в удобном формате
Леонид Парфенов на днях презентовал свой документально-исторический фильм "Русские грузины" (первую его часть) - об исторической роли грузин в российской, а позже - советской политике, культуре и науке. Сделана документалка качественно: искусная съемка, прекрасная графика, невероятные планы. Но! Всегда в таких случаях есть жирное но.
Я слежу за деятельностью Парфенова, поскольку он представляет довольно распространенный тип российской буржуазии, и представляю, что это за человек, поэтому на протяжении всего фильма ждал подвоха. И какое-то время и правда всё шло гладко.
Российская империя предстала во всей красе: и "дней александровых прекрасное начало", и слова Льва Толстого о Петре Багратионе, и сам великий полководец Петр Иванович. И Лермонтов говорит, и Чехов о военной грузинской дороге пишет, и Денис Давыдов скачет, и Александр Грибоедов за родину благородно погибает, и Парфенов на финских санках едет и обо всех так любовно рассказывает, что просто оторваться от всей этой имперской мощи невозможно.
Но тут дело доходит до других "русских грузин" - советских, которые Парфенову совсем не нравятся, и тут документалиста стало подглючивать. Он сразу же начинает с подмены. Вместо "как было" сразу появляется: не важно, как было на самом деле - важно, как я вам расскажу.
Музыка становится волнительной, интонации настороженными, а история России начинает подстилаться под политические взгляды Парфенова.
Конечно же, очень большое внимание уделяется "бандитскому" прошлому коммунистов - немалая часть бюджета ушла на постановку сцены, где Сталин, Камо и компания подрывают и грабят кортеж прямо на центральной площади Тифлиса. Понятное дело, "террористы" и "боевики" убивают всех нещадно. "О Тифлисском ограблении пишет весь мир: от "Таймс" до "Нью-Йорк Таймс", мол, страшные люди эти русские", - сообщает нам Парфенов, при этом показывая маленькую заметку в "Дэйли миррор" стоимостью полпенни (где "Таймс"-то?).
Но вот наконец эти звери, даром что грузины, взяли власть. В фильме началась черная полоса, и Парфенов начинает немножко утрировать и перевирать. Сознательно лукавит, и появляются ляпы.
Мысль у Парфенова до смешного проста. Жилы-были себе хорошие грузины в империи, а тут вдруг какие-то мерзейшие представители этой нации взяли силу после ее краха.
Ну, во-первых, эти самые "мерзейшие представители" сделали всё для сохранения империи после октября 1917-го. Именно Сталин был автором союзного договора и конституции - фактически отец-основатель СССР, то есть не просто воспользовался ситуацией, а полностью собрал страну.
А во-вторых, не надо про хороших грузин и плохих красных. Иначе придется вспомнить, что происходило в независимой Грузии до ее присоединения весной 1921 года. Как грузинское руководство за несколько недель убило и выгнало со своих земель около 40% осетинского населения (массово убивали женщин и детей). Выгоняли причем в те места, где не выжить. Или как в центре Цхинвала расстреливали или заживо хоронили лидеров осетинского народа и всё это происходило ради денег - золота, если быть точнее.
Про всё это Парфенов решил умолчать, потому что в этих историях нет Сталина. А где нет Сталина, там всё хорошо априори.
Музыка становится еще страшнее. А как иначе, ведь начинается индустриализация. "Ограбление деревни давало средства на индустриализацию", - любимая мантра всех либералов. Зажатые в советский кулак крестьяне пускают кровь. Вождь требует, чтобы все отрасли возникли разом - ужас! Ну и как тут не сказать про главу наркомата - апостола индустриализации Серго Орджоникидзе (графика: демонические глаза, пар из ноздрей и т.д.). Во-первых, конечно же, он дал там кому-то по лицу в Грузии, когда отстаивал Советский Союз, и грузины его своим считать перестали. Кстати, из фильма становится ясно, что нормальные грузины красных собак вообще своими не считали и ненавидели их.
По фактуре - так оно, в общем, и было, но, разумеется, никто никого не ненавидел. Грузины вообще всех своих знаменитостей берегут, чтят и показывают приезжим. Но затем Парфенов Орджоникидзе намеренно потерял - вроде один из главных героев фильма, а взял и пропал. Настоящий дьявол - отстроил всю тяжелую промышленность и умер в 1937-м. Парфенов еще взялся перечислять, сколько его именем названо заводов и предприятий, которые (повторился) сделаны были силами крестьян и за счет крестьян.
Про Берию тоже забывать нельзя. Надо, чтобы самые злобные тираны держались вместе.
Лаврентий работал главой НКВД до 1945 года, а потом после смерти Сталина в 1953-м (три месяца). Но Парфенов, который не может этого не знать, говорит сначала про самого "долгого министра", а потом про 15 лет Лаврентия рядом со Сталиным (до его смерти). И получается, что он непрерывно с 1938 года возглавлял ЧК. Парфенов хочет "главного исполнителя репрессий" подольше подержать на посту, чтобы пострашнее было, покровавее.
Затем, само собой, речь заходит о дружбе с Германией ("Сильнее непримиримости фашизма и коммунизма - имперский инстинкт") и, как следствие, о снятии с проката "Александра Невского". История про то, как немецкие псы-крестоносцы взяли Псков, а затем их разгромили новгородцы во главе с Александром Невским, теперь не актуальна, поэтому лицемерная и лживая власть во главе со Сталиным меняет этот фильм на оперу "Иван Сусанин", потому что там враги - поляки.
На интересных моментах заостряет свое внимание господин Парфенов. Так он дает максимально "объективную" картинку эпохи и русских грузин в ней.
Конечно же, он не будет уточнять, что на самом деле на фильм "Александр Невский" запрета не было. В столичных городах прокат понемногу свернули, да, но так он и шел уже больше года. А в провинции фильм смотрели как ни в чем не бывало. Более того, весной 1941-го, когда русские и немцы боятся обоюдных провокаций и пр., Эйзенштейн, Черкасов и Абрикосов (режиссер и исполнители ролей Александра Невского и Гаврило Олексича. - Прим. ред.) получают Сталинскую премию первой степени.
Естественно, никаких официальных документов о запрете "Александра Невского" документалист Парфенов не приводит, просто-напросто потому что их нет.
И там всё так. Тут музыку громче сделал, там рога нарисовал, тут немного соврал, а там приукрасил, и получился такой миленький фильм про прекрасную, замечательную, светлую Российскую империю и отвратительный, гнусный и кровожадный Советский Союз. Всё честно и исторически выверено, ага. Какое же невыносимое светлое будущее нас ждет, в котором детки будут знать историю по книгам Акунина, фильмам Парфенова, песням Макаревича и блогам Дудя.
Забавный момент. Леонид Парфенов в очередном эмоциональном наговоре обвинял СССР в том, что этот проклятый режим отрицал и искоренял напрочь всю эпоху, что была до него.
А вы чем занимаетесь, Леонид? Не тем же самым?