в удобном формате
Листаешь новостную ленту, и всё как обычно: Путин, Трамп, Олимпиада, допинг, "Движение вверх", "Смерть Сталина", Трамп, Путин. И тут вдруг новость, похожая на сетевой мем или даже авангардный стих-однострок.
"Николай Сванидзе и Максим Шевченко подрались в прямом эфире".
Как-то сам по себе и сразу возник вопрос из моего (да, уверен, и вашего) совсем недавнего прошлого: "Ну и кто кому дал?"
Пришлось вспомнить внешности и стати дуэлянтов: несколько согбенную от давней и не слишком успешной борьбы с советским тоталитаризмом фигуру Николая Карловича, неровную седину, очки… И широкую спину Максима Леонардовича, разбойный его взгляд, легкое заикание, нередко сопрягающееся с телесной мощью. Да и разница в возрасте, знаете… словом, ответ на мой (да и ваш) вопрос был предопределён.
А тут появилось видео, и стало всё окончательно ясно. Сидят, значит, такие строгие мужчины, разговаривают, как это принято у интеллигентных людей в России, о Сталине. Естественно, что в ряде оценок эталонный либерал Сванидзе и левый фундаменталист Шевченко не сходятся, градус беседы повышается, человек с хорошим лицом Сванидзе переходит к ругательствам (конечно, оппонента, а не Сталина) и говорит даже не с угрозой, но с юношеской обидой: мол, за такие слова морду бьют.
"Ну, за язык-то тебя никто не тянул". Давай, говорит, мне в морду — предлагает собеседник. Николай Карлович ("и дам!") встаёт и воздетой полуладошкой выписывает Максиму Леонардовичу медленную полупощёчину (представляя, наверное, перед собой Иосифа Виссарионовича). Почему-то Шевченко другую щёку подставлять не стал и парой-тройкой коротких боковых (насколько можно видеть, не в район физиономии) отправил Сванидзе в лёгкий нокдаун.
Помните, как в "Шерлоке":
— Врежь мне по лицу.
— Врезать тебе?
— Меня что, плохо слышно?
— Я всегда слышу "врежь мне", когда ты говоришь, но обычно это подтекст, не более...
Где двое дерутся, там женщина рядом. Небольшая, во многих смыслах, драка сопровождается увещеваниями ведущей. Она пытается напомнить о прямой трансляции (так в том и вся фишка!) и отчего-то особенно уповает на общественный статус драчунов: "Вы же уважаемые люди!" Ха! Уважаемый человек потому и уважаемый, что умеет ответить за базар, невзирая на интерьеры и Youtube-трансляцию.
Жаль, нельзя разобрать эту отчасти эталонную потасовку в категориях любого из известных нам спортивных единоборств. Да и боёв без правил тоже. Соблазнительно здесь найти нечто общее с дворовой махаловкой с её непременной словесной прелюдией, но мешает уже отмеченная нами половинчатость действа; всё же уличное "выйдем один на один", как правило, отличается большей завершённостью.
Похоже, надо придумывать новый вид единоборств — интеллигентское двоеборье. "Двое" — не потому, что участников пара, а потому, что Слово и Дело, устный спор продолжается известным действием, обе составляющие равноправны. Этакий баттл с непременным развитием. Своя система правил и подсчёта очков. Судейство, болельщики, трансляции…
Что там ваши дискуссии, споры, дебаты и, прости господи, рэп-баттлы. Стоит попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собою.
Лиги, федерация. Олимпийским видом нашему двоеборью вряд ли стать, но, собственно, с Олимпиадами вообще теперь туманно… Однако мало ли существует популярных неолимпийских видов со своей инфраструктурой, влиятельными болельщиками и спонсорами, отрадными перспективами букмекерства…
Еще интереснее другой момент: Николай Карлович (вряд ли осознанно) придумал засыхающему ныне в России либеральному дискурсу надёжный способ широкого продвижения в массы. Горизонты раскрываются ошеломляющие! Если каждый сознательный либерал первого ряда станет умело провоцировать широкохайповые драки в эфирах, Болотная-Сахарова покажутся историческим конфузом.
Химически чистый случай, когда процесс (повышение тона дискуссии до истерики, словесная провокация) важнее результата (оплеухи или нокдауна).
Пора прикинуть состав первой прогрессивной сборной… Ага… Либеральные дамы, конечно, те ещё боевые валькирии, почти всегда круче мужчин-единомышленников, но и мы пока джентльмены и даже мужские шовинисты. Так что обойдёмся на первых этапах.
Николай Сванидзе, понятно, играющий тренер. Явные стартовые преимущества в команде будет иметь Дмитрий Быков — первая часть двоеборья, учитывая его не полемические даже таланты, но реакцию и походный набор словесных клише, скорее всего, будет оставаться за ним. Да и вторая — если вдруг пойдёт по сценарию борьбы сумо. Кстати, любопытно оценить в качестве серьёзного бойца писателя Бориса Акунина — внешне он, конечно, тот ещё сванидзе, однако при всём при том специалист по Японии и, наверное, "знает карате". Другое дело, что выписывать его из-за границы будет дороговато. Импортный игрок, что уж.
Участие, скажем, Матвея Ганапольского и самого Алексея Венедиктова — невероятная интрига, мастера жанра. Сплошная захватывающая непредсказуемость. А есть ещё крупный калибр: Анатолий Чубайс, Альфред Кох… Жаль, Явлинского дисквалифицируют — титулованный бывший боксёр, так нечестно.
Венедикт Ерофеев, автор поэмы "Москва — Петушки", говорил про неинтересных людей: "Мне с ними не о чем пить". Поэтому принципиальный, конечно, вопрос для нашей уже практически выложенной на блюдечке затеи: а о ком будем драться? Сталин вне конкуренции, Иосифа Виссарионовича хватит ещё на десятки крепких боёв. Ленин перспективен для пары-тройки. Высоцкий (по теме, естественно, "с кем бы был сегодня?"), элитарный бой вокруг Иосифа Бродского. Столыпин? Троцкий? Солженицын?
В общем, жду от вас предложений — и буду подавать коммюнике в Минспорта. Тема перспективная. Терять жалко.