Никаких разменов: России не нужна Грузия ценой Абхазии и Южной Осетии
в удобном формате
Основатель и почетный председатель правящей в Грузии партии "Грузинской мечты" Бидзина Иванишвили призвал страну извиниться перед осетинами за 2008 год.
По его словам, Грузия должна будет извиниться перед осетинской стороной за развязанную Михаилом Саакашвили войну и наказать виновных. Произойти это должно после парламентских выборов в октябре, по итогам которых "Мечта" рассчитывает получить конституционное большинство.
"По окончании выборов 26 октября, когда будут осуждены виновники войны, когда абсолютно все виновные в разрушении грузино-осетинского братства и сосуществования получат строгий юридический ответ, мы обязательно найдем в себе силы принести извинения за то, что в соответствии с полученным заданием предательское "Нацдвижение" в 2008 году окутало пламенем огня наших осетинских сестер и братьев", – заявил он на предвыборном митинге.
Заявление сразу же вызвало широкий резонанс. Тему развил спикер парламента Шалва Папуашвили, который отметил, что примирение между народами Грузии и Южной Осетии подразумевает в том числе раскаяние и взаимное прощение. Не очень понятно, за что только осетины должны просить прощения и раскаиваться? За то, что посмели возжелать свободы и независимости и оказать сопротивление записавшего их в "унтерменши" агрессивному грузинскому национализму?
И да, мне одному кажется, что "понять и простить" тут совершенно неуместно. Ну, хорошо, даже если принять извинения, что дальше? Ведь грузинские власти явно подразумевают продолжение – то есть попытки "реинтеграции" страны. Они об этом постоянно говорят.
В мае этого года премьер Ираклий Кобахидзе заявил, что Грузия планирует вернуть в свой состав Абхазию и Южную Осетию и в 2030 году стать членом Евросоюза. По его словам, "наша грузинская мечта в том, чтобы жить в объединенной и сильной Грузии к 2030 году вместе с нашими абхазскими и осетинскими братьями и сестрами".
В Цхинвале тогда заявили, что подобные разговоры неуместны. Нынешнее заявление Иванишвили там пока проигнорировали, как, впрочем, и официальный Сухум. Однако в кругах юго-осетинской и абхазской общественности – это стало одной из самых обсуждаемых тем.
К примеру, известный абхазский журналист, главред "Чегемской правды" Инал Хашиг высказал мнение, что извиниться мало – Грузия должна отменить "Закон об оккупации".
"Грузия извинится перед осетинским народом за войну 2008 года. Бидзина Иванишвили обещает сделать не только это, но и устроить грузинский "Нюрнбергский процесс". Логично будет, если Иванишвили следующим шагом сделает подобные поступки и по отношению к абхазам и развязанной войне с ними в августе 1992 года. Кроме того, если уж идти по этой логике и в данном направлении, грузинскому парламенту необходимо отменить так называемый "Закон об оккупации", – заявил он.
Наивно. Надо понимать, что слова Иванишвили были сказаны в контексте анонсированного ранее суда над сторонниками Саакашвили и запрета его партии. То есть это все – для внутренней аудитории. В реальности извиняться никто не будет. Тем более – отменять "закон об оккупации", ведь это будет воспринято как шаг к признанию потери Абхазии и ЮО, а за это грузинское общество, которое провластные пропагандисты (в том числе, и во время правления "Грузинской мечты") десятилетиями убеждали, что Абхазия и Южная Осетия – "территории, оккупированные Россией", просто сметет власть.
Оппозиция уже начала раскручивать тему "сдачи национальных интересов". "Единое национальное движение" (партия Саакашвили) заявление Иванишвили назвало "позорным".
"Этим заявлением "Грузинская мечта" служит только интересам России, подрывает политику непризнания оккупированных территорий и наносит ущерб национальным интересам Грузии", – говорится в заявлении ЕНД, которое также потребовало у Иванишвили извинений перед грузинским народом.
"Он и "Грузинская мечта" должны извиниться перед грузинским народом за предательское заявление, а также за то, что за 12 лет люди стали беднее, страна опустела, рождаемость находится на историческом минимуме, а Грузия попала в международную изоляцию".
Уже на следующий день оппозиция провела ряд протестных акций в Тбилиси и регионах Грузии. В течение всего воскресенья в социальных сетях появлялись посты якобы членов семей грузинских военных, погибших во время конфликта 2008 года, которые извинялись перед погибшими за слова Иванишвили.
Пока все эти акции немногочисленны, но нет сомнения, что оппозиция будет активно использовать тему в своей предвыборной борьбе. Впрочем, едва ли в "Мечте" опасаются, что она может ударить по ее позициям, скорее наоборот, рассчитывают, что раскрутка возможности власти вернуть Абхазию и Южную Осетию (а именно в этом свете должно восприниматься заявление Иванишвили: мы единственные можем вернуть отколовшиеся территории, но не так, как Саакашвили, а путем переговоров и компромиссов) помогут ей получить дополнительные голоса.
Так что, в принципе, все это следует воспринимать исключительно как внутригрузинскую предвыборную политическую возню, не имеющую отношения к геополитической реальности.
А если имеющей? Вообще-то уже далеко не первый год ходят слухи о том, что Москва и Тбилиси могут договориться о размене: Абхазия и Южная Осетия входят в состав федерализированной Грузии, которая отказывается от прозападного курса, вступает в ОДКБ и ЕАС и размещает на свой территории российские войска.
Эти слухи получили особую популярность прошлой осенью, когда всерьез заговорили о возможности выхода из ОДКБ Армении и выводе оттуда российской базы, мол, возвращение Грузии стало бы для России способом сохранить присутствие на Южном Кавказе.
Весной этого года уже упомянутый Инал Хашиг предложил свою версию того, почему "Грузинская Мечта" пошла на принятие "опасного" – в плане, способного спровоцировать "революцию" – "закона об иноагентах":
"Чтобы идти на такой риск, при котором можно все одним махом потерять, у Иванишвили и "Грузинской мечты" должен быть весомый мотив. И таким мотивом, при котором можно рискнуть и поставить на кон все, по моему сугубо субъективному мнению, может быть только обещание Москвы – а именно она так настойчиво продвигает закон об иноагентах в ближнем для себя зарубежье, в том числе и в Грузии – содействовать "восстановлению территориальной целостности". Естественно, не в той форме, как это было при Советском Союзе, когда Абхазия и Южная Осетия входили в состав Грузинской ССР в качестве полностью подчиненных автономий, а через создание некой модели совместного конфедеративного государства.
Такая модель, уверен, подавляющим большинством грузин при соответствующем информационном сопровождении, будет воспринята на "ура", тем более, когда речь идет о территориях, которые еще вчера казались навечно утерянными.
Для Кремля, который выстраивает вокруг себя своеобразную зону безопасности, идея конфедерации Грузии с Абхазией и Южной Осетией – весьма выгодный проект, который гарантирует через такого рода союз привязать к себе Грузию. Сделать из нее как минимум нейтральную территорию, откуда для России не будет исходить никаких угроз. Как максимум – в дальнейшем включить данную конфедерацию в состав некого союзного объединения".
Звучит все это, с точки зрения геополитики, безусловно, захватывающе интересно. Вот только – скорее фантастически.
Во-первых, Абхазия и Южная Осетия – независимые и признанные в этом качестве Россией государства. Пасту нельзя затолкать обратно в тюбик. Если они захотят сами объединиться с Грузией – это их право. Но что-то подсказывает, что в обозримой перспективе не захотят, а заставлять никто никого не будет и другим не позволит.
Конечно, всегда можно скорректировать общественное мнение в пользу той или иной идеи или отказа от прежних нарративов, но на это нужно время. А главное – зачем России это? Зачем ей идти на такой риск (а это обязательный риск не только обострения на земле, но и возможного удара по авторитету нашей страны на международной арене, все же мы не США, которые легко могут позволить себе менять союзников как перчатки) без гарантий?
А какие гарантии могут дать Иванишвили и его партия? Такие же, как в свое время Виктор Янукович? Ну, так практика показывает, что, если у американцев не получается поменять вектор нерадивого лидера в постсоветской стране, его можно просто свергнуть и провести свою повестку. Попытки же заполучить дружественную или просто нейтральную Грузию без каких-то железобетонных гарантий будут в итоге смахивать на очередные минские соглашения, которые, как известно, с самого начала создавались исключительно с одной целью – для обмана России. Зачем нам снова наступать в эту яму, тем более – на ровном месте?
Тогдашняя ошибка сегодня привела к СВО, к тому, что мы вынуждены добиваться гарантий нераспространения антироссийской заразы и натовских баз через физическое уничтожение укронацизма и присоединение территорий. Вот если бы Грузия вошла в состав РФ – был бы другой разговор. Только такой вариант пока выглядит фантастическим, а все прочие варианты – опасны и неприемлемы для России.
А пока распространение всяких слухов (сегодня это особенно хорошо "заходит" для обсуждения на фоне приостановки Москвой соцвыплат в Абхазии, вызванного неисполнением властями республики программ по интеграции) скорее играет на руку "Грузинской мечте". Какой-то условный обыватель в Грузии может и впрямь подумать: а вдруг они и впрямь договорятся с Москвой… Пусть думает. Думать не вредно.
Повторю, Россия больше никому не собирается верить на слово. Хотите договариваться с Сухумом и Цхинвалом – флаг в руки. Но ни на какие размены рассчитывать не стоит.
А то сразу вспоминается небезызвестный "меморандум Козака" – о "реинтеграции" Молдавии (ее федерализацию с вхождением Приднестровья и Гагаузии в качестве автономии) с сохранением российских войск. В последний момент, после звонка из Вашингтона, тогдашний президент Владимир Воронин отказался подписывать уже парафированный документ. Спустя шесть лет, потерявшие власть в результате цветного переворота идеологи бывшей правящей партии в приватных беседах откровенно признавались мне, что испугались действий оппозиции из-за пункта о российской базе.
Я это к тому – что мешает "Грузинской мечте" провернуть тот же фокус: наобещать России с три короба, а потом заявить, что не рискуют идти против общественного мнения? Ничего! Проходили и с Молдавией, и с Украиной. Хватит!
Повторю: если Тбилиси и впрямь захочет помириться с Сухумом и Цхинвалом – его право. Но на участие России в каких-то сделках рассчитывать не стоит.
Когда-нибудь, конечно, они помирятся. Возможно, когда-нибудь все три страны воссоединятся с Россией в рамках некоего нового союзного проекта. Но явно не в обозримом будущем. Так что будем реалистами. Лично мне не нравится использование конспирологических сценариев в предвыборной борьбе – но опять же это сверенное право грузинских властей. Нам просто не стоит на это особо внимание обращать…