window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
05 ноября 2024, 14:00

Президента Молдавии выбрали канадцы и американцы

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Политолог Дмитрий Родионов о том, как "победа" Майи Санду на выборах может стать началом стремительного конца ее политической карьеры.
Майя Санду
Фото: © TASS/EPA/DUMITRU DORU

В Молдавии завершился избирательный фарс. Вернее, не фарс даже… не могу подобрать подходящего слова – во всяком случае, печатного. Честно, за четверть века, что я занимаюсь выборами, такого не встречал, хотя казалось, повидал всякого, и удивить меня трудно.

Второй тур выборов президента Молдавии прошел в спокойной обстановке и без серьезных нарушений, заявила на брифинге глава Центризбиркома Анжела Караман.

Серьезно? Ну, если иметь в виду под "серьезными нарушениями" карусели, массовые вбросы, порча бюллетеней, подкупы избирателей, исправленные протоколы и прочие методы фальсификации, возможно, "серьезных" и не было – оппозиция об этом немедленно раструбила. Но то, как проводилось голосование, да и сама система выборов в Молдавии – фарс от начала до конца!

Дело в том, что президента уже не первый раз выбирает не Молдавия, а ее зарубежная диаспора.

Нигде, ни в одной стране мира никогда не было, чтобы диаспора имела конечное влияние на исходы внутренних избирательных процессов. Но какая еще страна может похвастаться тем, что треть трудоспособного населения живет, работает за границей? Эти люди куда более политически активны, чем соотечественники, остающиеся в стране. И их политические предпочтения определяются тем, где именно они проживают. Те, кто живет и работает в России, традиционно голосуют за политиков, выступающих за сближение с Москвой. Те, кто живет в странах Запада – за евроинтеграторов.

Фото: © РИА Новости/Родион Прока

Больше всего молдаван за пределами страны находится, разумеется, в России. Но диаспора в странах Запада по сумме – больше. Отсюда результат.

Просто вдумайтесь! Внутри страны соперник действующего президента прозападной Майи Санду Александр Стояногло обошел ее почти на три процента. А вот в голосовании за рубежом Санду получила 82% против 17% у Стояногло!

Еще в 23 часа 3 октября по итогам обработки 91,3% голосов общий результат был в пользу Стояногло (50,41% против 49,59%). Но в 9:30 утра 4 октября после обработки 99,86% бюллетеней Санду выигрывала 55,41% против 44,59%!

В час ночи Санду объявляет о победе. Когда более 90% бюллетеней уже обработаны и не в ее пользу. Но в это время только начинает голосовать диаспора в США и Канаде. И Санду, очевидно, знает, как она проголосует, и не сомневается, что эти голоса помогут ей победить.

Собственно говоря, так и вышло. По сути, президента Молдавии выбрали в США и Канаде. Люди, давно уехавшие из страны и явно не планирующие туда возвращаться. Выбрали президента молдаванам в Молдавии! Абсурд!

Фото: © РИА Новости/Дмитрий Осматеско

Вроде бы не прикопаешься, нарушения тут нет, просто диаспора оказывается куда сознательнее жителей страны. Но тут, как говаривал Владимир Ильич, формально правильно, а по сути издевательство... Откровенное издевательство над людьми, институтом выборов и самим здравым смыслом.

Даже если все было бы честно, сам факт того, что давно евроинтегрировавшиеся в частном порядке навязывают евроинтеграцию соотечественникам в стране, которые в большинстве эту евроинтеграцию не поддерживают – мягко говоря, не совсем честен…

Впрочем, без нарушений все же не обошлось. Власти Молдавии решили перестраховаться и ограничить возможности голосования в России – где проживает самая многочисленная часть диаспоры – почти 500 тысяч человек. И вот на такое количество народу было открыто всего два участка. И оба в Москве, хотя Россия предлагала открыть намного больше и в нескольких городах.

Но это не все. На полумиллионную диаспору в России было напечатано всего… 10 тысяч бюллетеней. Люди часами ждали в очереди у посольства в центре Москвы, многие специально приехали из других городов, чтобы отдать свой голос, но им просто не дали проголосовать – бюллетеней не хватило. Смотришь на картину, как люди стоят на морозе, а перед ними закрывают двери, и просто диву даешься.

Фото: © РИА Новости/Родион Прока

А в это время на некоторых участках для голосования в теплой Европе была зарегистрирована… нулевая явка! Есть свидетельства того, что избирателей просили поставить подпись за других людей, чтобы "нарисовать" нужные цифры.

Понятно теперь, почему голосование в России всячески пытались ограничить?

И да, были нарушения и внутри страны. Особенно – в отношении жителей Приднестровья и Гагаузии. Так несколько раз (!) останавливали движение на мосту Рыбница – Резина, по которому часть избирателей из Приднестровья добирались к участкам для голосования из-за сообщения о минировании!

Кроме того, сообщалось о километровых пробках – избирателей на машинах с приднестровскими номерами "заворачивали". Полиция обыскивала автомобили, тянула время и просто не пропускала их.

Понятно, чего боялись. В Гагаузии Стояногло получил 97,04% голосов против 2,96% у Санду. В Приднестровье у Стояногло – 79,40%, у Санду – 20,60%.

Фото: © РИА Новости/Стрингер

Все это, не считая многочисленных фактов голосования "мертвых душ", откровенно грязной предвыборной кампании Санду и прессования оппозиции и ее сторонников, весь период избирательной кампании!

Размах беспрецедентный. В прошлый раз диаспора также помогала выиграть Санду, но за нее еще сыграл антирейтинг соперника Игоря Додона и желание многих людей увидеть новые лица. В этот раз диаспора и админресурс просто вытащили Санду, как барон Мюнхгаузен сам себя за косичку из трясины.

Что дальше? Сегодня многие уже заговорили о возможности третьего срока Санду. Вообще-то, согласно конституции республики, однако, одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. Но есть оговорка: срок полномочий президента может быть продлен органическим законом "в случае войны или катастрофы".

Понятно, куда я намекаю? Если Санду решится на третий срок, достаточно будет небольшой заварушки в Приднестровье (которое Кишинев, к слову, де-факто не признает территорией страны, блокируя там голосование) или Гагаузии, и…

Санду уже пообещала быть президентом для всех молдаван:

"Дорогие молдаване, я благодарна каждому из вас, кто пришел на выборы. Я услышала ваш голос: и тех, кто поддержал меня, и тех, кто проголосовал за господина Стояногло. Я обязуюсь быть президентом для вас всех".

Как говорится, было бы очень смешно, если бы не было столь грустно….

Но впереди еще парламентские выборы, а Молдавия пока еще парламентская республика. Повторит ли партия Санду ее "успех"?

Сегодня уже слышны разговоры о том, что Запад может отвернуться от Санду и ее партии. Да, Санду выиграла – формально честно. Но ее сомнительная "победа" делает ее токсичной для многих, кто ставил на нее. Правило "нашего сукиного сына" на Западе, конечно, никто не отменял, но оно обычно действует до тех пор, пока не появится другой "наш сукин сын", не имеющий столь вызывающий негативный бэкграунд.

Фото: © Global Look Press/Bernd von Jutrczenka/dpa

Еще результаты первого тура, по мнению наблюдателей, вызвали раздражение в США. Свидетельством того является тот факт, что спустя сутки после объявления итогов Госдеп назначил дополнительные финансовые проверки расходов команды Санду. В частности, американцев заинтересовала судьба средств (два транша по 30 и 77 млн долларов), выделенных на закупки Молдавией электричества у Румынии и Украины. Еще в итоговом документе первой проверки, состоявшейся в начале года, прямым текстом говорилось о рисках воровства, что можно расценить как сомнения Вашингтона в перспективах поддержки Санду и ее команды.

"Закрывая тему молдавских выборов, можно сделать вывод, что на будущий год Дерек Хоган (бывший посол США в Молдавии, главный секретарь Управления по делам Европы и Евразии) будет новую партию собирать. ПАС явно не справится", – пишет в своем ТГ-канале политолог Алексей Мартынов.

Сценарий вполне вероятный, и может случиться так, что, выиграв выборы, Санду выиграет еще и "черную метку" от своих хозяев.

Другой вопрос, что парламентские выборы уже в следующем году, а менять коней на переправе – дело рискованное. За такой срок подготовить нового лидера не так просто, тем более – на фоне неизбежного роста популярности того же Стояногло, который только начинает большую политическую карьеру. И если оппозиции удастся объединиться (а неспособность к этому, наравне с голосованием диаспоры, стала одним из факторов ее поражения), то Санду может забыть не только о новом сроке, но и о том, чтобы второй до конца досидеть…

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1277444 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1277444')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1277444", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1277444', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1277444(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1277444(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })