window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
20 ноября 2017, 16:50

Советский Голливуд Эльдара Рязанова

Следите за нашими новостями
в удобном формате

8 ноября исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося советского кинорежиссера Эльдара Александровича Рязанова. Его дебютом в полнометражном кино стал первый отечественный фильм-ревю "Весенние голоса", но настоящая слава пришла к Рязанову после вышедшей на экраны "Карнавальной ночи". Картина сделала абсолютными звездами Людмилу Гурченко и Юрия Белова, а Рязанов стал одним из главных советских комедиографов.

В юбилейных программах среди массы приличествующих случаю пафосных слов нет-нет да и звучала горькая нота сожаления. Некоторые комментаторы печально и взволнованно вещали о том, сколько еще мог сделать большой режиссер Рязанов, а иные договаривались до того, что чуть ли не сам Рязанов считал свою творческую жизнь неудавшейся или, во всяком случае, реализованной едва ли наполовину.

Давайте попристальней всмотримся в вехи "несчастной" жизни.

88 лет для творческой личности с ее рефлексиями, депрессиями и стрессами — долголетие поразительное. Сын репрессированного, провинциал, попавший в самый престижный творческий вуз страны, к мастерам с мировым именем Григорию Козинцеву и Леониду Траубергу. Самостоятельный дебют Рязанова действительно задержался, но с тех пор он снял почти три десятка полнометражных фильмов, из которых десять — безусловные шедевры. Огромное количество призов и премий. И это, не считая телевизионных передач (достаточно сказать, что Рязанов был много лет ведущим знаменитой "Кинопанорамы"), альманахов, документально-биографических сериалов и тематических циклов, поездок по всему миру, знакомств с большинством знаменитостей эпохи и удовлетворенных литературных амбиций. С материальной стороны в этой "несчастной" жизни тоже, наверное, все обстояло неплохо.

Конечно, более чем заслуженно.

"Берегись автомобиля", "Гараж", "Гусарская баллада", "Служебный роман" и, естественно, "Ирония судьбы, или С легким паром" — лишь немногие из нетленок, созданных Эльдаром Александровичем на протяжении нескольких десятилетий творческой деятельности.

Рязанов не только лишний раз доказал многогранность и универсальность комедийного жанра, но и успешно действовал на смежных территориях — одной из лучших его работ стала экранизация "Бесприданницы" Александра Островского: "Жестокий романс" с Ларисой Гузеевой и Никитой Михалковым.

Но главный итог жизни, пожалуй, еще значительнее.

Рязанов, не любивший Советскую власть, был одним из самых эффективных пропагандистов империи СССР. Советская комедия эпохи 60-—80-х (тут к Рязанову обязательно надо добавить Леонида Гайдая и отчасти Георгия Данелию) стала нашим своеобразным аналогом Голливуда, мало в чем уступавшим оригиналу.

Другое дело, что это направление декларировало ценности, оппонирующие голливудскому стандарту, и шире – западному образу жизни.

Принцип справедливости вопреки любому компромиссу ("Берегись автомобиля", "Гараж"), приоритет подлинных чувств над материальным и карьерным успехом, жертвенность ("Служебный роман", "О бедном гусаре замолвите слово"), любовь, разрушающая расчет и уничтожающая расстояния ("Ирония судьбы, или С легким паром", "Вокзал для двоих"). В фильмах Эльдара Рязанова чрезвычайно много именно человеческого, и рязановский человек очень близок, если хотите, именно к божественной задумке.

Однако еще важнее следующее обстоятельство.

Мир, за пределами США и Западной Европы смотревший эти советские комедии, неизбежно проникался советскими принципами и самим образом жизни в СССР. И это был очень привлекательный, яркий, масштабный и заразительный образ.

Разумеется, Рязанов, Гайдай и Данелия не нанимались в пиарщики к Советской власти, да и власть отнюдь не планировала использовать их сугубо в этом качестве, однако симбиоз получился невероятно продуктивным.

Высший смысл подобного парадокса сделался пронзительно ясен, когда Рязанов, как и все прочие художники, получил возможность творить в условиях едва ли не полной свободы, покинувшего посты бдительного начальства и торжествующего бесцензурья. Эльдар Александрович вместе с постоянными жалобами на былые притеснения — дескать, едва ли не каждый его фильм выходил с кровоточащими язвами на месте грубой цензурной хирургии — стал производить кино, которое с прежними его работами соотносилось только технологией съемки и актерской командой, изрядно утратившей обаяние. Иногда казалось, что Рязанов советский и Рязанов антисоветский — два разных не просто режиссера, но и человека, незнакомых друг с другом.

Грубоватая конъюнктура, конфузливая, но торжествующая пошлость (позвольте здесь обойтись без названий поздних рязановских фильмов), а главное — драматическое непопадание в эпоху, неумение выразить ее адекватными образами и средствами.

Но, быть может, это был принципиальный и по-своему необходимый творческий этап для большого художника? Поскольку сам этот растянувшийся на десятилетия контраст стал красноречивее молчания, на которое Эльдар Александрович в новое время не решился. Два разных Рязанова превратились в исторический знак и символ. И период этот, как ни странно, окончательно определил Рязанова как имперского художника и советского классика.

Классик — это ведь не только серийное производство шедевров и произведений, остающихся надолго, классик — это в немалой степени умение соответствовать обществу и времени в процессе исторического творчества. И в этом смысле режиссер Рязанов прожил несомненно счастливую жизнь, ибо ценности и смыслы, которые он создавал, уже навсегда, а его отношения со страной и властью — факт личной биографии, и не более.

Спасибо, Эльдар Александрович, что щедро делились с нами своим несомненным счастьем, делая и нас немного счастливее.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_248261 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_248261')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_248261", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_248261', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_248261(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_248261(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })