От Марины Цветаевой до поэзии сражающегося Донбасса
в удобном формате
Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
8 октября — это лишний повод вспомнить о великой русской поэтессе Марине Цветаевой. В этот день 1892 года она родилась.
Основные сборники поэтессы — "Версты" (1921), изданное в 1923 году "Ремесло", "После России" (1928). Ею была создана также в 1925 году сатирическая поэма под названием "Крысолов", а в следующем году — "Поэма конца".
Один из самых искренних и ритмически разнообразных поэтов, со своей кардинальной постановкой вопроса, с трагической мыслью, которую она всегда доводила до конца, с великолепной афористичностью, с уникальной звукописью.
Если бы не глагольные окончания, никому бы не пришло в голову, что эти стихотворения написала женщина.
Женщина с какой-то невероятно трагичной судьбой, которая постоянно становится предметом изучения для историков и искусствоведов. Многие повороты её жизни вызывают массу вопросов и сегодня. Кто-то говорит, что она была чудовищем как человек, кто-то тычет в мужа шпиона, кто-то — в Софию Парнок.
Поэт-самоубийца — как это по-русски.
В любом случае свои катастрофы она облекла в гениальные стихотворения.
Иосиф Бродский считал Цветаеву первым поэтом ХХ века, и я хотел бы показать вам его диалог с Соломоном Волковым из книги "Диалоги с Иосифом Бродским":
СВ: Странная вещь приключилась с русской поэзией. Сто лет или около того — от Каролины Павловой до Мирры Лохвицкой — женщины составляли в ней маргинальную часть. И вдруг сразу два таких Дарования, как Цветаева и Ахматова, стоящие в ряду с гигантами мировой поэзии!
ИБ: Может быть, тут нет никакой связи со временем. А может быть, и есть. Дело в том, что женщины более чутки к этическим нарушениям, к психической и интеллектуальной безнравственности. А эта поголовная аморалка есть именно то, что XX век нам предложил в избытке. И я вот что еще скажу. Мужчина по своей биологической роли — приспособленец, да? Простой житейский пример. Муж приходит с работы домой, приводит с собой начальника. Они обедают, потом начальник уходит. Жена мужу говорит: "Как ты мог этого мерзавца привести ко мне в дом?" А дом, между прочим, содержится на деньги, которые этот самый мерзавец мужу и выдает. "Ко мне в дом!" Женщина стоит на этической позиции, потому что может себе это позволить. У мужчин другая цель, поэтому они на многое закрывают глаза. Когда на самом-то деле итогом существования должна быть этическая позиция, этическая оценка. И у женщин дело с этим обстоит гораздо лучше.
И тут мне хочется обратить внимание на недавний ренессанс русской (и — главное — женской) поэзии на Донбассе, причем в очень цветаевских настроениях и категориях. Тот случай, когда женщины вышли вперёд и начали наматывать рифмы на боль, которая их окружает и находится непосредственно внутри, при этом обгоняя в поэтическом смысле мужчин.
В поэтическом сборнике "Я — израненная земля", в котором отражены крымская весна и донбасская война, мы можем увидеть такие фамилии, как Анна Долгарева, Светлана Кекова, Анна Ревякина, Ирина Евса, и это настоящая поэзия, которая, оказывается, не была оставлена в ХХ веке.
Собственно, вот:
В Киеве уже цветут каштаны,
С мостовой дождями смыло кровь.
— Ты мне, друг, для каждой новой раны
По свинцовой пуле приготовь.
Кажется, что смыты все улики,
В чистом небе носятся стрижи,
Но слышны над Украиной крики:
"Москалей проклятых на ножи!"
Наточила лезвия осока,
И в лампадах кончился елей,
Залита земля Юго-Востока
Кровью этих самых москалей.
Сквозь вселенский ужас украинский
Видно, как с ухмылкой воровской
Медленно колдует пан Бжезинский
Над великой шахматной доской.
фото: vk
Это Светлана Кекова, далее Анна Долгарева:
В гильзу от АГС помещается 20 грамм
В данном случае — виски. Мы пьем без звона,
Ветер с востока хлопает дверью балкона.
Пьем за тех, кто более не придет к нам.
Сентябрь начался, с востока идет гроза,
Молчат минометы, автоматы притихли даже.
Один комроты, смотря на меня, сказал,
Что мечтает увидеть женщину не в камуфляже.
Здесь земля отверженных, нам уже от нее не деться,
Ветер степной пахнет смертью, мятой и медом.
Мы пьем за любовь, за правду, за счастливое детство,
Пьем, не чокаясь, из гильз от гранатомета.
Или Анна Ревякина и её "Шахтёрская дочь":
Поле Дикое, цель опознана,
От винтовки саднит плечо.
Помолитесь, религиозные,
Будет страшно и горячо.
Снайпер знает, что надо с первого,
Долго целится, не спеша.
В степь Мария врастает нервами,
В них одна на двоих душа.
Точным выстрелом — пулей глупою.
Смерть Марии теперь как мать.
Поле выстлано будет трупами,
Ночью станут их собирать.
У Марии в блокноте крестики —
Безымянные пацаны.
И они почти все ровесники
Развязавшей войну страны.
фото: vk
Вот что пишет в своей книге "Вежливый герой" Алексей Колобродов по поводу этих поэтесс:
"В стихах Анны Долгаревой с их синтаксическими разломами угадывается ранняя Цветаева; в державном разворачивании строф Светланы Кековой — величие поздней Ахматовой" и далее: "Здесь весьма характерен образ и опыт талантливейшей Анны Долгаревой, чье почти неизменное состояние — болезненный стресс — развивалось и пульсировало бы и без войны, на ином катализаторе, но знаковым и без пяти минут культовым автором сделала Анну именно война. Она поэт не столько темы войны, сколько ее времени, и поэтому добирает драйва и выразительности за счет метаморфоз календаря, отредактированного войной. Для Долгаревой "быть иль не быть" осуществляется в категориях "до" и "после", только никакого выбора уже не существует. Тревоги сплошного пограничья, фантомные боли утраченного сильнее реальных ранений и хворей, а вот ощущение правоты — неизбывно. И рядом — совершенно особый случай Светланы Кековой, оказывается, никуда в этом потоке не двигающейся, отменившей "наше" время, оставив свое и метафизическое... Поэзия Светланы Васильевны по-настоящему религиозна, по сути, ее стихи — псалмы, излияния сердца, полного Веры, слышащего, однако, не только присутствие Бога, глубоко знающего и переживающего не одни священные тексты, но полагающего русский язык и созданную им поэзию столь же сакральной…"
Добавить нечего. Остальное в стихах.
Марина Цветаева была великой поэтессой, но, слава Богу, не последней. Значит, живём дальше.