в удобном формате
Одним из главных сериальных хитов уходящего года стал "Ход королевы". Сценаристом и режиссером выступил Скотт Фрэнк — один из самых высокооплачиваемых сценаристов Голливуда ("Вне поля зрения", "Достать коротышку", "Особое мнение"), а главную роль сыграла очаровательная Аня Тейлор-Джон ("Острые козырьки", "Сплит").
Сериал сделан по мотивам книги американского писателя Уолтера Тевиса, и, несмотря на неправдоподобность истории (молодая девушка в реальной жизни никогда не обыгрывала опытных гроссмейстеров и, судя по всемирной истории шахмат, вряд ли когда-нибудь сможет), ее неоднократно пытались экранизировать, даже Хит Леджер планировал это сделать.
В основном действие сериала происходит в 1960-х годах. Героиня оказывается в приюте, где встречает неординарного сторожа, который учит играть ее в шахматы. В этом же приюте она подсаживается на транквилизаторы, благодаря которым ей удается разыгрывать партии без шахматной доски — "под потолком", затем ее удочеряют, и молодая шахматистка начинает яркий путь на самый верх шахматного олимпа, не забывая при этом радовать свою новую маму путешествиями по миру, а также употреблять таблетки и алкоголь.
История немного фантастическая, но при этом чрезвычайно милая и драматичная. Чтобы насладиться этим сериалом, совсем необязательно уметь играть в шахматы, хотя и эта сторона показана более чем профессионально. Консультантом шахматных партий выступил Гарри Каспаров, поэтому даже современные шахматные чемпионы отозвались о сериале положительно.
Конечно, были и смешные помарки, где, например, главная героиня заявляет своей матери, что проходит свои старые партии и не видит в них слабые места — на самом же деле такого в реальности быть не может. Ну, или играющему человеку сложно не обратить внимание, что партии длятся по несколько часов, но тем не менее в сериале игроки слишком быстро думают и ходят, также актеры не совсем естественно передвигают фигуры.
Впрочем, это уже нюансы. "Ход королевы" — это ни разу не "Защита Лужина" Владимира Набокова, скорее, что-то ближе к фильму "Умница Уилл Хантинг" с Мэттом Деймоном.
Многие не полюбили этот сериал за его феминистичность, мол, как это девушка рвет взрослых мужчин за шахматной доской — не нужно нам этих сказок. И правда, девушка эта с точки зрения исторических шахматных ассоциаций очень напоминает мальчика Бобби Фишера. Некоторые еще сетовали на вредные привычки главной героини, но все эти страшные зависимости хорошо работают на сюжет и ничего с этим не поделать.
Но я хотел бы заострить свое внимание на последнем эпизоде этого сериала.
Дело в том, что по классике спортивной драмы главная героиня встречается со своим злейшим шахматным врагом и он, конечно же, русский (по фамилии Боргов). Было бы нечестно, если бы в шахматном сериале не присутствовали русские — они, как известно, лучшие в мире.
Ну и тут начинается классическая "клюква".
Шахматистка летит в Москву (в самолете стюардессы ходят в военной (!) форме), чтобы сразиться с мрачным и молчаливым Борговым (русского шахматиста играет поляк). Кстати, когда русский шахматист приезжал играть во Францию, его сопровождали чекисты, чтоб вдруг не сбежал.
Были и новые невероятно смешные находки, например, водку в советском кафе развозил маленький мальчик. Нищих стариков показали, названия на гостиницах неправильно написали. КГБ, мороз, большая и суровая тюрьма (может, Гарри Каспаров не только шахматные партии консультировал?).
Но если не брать во внимание весь этот "клюквенный компот", можно обратить внимание на то, как ведут себя русские шахматисты — умные, интеллигентные, достойно принимающие проигрыши. Интерес к умной игре в разы больше, чем в Штатах, — люди не водку в подворотнях пьют, а массово следят за шахматными баталиями — красивые имперские здания заполнены зрителями, на улице толпы народа, разыгрывающие партии в реальном времени и т.д.
Пенсионеры играют в парках — все столики и скамейки заполнены шахматными досками. Главную героиню везде узнают и любят, а в финале и вовсе возникает ощущение, что американка остается жить в СССР, просто потому что это ее страна — умная, азартная, тонкая, любвеобильная. Здесь выросли и живут самые сильные шахматисты в мире, а любой прохожий знает наизусть все ее партии. Разве ж это похоже на Штаты, где приходилось воровать шахматные журналы? И где героине запрещали играть в ее любимую игру в приюте?
Возможно, кто-то и хотел в немного фантастичную драму подлить русофобского яда, но, по мне так, получилось ровно наоборот. Подумаешь, шапки-ушанки какие-то. Мы и правда их иногда носим — теплая вещь.