в удобном формате
После отставки британского премьер-министра Бориса Джонсона фаворитом гонки кандидатов на этот пост, похоже, становится бывшая министр иностранных дел Лиз Трасс. Влиятельные британские газеты Financial Times, The Independent и The Times считают ее избрание почти решенным делом. Так же думают и букмекеры, именно на нее принявшие наибольшее количество ставок.
Однако все эти споры и прогнозы не так уж важны: на самом деле перестановка премьеров в Великобритании мало что меняет. Наверху властной пирамиды там стоит королева Елизавета II, которая напрасно считается некой декорацией – на самом деле у нее огромная власть, и на своем троне Елизавета II пережила энное количество премьеров, бегавших на доклады по звонку Ее Величества.
В Британии также есть главы мощных спецслужб и сверхбогатые банкиры, которые получили свое огромное влияние отнюдь не с помощью демократических выборов. Вот эта верхушка и определяет курс Лондона, рассчитанный не на ничтожные сроки от выборов до выборов, а на многие десятилетия и больше.
Сегодня правящий класс выдвигает очередного премьера скорее на роль спикера и менеджера, а не на роль реального правителя, и периодически меняет их, чтобы "выпускать пар" и успокаивать народное недовольство.
Для поддержания неизменности курса и для создания гарантий послушания публичных политиков закулисным кураторам в свое время в Великобритании был создан институт секретарей министров – своего рода контролеров. Министры там часто даже не получают доступа ко всем архивам своего предшественника. А вот секретарь имеет. И нередко секретарь пересиживает нескольких министров, а курс власти остается почти неизменным вне зависимости от выборов.
Английский политический класс на деле слабо поменялся за последние сотни лет, и веками экономику и политический курс этой страны контролируют практически одни и те же семейные кланы. Так что придет ли на пост премьера Лиз Трасс или ее конкуренты – от этого мало что изменится в русофобской английской внешней политике.
А уж тем более трудно будет поменять курс будущему английскому премьеру теперь, когда США и Евросоюз, с которыми теснейшим образом связана их страна, вводят против России все новые санкции. Даже если новый премьер вдруг пожелает нормализации отношений с РФ, ему слишком сложно будет пойти против мнения всех своих главных партнеров.
Так, в эти дни стало известно, что руководство США собирается объявить Россию "спонсором терроризма". Конечно, с точки зрения истины и здравого смысла на самом деле именно США и их союзники (а особенно Британия) – это и есть главные мировые террористы и агрессоры. Англосаксы постоянно вторгаются в другие страны, Госдеп США "рулит" едва ли не всеми госпереворотами и смутами в мире – от Украины до Венесуэлы. На фоне США и их западных союзников Россия выглядит белой и пушистой. Правда, американские и британские олигархи контролируют почти все самые мощные СМИ мира и искажают реальность, называя черное белым, а Запад – оплотом мира и демократии. Но, как говорит пословица, черного кобеля не отмоешь добела, и здравомыслящие люди все равно будут смеяться над потугами США и их союзников объявить Россию "террористической". Однако именно английский премьер будет больше всех делать вид, что верит в "белизну черного кобеля".
С точки же зрения реальной политики эти планы Запада означают желание еще больше усилить санкции против нас и еще больше помогать киевскому режиму. Однако санкции против России бьют и по самим США, странам ЕС и Великобритании, круша их экономику. И в конце концов этот примат русофобской идеологии над экономикой и здравым смыслом повлечет катастрофические последствия для Запада.
Интересен выбор, который ставят перед обществом кукловоды британской политики. Это выбор между "консервативной" женщиной-феминисткой Трасс и ее главным конкурентом – олигархом индийского происхождения по фамилии Сунак. Радикальный феминизм и пресловутая мультикультурность уже настолько сильно навязываются англичанам, что чисто английские мужчины на пост премьера не допускаются. Правда, к правлению коренных жителей бывших колоний британцы все-таки еще не готовы, поэтому в гонке на пост премьера нигерийка Кеми Баденох заняла четвертое место, а пакистанец Надим Захави – седьмое. Судя по всему, консерваторы тори предпочтут белую женщину, а не "мультикультурщика" Сунака. Однако в главных вопросах они рассуждают почти одинаково: в частности, на дебатах и Трасс, и Сунак с одинаковым пылом ругали Россию и обещали помогать Украине.
Тем не менее Трасс на посту премьера была бы весьма выгодна России, поскольку ее невежество просто бьет в глаза, а русофобия имеет забавно-гротескный характер. К примеру, у всех в памяти осталось недавнее дикое заявление Лиз Трасс о том, что Лондон никогда не признает суверенитет России над Ростовской и Воронежской областями. Очевидно, данная "отличница боевой и политической подготовки" из Оксфорда перепутала эти регионы с ЛДНР. И ладно бы такое брякнул простой англичанин, но Трасс заявила этот бред, будучи министром иностранных дел Великобритании. Достаточно комично она выглядела и во время прошлогоднего визита в Эстонию, когда в мешковатой военной амуниции фотографировалась на танке возле границы с Россией, изображая из себя некую амазонку в антирусском стиле.
Если Трасс изберут в премьеры, то она явно будет выдавать примерно такую же чушь, чем будет подрывать имидж Великобритании и вообще дискредитировать русофобский дискурс западных стран. И тут дело не только в ее личном невежестве, но и в том, что бежать впереди паровоза в плане русофобии – это часть ее имиджа.
Она на деле не столь глупа, как кажется, и проявляет немалую хитрость ради карьеры. У Лиз Трасс нет убеждений, кроме одного: убеждения в том, что нужно рваться к власти. Поэтому она много раз меняла свой политический имидж. Родившись в семье людей левых, даже троцкистских, взглядов, она сначала проявила себя лейбористской и даже антимонархисткой-республиканкой. Однако со временем, смекнув, что в английском королевстве при такой позиции власти не заполучить, она перешла к тори, отбросив прежнюю левизну.
При этом она любит рисовать себя страшно принципиальной, над чем посмеиваются даже привычные ко всему британские газеты. Лиз Трасс может стать следующим премьер-министром в том числе благодаря применению весьма сомнительных манипулятивных методов, пишет The Times: "Удивительно то, что министр иностранных дел, служившая верой и правдой трем премьер-министрам подряд – Кэмерону, Мэй и Джонсону, теперь изображает из себя непримиримую бунтарку, берущуюся наладить расшатанную систему".
Из соображений конъюнктуры, причем явно больше внутренней, чем внешней, Трасс сделала и ряд резких антикитайских заявлений. В частности, о намерении содействовать двусторонним торговым соглашениям в рамках Британского содружества наций – союза 54 государств, некогда бывших колониями Британской империи, дабы противостоять Китаю. Об этом говорил и ее главный конкурент Риши Сунак, пообещавший в случае занятия премьерского кресла закрыть все действующие в Великобритании институты Конфуция и усилить давление на КНР.
В общем, кандидаты в британские премьеры едины в своей повестке борьбы с теми государствами, которые хоть как-то пытаются противостоять новому мировому порядку.