Документы Первой мировой послужат основой для трибунала над Западом
в удобном формате
25 июля 2024 года Липецкий областной суд вынес вердикт по иску прокуратуры о преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны. В 1941–1942 годах западная часть Липецкой области находилась под немецко-фашистской оккупацией. Этот период отметился многочисленными злодеяниями против гражданского населения и военнопленных. Их расследование продолжалось до недавнего времени, и теперь прокуратура попросила суд зафиксировать уточненные данные по численности жертв и размеру ущерба. Судебный орган квалифицировал злодеяния нацистов как "преступление против человечности, военные преступления и геноцид".
Комментируя этот вердикт, заместитель руководителя 1-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Липецкой области Геннадий Иванов пояснил следующее. Он заявил, что указанный процесс прошел в рамках уголовного дела о геноциде советского народа, возбужденного Главным следственным управлением Следственного комитета РФ. В рамках этого дела ранее уже прошли процессы в 20 регионах России. Липецкий суд стал 21-м. Цель этих процессов – восстановить историческую справедливость, а также предупредить тех, кто продолжает проводить агрессивную политику в отношении нашей страны. Итогом, по словам Геннадия Иванова, должен стать (цитата) "международный судебный процесс, аналогичный Нюрнбергскому, который соединит воедино все решения областных, краевых, городских судов".
Заметим, что первые расследования гитлеровских преступлений начались сразу после начала Великой Отечественной войны. Тогда инициатива шла снизу. В ходе битвы под Москвой на освобожденных от гитлеровцев территориях стихийно возникали комиссии, которые занимались фиксацией и документированием злодеяний нацистов.
Эта инициатива получила поддержку советского правительства. 14 октября 1942 года оно официально заявило о намерении организовать международный процесс. В рамках подготовки к нему было принято решение объединить и систематизировать деятельность местных комиссий, учредив единый орган. Таким органом стала Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников (ЧГК).
Важная деталь: правовая база для деятельности ЧГК и проведения послевоенных процессов основывалась на отечественных разработках.
Образцом для нее послужила Чрезвычайная следственная комиссия для расследования нарушений законов и обычаев войны (ЧСК), созданная Российской империей во время Первой мировой войны. ЧСК расследовала военные преступления, совершенные войсками Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Болгарии, совершенные в 1914–1918 годах. 24 августа 1914 года правительство Российской империи выпустило официальное сообщение о намерении провести международный процесс по фактам жестокого обращения в отношении русских военнопленных и гражданского населения. Для квалификации этих злодеяний Россия тогда же предложила ввести в международное право новое понятие – "преступления против человечества и цивилизации". Подразумевалось, что подобные преступления были не только направлены на массовое уничтожение населения. Они грозили отбросить человечество в варварство, дикость, подорвав его нравственные устои, мораль. Именно поэтому для предупреждения этих преступлений следовало консолидировать все человечество. По настоянию Российской империи эту квалификацию официально признали Англия, Франция, США, другие страны. Ее же и использовало ЧГК.
Эта комиссия организовала на территории СССР 20 открытых процессов над гитлеровцами, их союзниками и пособниками. Она же была включена в Устав Международного военного трибунала в Нюрнберге.
В то же время результаты Нюрнбергского процесса оказались недостаточными. Трибунал не осудил нацизм, отказался рассматривать вопрос о виновности в его формировании крупных корпораций. С приходом к власти в СССР Никиты Хрущева расследование преступлений нацистов постепенно было свернуто.
С тех пор были обнаружены новые факты гитлеровских зверств. Поэтому в 2018 году общественное объединение "Поисковое движение России" обратилось к президенту России с призывом возобновить их расследование.
Владимир Путин незамедлительно отреагировал на обращение и дал соответствующее поручение Следственному комитету. СК РФ, в свою очередь, возбудил уголовное дело, о котором упомянул Геннадий Иванов.
Одна деталь: это дело было возбуждено на основе "правовой" базы, созданной англосаксами. Конкретно – на основе Конвенции ООН о предупреждении и наказании преступления геноцид, автором которой являлся один из сотрудников Госдепа США. Использованный в ней термин "геноцид" не в пример российским разработкам оказался размыт. Высшей судебной инстанцией по конвенции определен Международный суд ООН. Это тот самый орган, который в соответствии с современным расследованием и должен поставить последнюю точку в процессах, проходящих в России. Вопрос только в том, что в нем доминируют представители Запада. Несложно догадаться, каким будет их вердикт!
Нельзя сказать, что представители Следственного комитета не понимают наличие этого противоречия. Больше того, они честно признают, что такая ситуация возникла в результате того, что действующий Уголовный кодекс был принят еще в 1996 году. В то же время они предлагают создать новую нормативную базу, а на ее основе – специальный международный трибунал. Но зачем изобретать велосипед?
Стоит вспомнить о том, что в 2020 году в Конституции России появилось новое положение. Оно прямо определило Российскую Федерацию правовой продолжательницей СССР, а также признало тысячелетнюю преемственность российской государственности. Это позволяет не только объединить современное расследование с советским, но и тем, которое проводилось во время Первой мировой войны. Тем самым у России появилась возможность опереться на уже существующую международно-правовую базу, созданную россиянами.