специалистов станет анализ полученных проб и постановка находки на учет в качестве объекта культурного наследия. Полудённая гора и сегодня является действующим святилищем для жителей ближайших деревень. Поэтому ученые ограничились только изъятием проб. Пока они не планируют ничего передавать в музеи.
Сакральное место
Этнографы отмечают, что когда-то это место особо почиталось населением обширной территории Кондинской низменности и низовий Иртыша, было для него одним из ключевых культовых мест в системе религиозных верований. Сегодня его значение значительно сузилось – оно почитается только жителями ближайшего населенного пункта. Но то, что в XXI веке его не оставляют коренные жители, ханты, и оно продолжает привлекать искателей приключений и исследователей, говорит о том, что, безусловно, это культовое место.
"То, что место считается "особым" и люди полагают, что здесь есть присутствие некоего Духа - Женщины, Старухи, который требует и приношений, и почтительного поведения, говорит о том, что религиозные чувства у местного населения активированы и что место с полным правом можно считать не просто историческим, но и продолжать относиться к нему как к духовному центру этой местности", – уточняет этнограф, сотрудник Музея Природы и Человека Наталья Тучкова.