Союзник России в Латинской Америке – боливаризм
в удобном формате
28 июля 2024 года в Венесуэле прошли президентские выборы, на которых победил действующий глава государства Николас Мадуро. 2 августа 2024 года Госдеп США выпустил специальное заявление, в котором объявил "новоизбранным президентом" представителя оппозиции Эдмундо Гонсалеса. Таким образом, Соединенные Штаты в третий раз объявили главой Венесуэлы человека, которого никто не выбирал и который даже не находится на территории Венесуэлы. Ранее точно такие же случаи были в 2013 и 2019 годах, когда Вашингтон объявлял "президентами" оппозиционеров Энрике Каприлеса и Хуана Гуайдо. Как видим, это уже стало традицией.
На этом фоне в ряде российских СМИ появились призывы к сотрудничеству не только с официальным Каракасом, но и с оппозицией. При этом в качестве аргумента приводится то, что в случае смещения Мадуро Россия "сможет диверсифицировать риски". С кем именно предлагается сотрудничество?
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобрать причины нынешнего противостояния в Венесуэле. Они связаны с последствиями испанской и португальской колонизации.
До путешествия Христофора Колумба (конец XV века) племена Америки находились на различных стадиях развития. В северной части они пребывали в состоянии общинно-родового строя. В то же время в Центральной и Южной Америке индейцы достигли более высокого развития. Ацтеки, майя, инки создали достаточно развитые цивилизации. На территории современных Колумбии и Венесуэлы существовала высокоразвитая конфедерация муисков.
В процессе покорения индейцев европейцы столкнулись с ожесточенным сопротивлением. Империи ацтеков и инков сопротивлялись на протяжении нескольких десятилетий – соответственно, с 1519 по 1590 год и с 1532 по 1572 год. На покорение майя ушло 180 лет (с 1517 по 1697 год), а Аракуании – несколько столетий (с 1540 по 1885 год).
Чтобы добиться успеха, европейцы проводили политику полного истребления коренного населения. Это привело к полному изменению этно-социального состава континента. На сегодняшний день в Латинской Америке можно выделить три категории населения.
Крупные индейские общины сохранились лишь в нескольких странах. Прежде всего это Гватемала, Мексика, Перу, Боливия, где индейцы составляют, соответственно, 43,6%, 30%, 27% и 20% населения.
Большая часть населения Латинской Америки – это метисы. Они представлены потомками от смешанных браков бедных европейских переселенцев и индейцев. Сегодня метисы составляют большинство в Мексике, Никарагуа, Перу, Боливии, Чили, Колумбии, Венесуэле, Эквадоре, Парагвае, Гондурасе, Сальвадоре, Гватемале, Панаме.
Наконец, третью группу населения составили прямые потомки европейских колонизаторов, которых в испаноязычных странах называют креолами. Больше всего их в Уругвае и Аргентине, где они составляют, соответственно, 88% и 85% населения.
После обретения формальной независимости в XIX веке страны Латинской Америки попали в экономическую зависимость от США и отчасти Англии. Фактически они стали сырьевыми придатками экономик двух ведущих западных стран. Потомки европейских колонизаторов сохранили свое привилегированное положение и успешно вписались в эту конструкции. Они, как правило, являлись высокопоставленными менеджерами тех американских и британских корпораций, которые занимались эксплуатацией местных ресурсов. Их же продвигали на высшие посты в латиноамериканских администрациях.
Напротив, индейцы и метисы оставались в приниженном положении, чаще всего прозябая в нищете и не имея никаких прав. На этом фоне во второй половине XX века получила распространение идеология под названием боливаризм. Формально в основе этой идеологической платформы лежат идеи руководителя борьбы за независимость Южной Америки от Испании Симона Боливара (1783-1830). Фактически же главные положения были сформулированы кубинцем Фиделем Кастро и венесуэльцем Уго Чавесом. Они ставили целью объединение стран Латинской Америки и преодоление их зависимости от США и других сверхдержав. При этом в основе латиноамериканской идентичности, по их мнению, лежали ценности доколумбовых цивилизаций плюс лучшие традиции Европы. С этой точки зрения метисы виделись потомками того самого коренного населения, которое ранее подвергалось истреблению.
В 1999 году один из идеологов боливаризма Уго Чавес пришел к власти в Венесуэле и тут же решил применить на практике свои идеи. С его подачи в стране была принята новая конституция. Этот основной закон закрепил за индейцами особые права, которые фактически были распространены и на метисов. В частности, государство обязалось проводить политику перераспределения доходов населения в пользу двух групп, которые в совокупности сегодня составляют 53% населения. Индейцы и метисы получили социальные и налоговые льготы, гарантии поддержки культуры, квоты на получение бесплатного высшего образования и представительства в органах власти. Тем самым предполагалось повысить их политический, экономический, социальный и культурный статус.
В то же время такая политика осуществлялась за счет повышения налогов на обеспеченных граждан, к которым, как мы написали, в основном относились потомки креолов. В Венесуэле они сегодня составляют 43% населения. Естественно, что такая политика вызвала их крайнее недовольство. Свою опору противники боливаризма, представителем которого стал и Николас Мадуро, увидели в США.
На сегодняшний день главный интерес Соединенных Штатов – в сохранении доллара. Ради его спасения необходимо как можно больше конфликтов во всех уголках планеты. Поэтому американцы и пытаются воспользоваться ситуацией в Венесуэле, чтобы раскачать масштабный конфликт во всей Латинской Америке. С подачи Вашингтона Аргентина, Чили, Перу, Эквадор, Уругвай, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Панама либо разорвали дипломатические отношения с Каракасом, либо заявили о намерении сделать это. Во всех перечисленных стран правящий класс составляют потомки креолов. Напротив, безоговорочную поддержку Мадуро выразили Куба, Боливия, Никарагуа, Гондурас, Доминика, Антигуа и Барбуды, Сент-Винсент и Гренадины. В этих странах боливаризм или его аналоги объявлены государственной идеологией. Как видим, налицо формирование двух политических и идеологических блоков.
Возвращаясь к вопросу о том, кого следует поддерживать России, ответ очевиден. Наша страна всегда выступала с позиций антиимпериализма и антиколониализма. Мы не можем поддерживать тех, кто не мыслит себя иначе, как привилегированными надсмотрщиками колонизаторов.