в удобном формате
55 лет тому назад, а именно 21–26 августа 1968 года, СССР, Польша, Венгрия и Болгария провели операцию "Дунай". Четыре страны ввели в Чехословакию свои войска с целью предупреждения распада этой страны.
В 1960-х годах на волне "демократизации" к власти в Чехословацкой Социалистической Республике пришли открытые противники социалистического строя.
Так, в апреле 1968 года один из них, Франтишек Кригель, стал председателем Национального фронта. Нацфронт представлял собой объединение КПЧ и ряда общественных организаций. Формально компартия подчинялась решениям Национального фронта.
Соратник Кригеля Йозеф Сморчковский возглавил парламент, а Ота Шик и Йозеф Павел заняли ключевые посты в правительстве.
Все четверо выступили инициаторами законопроекта о федерализации Чехословакии, который предполагалось утвердить на съезде КПЧ в сентябре 1968 года.
В Чехословакии проживали два славянских народа – чехи и словаки. Они этнически и культурно были очень близки. Поэтому Чехословакия формально являлась унитарным государством. Но такая ситуация не устраивала Кригеля и его соратников. Чтобы добиться выхода Чехословакии из социалистического блока, им требовалась помощь Запада. Чтобы Запад вмешался в дела суверенного государства, было необходимо основание. Таким основанием мог послужить межэтнический конфликт. Его и стали провоцировать чехословацкие "демократы".
Проект конституционного закона о федерализации предполагал разделить страну на три государства. При этом сознательно закладывался внутренний конфликт. Ведь помимо отделения Словакии от Чехии предлагалось разделить и саму Чехию – на Богемию и Моравию-Силезию. Причем под видом федерации фактически предполагалось создать конфедерацию. Проект закона наделял каждое из трех государств правом иметь не только собственные правительство, законодательство, суды, но и финансовую систему, вооруженные силы, гражданство. КПЧ также предлагалось разделить на три независимые друг от друга компартии.
Хуже всего то, что подобные инициативы сопровождались националистическими лозунгами. В рамках разработки законопроекта была спровоцирована дискуссия о том, кто кого кормит: Моравия – Богемию, Чехия – Словакию и т. д. Ничего не напоминает?
Кроме того, инициаторы "реформы" предлагали субъектам будущей конфедерации самостоятельно определить прохождение их границ.
Не дожидаясь съезда, они стали вооружать сторонников "суверенизации республик". В стране появились незаконные вооруженные формирования под названием "народная милиция", фактически создавалась параллельная и никем не контролируемая армия. И это накануне съезда, который грозил перерасти в настоящую бойню между гражданами, накачанными национализмом.
Причем делали это политики, не имевшие отношения ни к чешской, ни к словацкой нациям. Франтишек Кригель был этническим евреем и выходцем с Западной Украины. Его соратники Иржи Пеликан, Арношт Лустиг, Ота Шик также являлись представителями национальных меньшинств. Семейные корни Йозефа Павела были тесно связаны с Англией.
При таких обстоятельствах сентябрьский съезд КПЧ грозил гражданской войной, в которую неизбежно были бы вовлечены НАТО и Организация Варшавского договора. Об этой угрозе Москва прямо предупредила.
В этих условиях СССР, Польша, Венгрия и Болгария и приняли решение о вводе войск в Чехословакию. Целью ввода декларировалось обеспечение безопасности, а юридическим основанием – Варшавский договор.
На тот момент между СССР и Чехословакией действовал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Этот документ, подписанный в 1955 году, и вошел в историю под названием "Варшавский договор". В нем было четко прописано, что в случае угрозы распада какой-либо из стран-участниц ее союзники вправе прийти на помощь. Санкцию на такую помощь, т. е. ввод военного контингента СССР и его союзников, дал глава чехословацкого государства – президент Людвиг Свобода. Он же как верховный главнокомандующий отдал команду вооруженным силам и органам безопасности страны содействовать союзникам. Как видим, юридические формальности были соблюдены.
Больше того, 27 августа 1968 года чехословацкое руководство опубликовало совместное с СССР коммюнике. В нем действия войск Организации Варшавского договора объявлялись законными, а их присутствие в стране – легитимным. Это событие фактически подвело черту под операцией "Дунай". Единство Чехословакии тогда удалось спасти, конфликт – предупредить.
Тогда же законность действий войск Варшавского договора признал и Запад. Ни одна из западных стран не только не вмешалась в ситуацию, но даже не отозвала своих послов – ни из Москвы, ни из Праги.
Тем не менее уже после распада СССР, а именно в 1993 году, Борис Ельцин подписал договор с Чехией, в котором признал операцию "Дунай" "вторжением", "неоправданным применением силы". И это несмотря на то, что такая формулировка противоречила документам, фактам и здравому смыслу. Ведь если бы СССР не ввел свои войска, то не было бы и Чехии. Чешский народ до сих пор был бы разделен на несколько государств.
Добавим, что договор 1993 года до сих пор сохраняет юридическую силу. И 55-годовщина операции "Дунай" – это очень хороший повод еще раз воздать подвигу наших воинов и пересмотреть российско-чешский договор.