window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
10 мая 2024, 14:00

Праздник со слезами на глазах: 10 лет назад война пришла в Мариуполь

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Дмитрий Родионов – о вторжении украинских нацистов в Мариуполь.
Фото: © РИА Новости/Александр Сухов

9 Мая – великий праздник для всех городов России, но для некоторых он оказался в прямом смысле слова со слезами на глазах. 10 лет назад в этот день на улицы Мариуполя впервые со времен Победы в Великой Отечественной пришла война. Вновь, как и за 73 года до этого, на город напали фашисты. Только не из далекой Германии, а украинские, которых еще за несколько месяцев до этого жители Приазовья считали "своим народом" и никак не ожидали, что они способны на масштабную агрессию, хотя, когда еще горели костры "Майдана", мариупольцы с тревогой наблюдал за происходящим и с первых дней Русской весны включились в общую борьбу за федерализацию Украины и недопуск нацистов к власти на Юго-Востоке страны.

Мариуполь, как и другие города шахтерского края, с марта оказался погружен в водоворот событий, ставших реакцией пророссийских регионов тогдашней Украины на нацистский переворот в Киеве в феврале 2014-го. Весь март и апрель в городе проходили массовые митинги, протестующие против политики хунты, захватившей власть в столице; требовали проведения референдума или консультативного опроса о будущем региона, происходили стычки с проукраинскими активистами, был осуществлен захват здания городского совета и ряда административных зданий с целью не допустить туда эмиссаров новых властей.

Когда 7 апреля в Донецке провозгласили ДНР, сторонники федерализации в Мариуполе, как и весь Донбасс, начали готовиться к референдуму о самоопределении, назначенному на 11 мая. По всему городу появляются трехцветные флаги Донецкой республики.

Трудно сказать, был ли целью атаки на Мариуполь именно срыв референдума или Киеву крайне важно было не позволить "сепаратистам" заполучить один из ключевых промышленных центров тогдашней Украины. Так или иначе, именно этот город начал подвергаться попыткам захвата с начала мая.

1 мая в Мариуполе прошли первомайское шествие и митинг сторонников ДНР, в котором приняло участие несколько тысяч человек. А уже 3–4 числа в городе прозвучали первые выстрелы – пока, к счастью, без жертв.

Фото: © РИА Новости/Никита Сергеев

Вечером 6 мая возле блок-поста в районе Мангуш произошел полноценный бой между ополченцами ДНР и боевиками "Азова*", в ходе которого был захвачен в плен первый министр обороны ДНР Игорь Хакимзянов. Весь мир видел жесткие кадры допроса, который вел лично лидер Радикальной партии – депутат Олег Ляшко. О его роли в тех событиях чуть позже.

Основная же драма развернулась 9 мая, когда местные милиционеры отказались исполнять преступный приказ начальника ГУ о силовом разгоне праздничного митинга, посвященного Дню Победы.

Еще 1 мая приказом министра МВД Украины Арсена Авакова (объявлен в розыск МВД РФ) на должность главы мариупольской милиции был назначен нацист Валерий Андрущук. Это, разумеется, не понравилось жителям города, которые требовали от него уйти в отставку или надеть георгиевскую ленточку. Пытаясь усыпить бдительность мариупольцев, он написал заявление по собственному желанию, однако в реальности никуда не ушел. Вместо этого он начала стягивать в город нацистские вооруженные формирования нацгвардии, фактически подменяя ими местную милицию. 

К местным милиционерам он относился как к скоту. Так, 7 мая Андрущук вызвал к себе командира первой роты ППС Зиновьева и в ходе ссоры просто-напросто выбросил из окна третьего этажа. А утром 9 мая он просто застрелил одного из сотрудников, не пожелавшего выполнять приказ о разгоне митинга. Это и привело к бунту милиционеров, после чего Андрущук забаррикадировался у себя в кабинете и позвал на помощь "азовцев*", которые вошли в город на бронетехнике и начали штурм здания.

По версии нацистов, "сепаратисты" попытались захватить горотдел милиции, воспользовавшись тем, что в праздничный день в нем было немного сотрудников. В результате было убито несколько милиционеров, которые вызвали "подкрепление".

Интересно, что "подкрепление" сходу стало палить по зданию из тяжелого вооружения, а когда жители города узнали о происходящем и пришли на помощь своей милиции – еще и по ним. Здание быстро охватил пожар, заблокированные в нем милиционеры были вынуждены выпрыгивать из окон, как неделей ранее жители Одессы из пылающего дома профсоюзов.

Фото: © ТАСС/Боровский Андрей

На следующий день, несмотря на объявленный в городе траур, атаки нацистов продолжились. Боевики выдвинули сторонникам федерализации ультиматум: в течение трех суток покинуть Мариуполь, иначе они обстреляют его из "Градов"! Однако в итоге они не решились на массовое убийство в большом городе и отступили. Правда, лишь временно. Уже в начале лета они начали новые, куда более продуманные и серьезные атаки на город, в итоге полностью захватив его 13 июня.

По официальным украинским данным, в ходе боя у горотдела милиции погибли 13 человек, семеро из которых – простые жители города. Однако, как рассказал журналистам один из координаторов Центральной избирательной комиссии ДНР Сергей Бешуля, жертвами событий 9 и 10 мая стали 99 человек!

Показательная реакция Запада! В США во всем обвинили сторонников федерализации!

"Мы осуждаем всплеск насилия в Мариуполе, вызванного пророссийскими активистами, которое привело к многочисленным жертвам. Мы по-прежнему призываем группы, которые поставили под угрозу общественный порядок, взяв в руки оружие и захватив общественные здания в нарушение закона Украины, разоружиться и освободить захваченные здания", – заявила представитель Госдепа Джен Псаки.

А где она была, когда сторонники "Майдана" захватывали здания на Западе Украины?

Тогда мы еще не знали таких выражений, как "сами себя обстреляли", "сами себя сожгли", а понятие "двойные стандарты" еще не укоренилось в привычном каждодневном лексиконе.

Тогда мы еще не знали, что такое война, что она вообще возможна. Из-за чего? Из-за того, что люди хотят разговаривать на русском языке, чтобы в их городах стояли памятники Ленину и Пушкину, чтобы они могли отмечать 9 Мая?

Да, уже была Одесса, уже шли полноценные бои в Славянске, хотя информация о них была довольно скудная, и война еще не дошла до Донецка, не то что до Мариуполя. Люди не понимали, что вот так просто в их город на БТРах и БМП могут ворваться боевики со свастиками на рукаве и начать стрелять в них без разбору.

Фото: © РИА Новости/Никита Сергеев

Кстати, о Ляшко. Изначально он должен был играть роль политрука при подразделении карателей, но в итоге он взял командование операцией на себя (хороший показатель дисциплины в наспех собранных бандах) – для укрепления своего политического веса! Гражданский человек. Депутат. Возглавил карательную операцию в одном из регионов своей страны! Едва ли это до сих пор может уложиться в голове. Как и то, что подавлять протесты приехала не армия, которая тогда еще не собиралась воевать против своих, не милиция, которая тогда была с народом, а боевики из собранных на скорую руку уголовников, нацистов и отморозков нацгвардии и теробороны. Именно тогда мы узнали о нацбатах – по сути частных армиях, находящихся над законом, собранных такими деятелями, как Игорь Коломойский (объявлен в розыск в РФ), чья зловещая тень стоит за кровавыми событиями в Одессе и Мариуполе, которого сегодня на Украине судят, смешно сказать, за организацию заказного убийства на рубеже лихих девяностых. В то время, как ему можно смело предъявлять обвинения в геноциде!

Мы тогда еще этого всего не знали и не могли поверить в возможность такого. Ни мы, россияне, ни жители Донбасса, которые тоже хотели быть россиянами. И которых за это приговорили к смерти. И еще восемь лет мы отказывались верить, что этот конфликт нельзя решить увещеванием. Но зверей увещевать – бесполезная трата времени. Драгоценного времени, которое унесло десятки тысяч жизней.

Когда я впервые попал в Мариуполь спустя 8 лет, я был потрясен масштабом разрушений, но все местные как один говорили мне, что они ни за что не согласились бы вернуться в те восемь лет нацистской оккупации, когда в городе не шли бои, но, когда боевики убивали их ни за что, иногда просто куражась, когда могли застрелить на месте за подозрение в нелояльности, когда люди исчезали бесследно или попадали в пыточные, будто из оживших со страниц книг о гитлеровской оккупации.

Сегодня Мариуполь восстает из руин. Пройдет еще несколько лет и уже мало что будет напоминать о войне. Но те, кому посчастливилось пережить все события, каждый год будут встречать 9 Мая со слезами на глазах, помня о том, как в этот день к ним впервые постучалась война. И все мы должны помнить о том, что наша обязанность завершить то дело, которое, как мы думали, 80 лет назад завершили наши деды – добить фашизм раз и навсегда!

* Запрещенная в России организация.

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1218502 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1218502')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1218502", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1218502', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1218502(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1218502(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })