window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
06 марта 2024, 16:00

Жванецкий и три беды современных комиков

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Оксана Морозова - о творческом наследии Михаила Жванецкого.
Фото: © ТАСС/Прокофьев Вячеслав

6 марта исполнилось бы 90 лет одному из самых известных писателей-сатириков Михаилу Жванецкому. Михаил Жванецкий писал книги, сочинял миниатюры для блистательных эстрадных артистов – Аркадия Райкина, Романа Карцева и Виктора Ильченко, много лет выходил на сцену с собственными текстами. Он всегда собирал полные залы, был признан и любим публикой и оставил после себя много афоризмов и крылатых фраз, которые "пошли в народ" и стали частью культуры и духовной жизни нескольких поколений. "В Греческом зале, в Греческом зале...", "Я вчера видел раков по пять рублей", "Нормально, Григорий! Отлично, Константин!" – эти монологи были известны практически всем и сразу вызывали улыбку. Часто его фразы заставляли задуматься о важном и вечном, а порой и погрустить о собственных ошибках и несовершенствах:"Все идет хорошо, только мимо", "Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один", "В историю трудно войти, но легко вляпаться!"

Вспоминая сегодня Михаила Жванецкого и его эпоху, интересно посмотреть, как изменился юмор. Над чем мы смеемся сегодня и кто нас смешит со сцены и экрана?

В советское время эстрадные артисты и писатели-сатирики выступали преимущественно в разговорном жанре – это были монологи и спектакли. Тексты воспринимались на слух и были сложными и умными, и такие тексты, конечно, требовали особенного зрителя – подготовленного и достойного уровня понимания этих текстов.

Фото: © ТАСС/Белинский Юрий

Информационный век изменил нашу действительность до неузнаваемости, заодно изменив всех нас. Реальность современного юмора совершенно другая. Скорость и плотность информационных потоков не предусматривает длинных текстов, не дает время на обдумывание и осмысление информации. Сложные умные тексты в это время не вписываются.

Во-первых, все эти сценарии и монологи Райкина, Жванецкого, Задорнова действительно были достаточными длинными и долгими. Много текста, "много букофф" – восприятие сегодняшних потребителей информации (в том числе и юмористической) не настроено на такие объемы. Тенденция современного мира – сокращение всего, что только можно: так, например, в интернете легко найти "Войну и мир" в кратком пересказе (время чтения 10 минут), а книгоиздатели уже давно предлагают читателям популярный формат Smart Reading (версии научно-популярных книг, сжатые до 10-15 страниц и содержащие изложение самых главных мыслей и идей автора). При сегодняшних объемах и скоростях все смотрится вполглаза, прослушивается вполуха и – как результат – задерживается в памяти только лишь на миг. Сможете вспомнить какую-нибудь современную шутку, произнесенную года три назад? А вот фразы из монологов Жванецкого, Задорнова или Евдокимова вспоминаются и цитируются легко, хотя уже прошли не годы, а десятилетия.

Фото: © РИА Новости/Юрий Абрамочкин

Во-вторых, юмористические монологи советского и постсоветского времени были сложны для понимания. Игра слов, скрытые смыслы и подтексты, парадоксальность видения и мышления – все это было в советском юморе, не было только одного – примитивности. Чтобы обдумать и принять что-то сложное, нужны время и определенная подготовка – умение понимать значение слов и жестов, вслушиваться в оттенки интонаций. Если раньше юмористы и артисты работали со смыслами, сегодня самое главное – форма, яркая упаковка. Слово, фраза, картинка должны броситься в глаза, зацепить внимание. Форма стала доминировать над смыслом. Во времена Жванецкого зрителям и слушателям предлагался юмористический спектакль, наполненный идеями, которые еще надо было понять и разгадать, современный юмор живет по другим законам: чем проще – тем быстрее "дойдет", чем примитивнее шутка – тем громче смех. Поэтому в ходу шутки "ниже пояса", на грани, а порой и за гранью фола, нецензурные выражения и прямые оскорбления. Быстро, громко, необдуманно. Вот и приходится современным комикам все чаще извиняться – в погоне за яркой формой, красным словцом им отказывают и совесть, и элементарные правила приличия, и мишенью такого "юмора" может стать кто угодно и что угодно – и мученическая смерть легендарного генерала Карбышева (как вообще можно шутить над смертью, мучениями и неимоверными страданиями?), и народные традиции и ценности, и религиозные чувства.

В-третьих, раньше на эстраду или сцену попадали только те, кто имел талант. Можно сколько угодно ругать советские худсоветы и различные проверяющие комиссии, но они умели отсеивать халтуру и непрофессионализм чуяли за версту. Потому тогда и пели только те, кто имел настоящий голос, на сцену выходили те, кто владел актерским мастерством, и с эстрады шутили те, кто обладал комедийным талантом. Это позволяло искусству оставаться на высоком уровне и создавать шедевры – в театре, опере, балете, юмористическом жанре. Сегодня эпоха воинствующего непрофессионализма, вот все и перевернулось с ног на голову: слушаешь современных "певцов" – и от издаваемых ими звуков хочется смеяться, смотришь на комиков – и от их "остроумия" и "артистизма" хочется плакать.

Фото: © Global Look Press/Oliver Gutfleisch/imageBROKER.com

Михаил Жванецкий в своем монологе "Что такое юмор" писал: "А юмор – это жизнь. Это состояние. Это не шутки. Это искры в глазах. Это влюбленность в собеседника и готовность рассмеяться до слёз". Вот эта влюбленность, любовь к собеседнику, к своему зрителю и слушателю была самым главным для всех, кто тогда профессионально работал на сцене. Юмор Жванецкого, как и весь юмор его эпохи, мог быть разным – иногда едким, иногда острым, но злобы и ненависти в нем не было никогда. Это был добрый юмор. Парадоксальность, цепкий взгляд, позволяющий увидеть необычное – в обыденном, смешное – в совершенно не смешном, умение рассказать об этом блестяще (по форме) и глубоко (по смыслу) – все это было характерно для авторов и исполнителей того времени. И за всем этим стояли доброта, любовь и бесконечное уважение к своему зрителю.

Поэтому сегодня мы вспоминаем не только Михаила Жванецкого, блистательного писателя-сатирика, но и целую эпоху, которую он олицетворял. Немецкий писатель Вильгельм Раабе однажды сказал, что "юмор – это спасательный круг на волнах жизни". Спасибо всем тем, кто умел нас смешить и делал это с любовью и уважением!

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1197323 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1197323')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1197323", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1197323', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1197323(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1197323(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })