в удобном формате
75 лет назад, а именно 20 ноября 1945 года, в немецком городе Нюрнберг открылся международный процесс, который осудил политику Третьего рейха и заложил основы международного уголовного права. К годовщине этого события 20–21 ноября 2020 года в Москве в Музее Победы прошел международный форум "Уроки Нюрнберга".
В рамках этого мероприятия рассматривался вопрос о совершенствовании правовой базы, необходимой для расследования нацистских злодеяний. В ходе обсуждения участники форума выступили с инициативой закрепить в российском законодательстве понятие "геноцид советского народа". Этими терминами предлагается юридически квалифицировать политику нацистов по отношению к гражданам СССР. На сегодняшний день политика нацистов в нашем законодательстве юридически не квалифицирована.
Вопрос только в том, что в случае реализации этой идеи может возникнуть правовое несоответствие с решением Нюрнбергского трибунала. Ведь Нюрнбергский трибунал использовал в качестве ключевого понятия словосочетание "преступление против человечества", а не "геноцид". На момент проведения процесса в Нюрнберге термин "преступление против человечества" имел следующее значение: "массовое истребление гражданского населения по политическому, расовому (этническому) или религиозному признаку". В таком значении он существует и сегодня.
При этом Нюрнбергский трибунал не счел нужным использовать термин "геноцид". Причина этому была в следующем. Определение понятия "геноцид" дублировало понятие "преступление против человечества", но в более узком значении. Оно относилось к преступлениям в отношении какого-то конкретного этноса или конфессии. Но ведь гитлеровская политика была направлена на уничтожение всех этнических групп Советского Союза. Это десятки и даже сотни различных этносов со своими традициями, культурой, историей. Все они представляли советский народ, который составлял часть человечества. Соответственно, действия нацистов были преступлением против всего человечества и данные злодеяния не имели аналогов в мировой истории. Это и зафиксировал Нюрнбергский трибунал.
Другое дело, что любое злодеяние не является обезличенным. Оно имеет конкретного организатора и исполнителя. В данном случае виновность конкретных стран юридически уже установлена. Перечислим некоторые из них.
Прежде всего это Германия, Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния. Вина этих государств была настолько очевидна, что их ответственность за убийство "советского гражданского населения и пленных красноармейцев" была зафиксирована Указом президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев".
Ответственность за преступления против советских граждан несла и Франция. В 1945 году в Высоком суде Французской Республики состоялся процесс над маршалом Филиппом Петеном. В 1940–1944 гг. Петен возглавлял режим Виши, позиционировавший себя в качестве "законного правительства Франции". Формирования этого режима участвовали в агрессии против СССР и отметились кровавыми преступлениями против гражданского населения. Выступая в суде, Петен заявил, что получил общенациональный мандат, а значит, за его действия должны нести ответственность французское государство и французский народ. Судьи не нашли, что возразить этому утверждению, и молчаливо согласились с ним.
Следующие виновники — Нидерланды и Норвегия. В 1945 году в этих странах прошли процессы над лидерами местных нацистов Мюссертом и Квислингом. В обоих случаях подсудимые ссылались на "поддержку голландского и норвежского народов". И каждый раз судьи были вынуждены молча соглашаться с их доводами, тем самым подтверждая виновность своих народов и стран.
Этот список можно продолжить. Причем в нем окажутся не только страны "оси" и их союзники, но и некоторые из тех, кто попал в перечень "антигитлеровской коалиции".
Так, по окончании войны на Западе прошло несколько судебных процессов над представителями "Британского добровольческого корпуса" СС. Это подразделение, состоявшее из британцев, воевало на стороне нацистской Германии и участвовало в преступных акциях против советских граждан. Процесс над одним из руководителей "Британского корпуса" Джоном Амери показал, что его деятельность находила поддержку среди представителей британского кабинета.
На основании этих и других фактов юридически корректно говорить не просто о преступлении против человечества, а о преступлении Запада против человечества. Именно так следует квалифицировать события почти 80-летней давности.